Разработка урока физики для 8 класса по теме " Сопротивление проводника"
Оценка 4.8

Разработка урока физики для 8 класса по теме " Сопротивление проводника"

Оценка 4.8
docx
31.01.2020
Разработка урока физики для 8 класса по теме " Сопротивление проводника"
Сопротивление.docx

 

Раздел долгосрочного плана: 8.3 А

Постоянный электрический ток.

Школа: сш №2  

Дата:

ФИО учителя: Ильина О.А.

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока

Электрическое сопротивление проводника, удельное сопротивление проводника, реостат

Цели обучения для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.4.2.7 объяснять физический смысл сопротивления, его единицы измерения;

 8.4.2.8 применять формулу удельного сопротивления проводника при решении задач

Цель урока

-объяснять природу электрического сопротивления на основании электронной теории;                                                                     

-использовать формулу удельного сопротивления проводника при решении задач;                                                                   

-использовать различные единицы измерения, устанавливая взаимосвязь между ними.                             

Критерии оценивания

- выясняют  физический смысл электрического сопротивления;                                                                                     - используют формулу удельного сопротивления при решении задач;                                                                                                           - устанавливают связь между различными единицами измерения.

Языковые задачи

 

Предметная лексика и терминология: электрическое сопротивление, удельное сопротивление проводника, кристаллическая решетка, электрический ток, сила тока, напряжение, геометрические размеры проводника, прямая и обратная  пропорциональная зависимость.     Полезные выражения и словосочетания (при описании эксперимента):                                                                                   

Я думаю, что ….                                                                             

Я считаю, что….                                                                                   

На мой взгляд….

Приучение к ценностям

 

 

Уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга, формирование навыков сотрудничества через парную и групповую работу; открытость при оценивании работы учащихся; труд и творчество при выполнении индивидуальной работы (экспериментальные задания  на вывод формулы электрического сопротивления,  решение качественных и количественных задач на применение формулы удельного сопротивления проводника)

Межпредметная связь

Химия (кристаллическая решетка), математика (обратная и прямая пропорциональная зависимость, умение производить расчеты по формулам), технология (электрическая цепь и ее составные части).

Предшествующие знания

 

Электрический заряд. Электрический ток. Источники тока. Электрические цепи. Сила тока. Напряжение.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке 

 

Ресурсы

Начало урока

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

Создание коллаборативной среды: игра «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

(К) Объединение в группы. Прием «Жокей и Лошадь»

 Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с обозначением физических величин (сила тока, напряжение, заряд), вторые – с единицами измерения (ампер, вольт, кулон). Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».Таким образом, учащиеся объединяются в 3 группы.

Актуализация знаний

(И)   Заполнение таблицы 

Опираясь на предыдущие знания по предмету, ученики заполняют таблицу на знание величин, характеризующих электрические цепи.

Величина

Обозначение

Формула

Единица измерения

Сила тока

 

 

 

 

U

 

 

 

 

 

кулон

Ученики дают небольшую характеристику каждой из этих величин по алгоритму:

1.Название величины

2.Что характеризует данная величина?

3.По какой формуле она находится?

4.В каких единицах измеряется?

5.Каким прибором измеряется или изменяется?

 Взаимооценивание по таблице с ответами на слайде. 

(Г) Экспериментальное задание.

Ученики собирают  цепь, состоящую из источника тока, амперметра, вольтметра, проводников 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом

В цепь поочередно включают проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока измеряют амперметром. Результаты измерений записывают в таблицу:

№ опыта

U, В

Проводник

R, Ом

I, А

1

2

1

 

2

2

2

 

3

2

4

 

Совместное обсуждение:

-Что вы наблюдали?

-Какой вывод можно сделать из этого?

Предполагаемый ответ: при постоянном напряжении, чем больше сопротивление, тем меньше сила тока.

Целеполагание

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-О какой физической величине мы узнаем?

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока и определяют цель, которую нужно достичь к концу урока.

 

 

 

 

 

Карточки с обозначением физических величин и  единиц измерения

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Середина урока

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

Получение новых знаний.

Просмотр видеофрагмента «Что такое электрическое сопротивление?»

(П) Просмотрев видеофрагмент, ученики работают  в паре по заданию, обсуждая, заданные учителем, вопросы и отвечая на них, делают  вывод.

-Итак, что же является причиной, ограничивающей силу тока в проводнике? (Взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки)

-Почему сопротивление различных проводников отличаются? (Сопротивление проводников зависит от материала, из которого проводник изготовлен, т.е. от рода вещества - удельного сопротивления проводника)

Самооценивание «Большой палец»

(Г) Экспериментальное задание

Каждая группа получает свою карточку с экспериментальным заданием. Здесь не только провести предлагаемый эксперимент, но и сделать определенные выводы. После выполнения этого задания один человек от группы расскажет о своих наблюдениях. Перед тем как начать работу, вспоминают технику безопасности.

