Конспект урока географии для 8 класса на тему «Моря России, как крупные природные комплексы»
Учитель: Дубоделова Людмила Васильевна, первой квалификационной категории
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о морях России.
2. Показать взаимосвязи между компонентами морей. Расширить
знания о природных комплексах.
3. Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой
России.
4. Развивать познавательную активность учащихся, умение
наблюдать, рассуждать и делать выводы.
Оборудование: физическая карта России, карта океанов, таблица моря России, картины с изображением побережий морей. Презентация «Моря России».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие по водным просторам России, узнаем множество удивительных фактов об истории, названиях, характере и особенностях, животном и растительном мире морей нашей страны. Поймем, почему Каспийское озеро называют морем и многое другое.
Моря, озера и реки дают жизнь всему живому: растениям, животным и людям.
Но сначала вспомним полученные ранее знания.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
1. Учитель проводит фронтальный и индивидуальный опрос:
– Покажите на карте известные вам равнины России.
– Покажите на карте горы нашей страны.
– Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его географическое положение на карте.
2. Несколько учащихся по выбору учителя выполняют работу на индивидуальных карточках.
Вариант I
№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.
Россия – страна огромных равнин. Огромная низменность с большим количеством болот называется … (Западносибирской) равниной. … (Восточно-Европейскую) равнину называют холмистой. А … (Среднесибирское) плоскогорье похоже на горную страну.
№ 2. Найдите лишний географический объект:
а) вулканы Камчатки, Саяны, Алтай;
б) Кавказ, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье;
в) Кавказ, Алтай, Урал.
№ 3. Соедините стрелками схемы гор и их названия:
Вариант II
№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.
Россия – страна величественных гор. Самые высокие горы –… (Кавказские) горы. На юге Сибири находятся горы … (Алтай) и … (Саяны). С севера на юг через всю территорию России протянулись … (Уральские) горы.
№ 2. Найдите лишний географический объект:
а) Кавказ, Урал, Саяны, Среднесибирское плоскогорье;
б) Восточно-Европейская равнина, Западносибирская равнина, Саяны
в) Алтай, Саяны, Кавказ.
№ 3. Соедините стрелками схемы равнин и их названия:
III. Работа над новой темой.
Моря России
Россия – мировая морская держава, поскольку омывается тремя океанами.
Покажите на карте и назовите, какие это океаны.
Ученики (показывают на карте). На Севере – Северный Ледовитый океан. На западе – Атлантический океан. На востоке – Тихий океан.
(рис. 1).
Рис. 1. Россия на карте (Источник)
Если внимательно посмотреть на карту России, станет понятно, что ее площадь огромна, общая протяженность границ – 60 тысяч километров, из которых 40 тысяч километров – морские границы.
Рис. 2. Россия на карте (Источник)
Учитель. На севере нашу страну омывают Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море – моря Северного Ледовитого океана (рис. 2).
Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Найдите и подпишите их на контурной карте.
Работа с презентацией.
1. Море Лаптевых (рис. 3) было названо в честь русских полярных исследователей двоюродных братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых.
Рис. 3. Море Лаптевых (Источник)
2. На востоке Россию омывают Берингово, Охотское и Японское моря – моря Тихого океана. Берингово море было названо в честь российского офицера, мореплавателя, командора Витуса Беринга (рис. 4), под руководством которого оно исследовалось в 1725–1743 гг.
Рис. 4. Витус Беринг (Источник)
Все северные и восточные моря характеризуются суровым климатом: температура летом не поднимается выше 5–12°, зимой большая часть морей покрывается льдом и снегом. В Японском море часто бывают сильные штормы и тайфуны, в Охотском и Беринговом морях – густые туманы (рис. 5).
Рис. 5. Берингово море (Источник)
Но животные все же приспособились к суровым условиям жизни. Благодаря толстому слою подкожного жира хорошо там обитают нерпы, моржи, тюлени, акулы, различные виды китов (рис. 6–10).
Рис. 6. Нерпа (Источник)
Рис. 7. Морж (Источник)
Рис. 8. Тюлень (Источник)
Учитель. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.
Ученики. Охотское море, Японское море, Берингово море.
(работа с контурной картой и атласом, слайды презентации)
Рис. 9. Акула (Источник)
Рис. 10. Кит (Источник)
Учитель. Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.
Ученики. Балтийское и Черное моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу.
Учитель. Что вы можете сказать о Черном море?
Ученики. Черное море теплое, бóльшая часть его никогда не замерзает.
Учитель. О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?
Ученики. Вода в морях солёная.
Работа с презентацией.
Черное и Балтийское моря (бассейн Атлантического океана) очень глубоко вдаются в сушу. Балтийское море опасно – там много островов, подводных скал и рифов, поэтому там очень много маяков (рис. 11).
Рис. 11. Балтийское море. Шторм. Маяк (Источник)
Санкт-Петербург – главный порт Балтийского моря, основанный Петром І около 300 лет назад (рис. 12).
Рис. 12. Санкт-Петербург (Источник)
Черное море – самое теплое море России, зимой оно практически не замерзает, а летом на его берегах множество отдыхающих (рис. 13).
Рис. 13. Сочи, побережье Черного моря летом (Источник)
Здесь живет около 200 видов рыб, акулы катраны и дельфины, на мелководье хорошо видны разноцветные водоросли и крабы, морские собачки и зеленушки, морские улитки и креветки (рис. 14–21).
Рис. 14. Акула катран (Источник)
Рис. 15. Дельфин афалина (Источник)
Рис. 16. Краб (Источник)
Рис. 17. Водоросли (Источник)
Рис. 18. Морская собачка (Источник)
Рис. 19. Морская зеленушка (Источник)
Рис. 20. Морская улитка (Источник)
Рис. 21. Креветка (Источник)
Самая яркая рыба Черного моря – троепер (рис. 22).
Рис. 22. Троепе (Источник)
А на огромной глубине, куда добираются только водолазы, обитают морские лисицы (скаты) (рис. 23) и морские петухи (рис. 24).
Рис. 23. Морская лисица (Источник)
Каспийское море – озеро.
Учитель: Каспийское море на самом деле – крупнейшее озеро в мире (рис. 25), а морем называется из-за своей огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км. За многие годы разные народы дали этому морю около 70 названий, последнее появилось при картографировании во времена Петра І.
Рис. 25. Каспийское море (Источник)
IV. Закрепление изученного материала по вопросам учителя:
· Сколько же морей омывают российские берега?
· К бассейнам каких океанов они относятся?
· Назовите их и покажите на карте?
· Расскажите что Вам особенно запомнилось сегодня на уроке?
V. Итоги урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
1. Параграф 22;
2. По выбору учащихся:
· составить кроссворд;
· подготовить сообщения: о Каспийском море - озере; озере Байкал.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.