Разработка урока физики для 8 класса по теме "Внутренняя энергия"
Оценка 4.6

Разработка урока физики для 8 класса по теме "Внутренняя энергия"

Оценка 4.6
docx
17.01.2020
Разработка урока физики для 8 класса по теме "Внутренняя энергия"
Внутренняя энергия..docx

 

 

Раздел долгосрочного плана:

Внутренняя энергия

Школа:  СШ№2

Дата:

ФИО учителя:  Ильина О.А.

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела

Цели обучения для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.3.2.1 – описывать способы изменения внутренней энергии

Цель урока

- отличать внутреннюю энергию от механической;

- сформировать понятие о способах изменения внутренней энергии тела; приводить примеры к каждому способу изменения внутренней энергии;

- анализировать, обобщать, делать выводы, при выполнении разных заданий (практических и теоретических).

Критерии оценивания

- объясняют отличия механической и внутренней энергии;

- описывают способы изменения внутренней энергии и приводят примеры; 

- доказывают свою точку зрения; понятно, аргументировано излагают свои мысли.

Языковые задачи

 

 

Предметная лексика и терминология:

Энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя энергия, теплопередача.

Серия полезных фраз для диалога:

o   Кинетическая энергия движущегося тела зависит от…

o   Потенциальная энергия тела зависит от…

o   Внутренняя энергия тела изменяется при….

o  Процесс изменения внутренней энергии….

Вопросы для обсуждения:

Можете ли вы объяснить, как происходит переход одного вида энергии в другой?

Можете ли вы сказать, почему происходит изменение внутренней энергии?

Приучение к ценностям

 

 

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность (через содержание задачи с условием о памятниках Меркенского района); сотрудничество (через групповую работу), труд и творчество (через задания художественного характера – кластер, диаграмма Вена), образование в течение всей жизни (через содержание задач с примерами из повседневной жизни и быта человека).

Межпредметная связь

Астрономия, биология, история, литература, технология (при решении задач на закреплении)

Предшествующие знания

 

Различают виды энергии, приводят примеры взаимопревращений энергии. Применяют формулы Ек и Еп, приводят примеры перехода энергии из одного вида в другой.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке 

 

Ресурсы

Начало урока

2 минуты

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент.

(К) Психологический настрой - приветствие «Улыбнитесь»

Настроимся на приятную работу. Поднимите руку те, кто сегодня перед выходом в школу смотрелся в зеркало. Теперь поднимите руку, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

    Создание коллаборативной среды посредством деления на группы по моногенному составу. Учитель сам раздает стикеры с указанием группы. Разделились на 4 группы по 4 человека

 

Актуализация знаний.

(И,Г) Учитель предлагает прочитать эпиграф  урока:

«Все в мире является энергией.
Энергия лежит в основе всего…
Это не философия. Это физика

Альберт Эйнштейн

Какая физическая величина будет «королевой» сегодня на уроке?

Учитель объявляет конкретную тему

  • Что вы уже знаете об этом?
  • Чего вы ожидаете или испытываете потребность узнать?
  • Почему вам это нужно знать?

Вместе с учащимися уточняет цели и ожидаемые результаты от урока

  

 

 

 

 

Стикеры разного цвета

 

 

Приложение №1

 

Слайд №1

 

 

 

 

 

Слайд № 2

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

Середина урока

 

 1 минута

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

1 минута

 

 

 

1 минута

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 минуты

 

 

2 минуты

 

 

 

 

6 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 минуты

1. Сегодня мы изучаем тему: “Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела”.

(И) Однако, перед тем как вы начнете работу с литературой, давайте немного подумаем о том, как, по-вашему, мнению, можно изменить внутреннюю энергию тела. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и ручку и в течении 1 минуты запишите все, что вы знаете об этом или вам кажется, что вы это знаете.

(Г) После того как вы закончили свои записи, обсудите их с товарищами в группе.

Заслушивание выдвинутых гипотез, заполнение столбца №1 “Бортового журнала” (таблица №1):

1.Предполагал

2.Установил экспериментально

3.Узнал из учебника

 

 

 

(Г)   Учитель: Систематизируем ваши гипотезы.

Но вначале  ответим на вопросы

- Что такое внутренняя энергия?

- Ее обозначения и единицы измерения.

- Кинетическая, потенциальная энергия.      

На эти вопросы я предлагаю вам ответить с помощью приема кластера

Проводится устная обратная связь с помощью приема «Две звезды, одно пожелание»

 Внесите коррективы в «Бортовой журнал».

Словесная оценка работы группы

 

Учитель: Вы выдвинули гипотезы.
А как проверить их правильность? 
Учащиеся отвечают. 
Какие эксперименты могли бы подтвердить ваши гипотезы? У вас 2 минуты на размышление.

(Г) После того, как учащиеся завершат свое обсуждение, и запишут свои идеи на листе бумаги, они получают карточки с заданиями – в помощь. 

Группы №1,2,3 – задание 1, группа №4 (сильные учащиеся) – задание 2.

Способы изменение внутренней энергии

(Г) Экспериментально-исследовательская  работа.