1 группа. Включают в цепь проволоки из одинакового материала и одинаковой площадью поперечного сечения, но разной длины. Записывают показания приборов в тетрадь.

-Почему увеличение длины проволоки приводит к увеличению сопротивления?

Вывод: Сопротивление проводника зависит от его длины: чем длиннее проводник, тем больше сопротивление. Сопротивление проводника прямо пропорционально зависит от его длины.

2 группа. Включают в цепь проволоки из одинакового материала и одинаковой длины, но с разной площадью поперечного сечения. Записывают показания приборов в тетрадь.

-Почему увеличение толщины проволоки приводит к уменьшению сопротивления?

Вывод: Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения проволоки: чем толще  проводник, тем меньше сопротивление. Сопротивление проводника обратно  пропорционально зависит от его поперечного сечения.

3 группа. Включают в цепь проволоки одинаковой длины, с одинаковой площадью поперечного сечения, но разного материала. Записывают показания приборов в тетрадь.

-Почему чем больше удельное сопротивление проволоки, тем больше сопротивление?

Вывод: Сопротивление проводника зависит от рода вещества, удельного сопротивления проводника. Сопротивление проводника прямо пропорционально удельному сопротивлению вещества.

Устная обратная связь учащихся на выступления спикеров от группы. 

(Г) Вывод  формулы электрического сопротивления.

На основе опытных данных  ученики в группах выводят формулу электрического сопротивления: R=pl/S 

Учитель дополняет: эту зависимость впервые получил опытным путем Г.Ом, исследуя свойства различных  проводников. Единица измерения сопротивления – Ом.

1 Ом= 1В/1А

Из формулы расчета сопротивления можно вывести:

p= RS/l

Единица измерения удельного сопротивления – 1 Ом*м или 1Ом*1мм2/1м

Связь единиц измерений - 1Ом*м=106Ом*мм2

(И) Работа с информацией из учебника

Проработав абзац темы урока «Реостат и резистор», ведут краткие записи.

-Почему единица измерения удельного сопротивления 1Ом*1мм2/1м удобнее в сравнении с единицей измерения 1Ом*м.

-Для чего служит реостат в цепи?

-Почему для плавного изменения силы тока в цепи используют ползунковый реостат?

 Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание»

 Задания для формативного оценивания

(И,Г) Решение задач

Каждый обучающийся выбирает задание в зависимости от своих возможностей, решает ее индивидуально. Затем в группе задача проверяется остальными учениками, разбирается и все записывают в тетрадях решения всех трех задач.

1.У меня в руках проводник. Как изменится его сопротивление, если я сложу его пополам?

2.Размеры медной, железной и нихромовой проволок одинаковы. В цепи с какой проволокой будет идти самый большой ток?

3.Определить длину  алюминиевой проволоки сопротивлением 0,112 Ом и площадью поперечного сечения 0,2мм2? (Удельное сопротивление алюминия – 0,028 Ом*мм2/м)

Дескрипторы:

- понимает физический смысл сопротивления

- записывает краткое условие задачи                                      - знает формулу удельного сопротивления

-выводит из формулы удельного сопротивления неизвестные в задаче  величины

- знает единицы измерения

-умеет переводить единицы измерения в СИ

Самооценивание в группах по готовым ответам

Домашнее задание

Выполните творческое задание: приготовить презентацию на тему «Виды постоянных и переменных резисторов».

 

 

 

https://www. youtube com/ watch?v=hdA-daKAGmO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник 8 кл.

Н.А.Закирова

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь

 

 

 

 

карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

 

 

 

 

Конец урока

5 мин

Рефлексия. Метод «Все в твоих руках»

Учитель предлагает вернуться к целям урока. Все ли цели урока были достигнуты? Что дал вам этот урок?

1.Было интересно….

2.Мне было трудно….

3.Урок дал мне для жизни….

4.Я приобрел…..

5. Я научился….

Устная обратная связь учителя по  уроку

Графический органайзер

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?  

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности 


Дифференциация задания по различному уровню сложности задания, дифференциация по ресурсам при изучении темы, дифференциация по темпу работы учащихся, дифференциация по объему учебного материала.

По мере необходимости оказывается помощь учащимся, работающим в парах.

Ученики с высоким уровнем мотивации оказывают помощь одноклассникам в фиксировании результатов и выводов. Использование открытых вопросов для детей с выраженными умственными способностями.

