Всеобщая история
Тема: Государства Востока Тип: комбинированный
Цели и задачи урока: определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран; реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления; совершенствавать умение получать информацию из разных источников и преобразовывать ее; воспитывать интерес и уважение к истории других народов.
Формируемые УУД: применяет и объясняет на примерах понятия и термины: традиционное общество, индуизм, конфуцианство, бусидо, самураи, конфуцианство, буддизм, синтоизм; работает с учебником, иллюстрациями; характеризует характерные особенности государственного устройства стран Востока; анализирует и обобщает исторические факты; устанавливает причинно-следственные связи; сравнивает развитие Китая, Индии и Японии в Новое время; формулирует выводы по теме.
Планируемые методы, приемы, технологии: расшифровка слова, загадки, работа с понятием, схема, работа с визуальными источниками, тесты
Дефиниции: традиционное общество
Ход.
I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний - Расшифровка слова ВОЗРОЖДЕНИЕ.
III. Мотивация – Загадки: Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока.
Китай |
Япония |
Индия |
Страна загадок и чудес с древней историей, уникальными традициями и утончённой философией. Родина бумаги, фарфора, пороха. |
Это “игрушечная страна” с гейшами и бумажными фонариками, с цаплями, драконами и многочисленными старинными традициями, страна самураев, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости. |
Родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. |
IV. Сообщение темы и цели. V. Основная часть.
1) Работа с понятием:
Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие.
Черты традиционного общества:
1. Всевластие государства, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель (Индия – временное пользование знатным людям на 10 лет (налоги, войско); Китай – государственные и «народные - частные»; Япония – собственность князя, который перераспределял их; ДЕРЕВЕНСКАЯ ОБЩИНА).
2. Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов.
3. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением
2) Схема – Сословный строй:
Китай |
Япония |
Индия (касты) |
|
Императорская семья · развлечения, церемонии Чиновники · учёт населения · сбор налогов · следили за исполнением законов · организовывали строительные работы
|
Воины-самураи (наследственно) · высшие военачальники: князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие чиновники, низшие чиновники · носили два меча, получали пайки риса · разделялись на ранги · подчинялись кодексу чести «бусидо» |
Учёные и жрецы |
|
Крестьяне · занимались сельским хозяйством |
Крестьяне (основная масса населения) · Тяжёлый труд и нищета |
Воины (кшатрии) |
|
Ремесленники · трудились без выходных · за свой труд они получали одежду, пищу или деньги · развивались города |
Ремесленники (наследственно) · Жили в городах |
Купцы и землевладельцы |
|
Торговцы · наживались на торговле, ничего не производя |
Купцы · «Паразиты», которые сами ничего не производят · Объединялись в гильдии |
Крестьяне (вайшии) и слуги |
|
|
|||
Слуги |
Парии (слуги) |
Неприкасаемые - неквалифицированные уборщики (на кладбищах, палачи) |
|
3) Работа с визуальными источниками – Религии Востока:
Китай |
Япония |
Индия |
· Конфуцианство · Даосизм · Буддизм |
· Синтоизм (добрые и злые духи) · Буддизм |
· Индуизм · Буддизм (Гуатам) |
VI. Закрепление – Тесты: В А Б А В А В А Б Б
1. В Индии человек получивший землю от государства должен был:
А) платить налоги Б) содержать военные отряды В) платить налоги и содержать военные отряды
2. На сколько частей делились земли в Китае: А) две Б) одну В) три
3. В Японии земля находилась в собственности: А) императора Б) князя В) народа
4. Нарушить сословный порядок в раннем Новом времени было:
А) нельзя Б) можно В) можно, но очень редко
5. В Японии все жители страны делились на: А) три сословия Б) четыре касты В) четыре сословия
6. Кодекс чести самураев: А) бусидо Б) пусидо В) мусидо
7. В какой стране в XVI – XVII вв. быстро развивались города: А) Японии Б) Индии В) Китае
8. Конфуцианство проповедуют: А) китайцы Б) японцы В) индийцы
9. Основатель религии буддизм является: А) Конфуций Б) С. Гаутам В) Иисус
10. Древняя религия японцев: А) буддизм Б) синтоизм В) христианство
VII. Домашнее задание: § 28; синквейн Государства Востока
VIII. Рефлексия: Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке? Какие новые знания получили?
IX. Краткий самоанализ (цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые методы, приемы, технологии) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.