Учитель предлагает учащимся сверить свои идеи с результатами опытов. Для подтверждения выдвинутых гипотез необходимо провести физический эксперимент и подтвердить свои идеи. Презентация проведенных опытов: группа №1 выполняет опыт 1 и 2 , группа №2 выполняет опыт из вопроса 3 и 4, группа №3 выполняет опыт 5 и 6, группа №4 выполняет опыты согласно своему заданию.

По окончанию работы заполняется столбец №2 “Бортового журнала”.

Учитель: Обсудите в группе результаты опытов. Подготовьте общий ответ. (Презентация проведенных опытов.)

Взаимооценивание по дескриптору и устной обратной связи учащихся

Дескриптор:

- указывают на увеличение или уменьшение внутренней энергии;
- объясняют способ изменения за счет механической работы;
-  объясняют способ изменения в процессе теплопередачи.

Работа с учебником по новой теме.

(И)  Прием «Инсерт»

Чтение текстов II части параграфа «Механическая работа как способ изменения внутренней энергии» и  III части «Теплопередача как способ изменения внутренней энергии тела». Теперь пора перейти к изучению темы, сейчас вы будете читать текст. Однако по мере чтения вы должны будете делать пометки на полях. Пометки могут быть следующие:

  • «+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
  • «–» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;
  • «V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
  • «?» – поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения материала вы будете делать четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Теперь, пожалуйста, начните читать.

Корректировка знаний осуществляется с помощью маркировочной таблицы.

Теперь, когда вы прочли статью, остановитесь и подумайте, что вы прочли. Какие знания подтвердились, какие нет? А теперь каждый сделает индивидуальную таблицу пометок, с тем, чтобы занести полученную информацию по категориям.

Учитель: 

(Г) Обсудите в группе прочтенные материалы, по мере необходимости возвращаясь к тексту. Сначала рассмотрите те вопросы, по которым имелось всеобщее согласие. Затем, обсудите разногласия, и вопрос о том разрешила ли, полученная вами информация все противоречия и неясности. Подготовьте общий ответ.   Заполните столбец №3 “Бортового журнала”

Устная обратная связь учителя.

(К). Интерактивная лекция с видеороликами   превращения внутренней энергии

 отвечают на вопрос, описывают  изменения  внутренней энергии.

Методом «Диаграмма Вена» подведем графический итог, вспомнив цели урока             

 (Г)         eb832739166970c3b89c88f8366f98ca

           Оценивание  методом   Сигнальных карт  

Зеленый- всё сделано правильно

Желтый – есть неточности

Красный – много ошибок      

    Закрепление теоретического материала

решение качественных задач для знатоков истории, литературы, астрономии, биологии и технологии.

Каждой группе предложены 3 конверта:

В желтом лежат задачи низкого уровня

В зеленом – задачи, требующие развернутого объяснения

В красном – задачи, с более аргументированным ответом, требующий знания, полученные на уроке и , может, помощи других источников (например, Интернета) .

Группа выбирает конверт

Выходит к слайдам представитель от группы и озвучивает ответ задачи на соответствующем слайде.

На слайде высвечивается образец правильного ответа и представители других групп оценивают методом «Большого пальца» .

Дескриптор:

- формулируют определения кинетической и потенциальной энергии;
- дают определение внутренней энергии;
- описывают способы изменения внутренней энергии;
- различают виды превращений внутренней энергии.

   Дифференцированное домашнее задание.

Учитель объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

лист бумаги и ручка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бумага формата А3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

 

Слайды № 4,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебник физики, §3, стр. 17-18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркировочная таблица

«+»

«–»

«V»

«?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды №6,7,8,9

Видеоролики из электронного учебника

 

 

Листы формата А3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды №

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник

 

Карточки с заданиями домашних опытов

Приложение № 3

Конец урока

4 минуты


       Рефлексия «Blob tree».

У каждого из этих человечков на дереве разное настроение и они занимают различное положение. Для начала красным цветом определите, какой из них больше всего похож на вас в конце нашего урока. После этого зеленым цветом выберите человечка, на которого вы бы хотели быть похожи.

Самооценивание по достижению целей обучения по уроку

          

 

   

 

 

 

 

Иллюстрации с изображением

дерева с человечками

фломастеры двух цветов

215-Blob-Tree-Posters-Cover

 

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?    

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?  

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности 


 

В рабочем процессе всячески поддерживаю детей посредством устной похвалы, этим я поддерживаю учеников и показываю им свое удовлетворение от их успеха.

 

Дифференциация выражена в подборе экспериментальных заданий,  в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся.

 

Дифференциация по темпу

 

 

Через наблюдения за индивидуальной работой учащихся, их работой в группе, по ответам на вопросы с помощью

 

Взаимооценивания по дескрипторам, с помощью приема «Большой палец»

 

С помощью метода «Диаграмма Вена» проверю уровень усвоения материала учащимися согласно достигнутым целям урока.

 

По приему «Дерева с человечками» узнаю у обучающихся, на какой уровень усвоения и знаний они себя ставят после урока

 

 

Техника безопасности при работе с термометром, с эфиром, со стеклянным сосудом.