Оценивание в виде наблюдения за ходом усвоения материала; отслеживая результат самостоятельной работы в группах и индивидуально; по ответам на вопросы, с помощью устной обратной связи учеников,

анализируя результаты самооценивания своей работы на уроке.

Соблюдение техники безопасности при работе с электрическими приборами (при проведении эксперимента)

Длительность работы проектора

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? 

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

 

Итоговая оценка

 

 

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (о преподавании и учении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (о преподавании и учении)?

1:

 

2:

 

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке?  

 

 

 

 

Таблица 1

Величина

Обозначение

Формула

Единица измерения

Сила тока

 

 

 

 

U

 

 

 

 

 

кулон

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

№ опыта

U, В

Проводник

R, Ом

I, А

1

2

1

 

2

2

2

 

3

2

4

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Исследуйте как зависит сопротивление проводника от его длины.

Оборудование:источник тока (низковольтный), амперметр, ключ, лампочка, набор резисторов из одного материала, имеют равное сечение, но разную длину.

Ход работы

1.       Соберите цепь по схеме, включив последовательно источник тока, ключ, резистор, амперметр. Замкните цепь.

2.       Измерьте силу тока.

3.       Разомкните цепь.

4.       Замените резистор на другой, имеющий большую длину.

5.       Замкните цепь, измерьте силу тока.

6.       Выполните пункты 3,4,5 с третьим резистором

Длина провода

Значение силы тока

Вывод

15 см

 

 

30 см

 

45 см

 

Вывод: сопротивление проводника зависит от его __________________,

чем длиннее проводник, тем________________________ сопротивление.

Приложение 2

Исследуйте как зависит сопротивление проводника от его толщины.

Оборудование:источник тока (низковольтный), амперметр, ключ, лампочка, набор резисторов  разной толщины, одного материала и длины.

Ход работы

1.       Соберите цепь по схеме, включив последовательно источник тока, ключ, резистор, амперметр. Замкните цепь.

2.       Измерьте силу тока.

3.       Разомкните цепь.

4.       Замените резистор .

5.       Замкните цепь, измерьте силу тока.

Проводник (резистор) медный

Значение силы тока

Вывод

Диаметр тоньше

 

 

Диаметр толще

 

Вывод: сопротивление проводника зависит от  ________________________,

чем______________  проводник, тем________________________ сопротивление.

Приложение 3

Исследуйте как зависит сопротивление проводника от рода вещества.

Оборудование:источник тока (низковольтный), амперметр, ключ, лампочка, набор резисторов  из разных материалов, но равных геометрических размеров.

Ход работы

1.       Соберите цепь по схеме, включив последовательно источник тока, ключ, резистор(нихромовый), амперметр. Замкните цепь.

2.       Измерьте силу тока.

3.       Разомкните цепь.

4.       Замените нихромовый провод медным .

5.       Замкните цепь, измерьте силу тока.

Проводник (резистор)

Значение силы тока

Вывод

нихромовый

 

 

медный

 

Вывод: сопротивление проводника зависит от  ________________________.

 

 

Карточка с заданиями на формативное оценивание

 

1.У меня в руках проводник. Как изменится его сопротивление, если я сложу его пополам?

2.Размеры медной, железной и нихромовой проволок одинаковы. В цепи с какой проволокой будет идти самый большой ток?

3.Определить длину  алюминиевой проволоки сопротивлением 0,112 Ом и площадью поперечного сечения 0,2мм2? (Удельное сопротивление алюминия – 0,028 Ом*мм2/м)

 

 

 

Оценочный лист

Фамилия______________ Балл________________

№ вопроса

1

2

3

ответ

 

 

 

 

Рефлексия. Метод «Все в твоих руках»


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана: 8.3

Раздел долгосрочного плана: 8.3

Создание коллаборативной среды : игра «Хорошее настроение»

Создание коллаборативной среды : игра «Хорошее настроение»

Получение новых знаний. Просмотр видеофрагмента «Что такое электрическое сопротивление?» (П)

Получение новых знаний. Просмотр видеофрагмента «Что такое электрическое сопротивление?» (П)

Получение новых знаний. Просмотр видеофрагмента «Что такое электрическое сопротивление?» (П)

Получение новых знаний. Просмотр видеофрагмента «Что такое электрическое сопротивление?» (П)

Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Таблица 2 № опыта

Таблица 2 № опыта

Приложение 3 Исследуйте как зависит сопротивление проводника от рода вещества

Приложение 3 Исследуйте как зависит сопротивление проводника от рода вещества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020