 

Длительность работы проектора  для просмотра слайд-презентации.

 

Рефлексия по уроку

 

Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? 

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

 

 

Итоговая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (о преподавании и учении)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (о преподавании и учении)?

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке?    

 

 


Ресурсы к уроку

Приложение №1

Презентация

 

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Картинки по запросу все в мире является энергией энергия лежит в основе всего

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

 

 

 

 


Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

 


 

 

Приложение №2

Карточка №1

 

Проделайте опыты:

 


1. Возьмите в руку термометр, как показано на рисунке, и подержите его 20—30 с.

При этом столбик ртути_______________________________

Почему это произошло?_______________________________

Что происходит с внутренней энергией ртути?____________

За счет чего это происходит?___________________________


5


2. Положите монету на кусок деревянной доски и энергично потрите ее, прижимая к поверхности, в течение нескольких минут. Руками проверьте, как изменилась температура монеты. Объясните результат.


 


3. Возьмите резиновую ленту, связанную кольцом, приложите ленту ко лбу и запомните ее температуру. Удерживая резину пальцами руки, несколько раз энергично растяните и в растянутом виде снова прижмите ко лбу. Сделайте вывод о температуре и причинах, вызвавших изменение.

3


 

4. Кусок медной или алюминиевой проволоки быстро изгибайте в одном и том же месте. Что наблюдается в месте изгиба?

5. В стакан с горячей водой поместили чайную ложку. Опишите изменения, которые будут наблюдаться через 30 секунд. Измениться ли внутренняя энергия?

6. Как можно отогреть озябшие руки? (не менее двух способов) Проделайте это сейчас. Как можно назвать эти способы изменения внутренней энергии? ________________________________________________________________________

Карточка №2

 

Проделайте опыты:


1. В толстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачайте воздух через специальное отверстие в ней. Что произойдет с пробкой? Попробуйте объяснить, почему? Что произойдет с воздухом в сосуде? Почему?


 

 

2. Укрепите толстостенную латунную трубку на подставке. Налейте в трубку немного эфира и закройте пробкой. Затем трубку обвейте веревкой и начните быстро двигать то в одну сторону, то в другую. Что произошло с пробкой? Попробуйте объяснить, почему?

 


 


Приложение №3

Карточка с заданиями домашних опытов

1.

 

Возьмите новый целый полиэтиленовый пакет. Ополосните пакет внутри горячей водой так,
чтобы остались капли. Герметично привяжите его к наконечнику велосипедного насоса или большой резиновой груши. Энергично накачайте воздух в пакет, чтобы он лопнул.
В воздухе появится туман.

Объясните
 
наблюдаемое явление.

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8_2/1.gif

2.

 

Измерьте домашним термометром температуру воды, налитой в банку или бутылку. Плотно закройте сосуд и 10–15 мин интенсивно встряхивайте его, после чего вновь измерьте температуру. 
Чтобы исключить передачу тепла от рук, наденьте варежки или заверните сосуд в полотенце.

Какой способ изменения внутренней энергии вы использовали? 
Поясните.

 

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8_2/2.gif

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8_2/BOY4.gifЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОДУМАТЬ

 

1.  

Молоток нагревается и когда им бьют, например, по наковальне, и когда он лежит на солнце в жаркий летний день.

Назовите способы изменения внутренней энергии молотка в обоих случаях.

 

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8_2/46r3.gif

3. 

Два одинаковых латунных шарика упали с одной и той же высоты. Первый упал в глину, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте.

Который из шариков больше изменил свою внутреннюю энергию?

 

 

Жду ответов!

"ВОЗДУШНОЕ ОГНИВО"

Если положить в цилиндр с поршнем кусочек ваты и резко опустить (вдвинуть) поршень, то вата воспламенится ! 
Над воздухом внутри поршня совершается работа - уменьшается его объем.
Это приводит к увеличению внутренней энергии воздуха и его температура возрастает,
что и приводит к возгоранию ваты.

 

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

При понижении температуры Земного шара всего на один градус выделилась бы энергия, примерно в миллиард раз превосходящая вырабатываемую ежегодно всеми электростанциями мира.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана: Внутренняя энергия

Раздел долгосрочного плана: Внутренняя энергия

Ход урока

Ход урока

Сегодня мы изучаем тему: “Внутренняя энергия

Сегодня мы изучаем тему: “Внутренняя энергия

Сегодня мы изучаем тему: “Внутренняя энергия

Сегодня мы изучаем тему: “Внутренняя энергия

Сегодня мы изучаем тему: “Внутренняя энергия

Сегодня мы изучаем тему: “Внутренняя энергия

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку?

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку?

Ресурсы к уроку Приложение №1

Ресурсы к уроку Приложение №1

Слайд №13 Слайд №14

Слайд №13 Слайд №14

Приложение №2 Карточка №1

Приложение №2 Карточка №1

Приложение №3 Карточка с заданиями домашних опытов 1

Приложение №3 Карточка с заданиями домашних опытов 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020