Тема урока: Одежда говорит о человеке
Цель урока: знакомство учащихся с многообразием форм и декора в одежде людей разных сословий на примере Древнего Китая.
Предметные результаты:
Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь,
ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности;
УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и ресурсы: учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».
Художественные материалы: клей, фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши.
Раздаточный материал: кукла-шаблон, иллюстрированный материал с изображением китайских костюмов, изображение зала на ватмане, цветная бумага и картон, ножницы.
Музыкальный ряд: «Чайная церемония», «Китайская музыка. Вечность».
№ п/п
|
Этап урока
|
Формируемые УУД. |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
2 |
Организационный момент
2 минуты
Целеполагание, планирование
5 минут |
Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим.
Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
-Здравствуйте, ребята. -Сегодня у нас с вами необычный урок. И успех урока будет зависеть не только от меня, но и от вас. Поэтому, я надеюсь на ваше сотрудничество и поддержку. -А сейчас посмотрите ещё раз, всё ли у вас готово к уроку? -Ручки, фломастеры, клей, дневник, учебник, цветная бумага, картон. -Тогда начинаем наш урок.
Задание (на доске) -Для того чтобы узнать, что мы будем рисовать, помогите мне закончить записанные на доске пословицы: «Дерево красиво листвой, человек – …….(одеждой)» «Не ……(одежда) красит человека, а его дела» Кто догадался, какие слова пропущены в пословицах? -Кто объяснит значение пословиц? Проблемный вопрос. -Как вы думаете, а для чего нужна человеку одежда?
-Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе. Может рассказать, кто человек по профессии, богат он или беден, что у человека праздник или трагедия. -Можете ли вы определить тему нашего урока?
-Сегодня мы продолжаем свое увлекательное путешествие по странам, а в какую, догадайтесь сами из стихотворения и предметов, расположенных на нашей выставке: шелк, чай, фарфор, зонтик, веер, рис. И на всем, что видит взгляд, Иероглифы пестрят. Загогулины, рыбы, звери, точки, Бабочки, птицы, цветочки… Все знакомое почти, А попробуй-ка, прочти! -О какой стране идет речь?
-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. |
Внутренняя и внешняя готовность
Отвечают на вопросы. -Одежда
-Одежда защищает от холода, от жары, от дождя, от травм, скрадывает недостатки фигуры, подчеркивает достоинства.
Формулируют тему урока. «Одежда говорит о человеке».
-Китай
-Познакомиться с особенностью одежды людей Древнего Китая -Попробуем изобразить людей в костюмах данной эпохи. |
3 |
Изучение нового материала
15минут |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прочитанного и увиденного, самостоятельное выделение в тексте необходимой информации, решение проблемы; Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. |
-Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.
-Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы свое задание. -На страницах учебника вы найдёте интересующие вас ответы на вопросы.
-Вам необходимо изучить информацию и донести ее до всего класса.
1 группа: -Что означают цвета костюма императора и других чинов ( стр. 121) -Цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами: желтый для императора, белый и красный - для воинов, голубой - для молодых воинов, коричневый – для сановников -Что носили ученые, члены императорской фамилии, знатные дамы? (стр.120) - Им полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Шелк был привилегией высших слоев общества.
2 группа: -Декоративная отделка на одежде в высших чиновников ( стр. 119) -Квадратная вышивка с изображением белого журавля, распластавшего крылья на груди халата чиновника, означала первый, высший ранг. -Какие знаки отличия имели военные чиновники? (стр.119-120) -Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением барса, тигра, льва в соответствии с рангом. 3 группа: Чем украшали прически и дополняли костюм придворные дамы и чиновники? (Стр.121) -Придворные дамы носили сложные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра. Украшением были маленькие вышитые шелком башмачки на высоком каблуке. Важной частью костюма был пояс. Его цвет и материал служили знаком отличия. 4 группа: -Какую одежду носили простые крестьяне? (Стр.122) -Простые крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы: куртка с широкими рукавами и удлиненная юбка – наряд девушки простолюдинки |
Обращаются к параграфу учебника на странице 119-122, читают, рассматривают иллюстрации.
Каждая группа рассказывает подготовленные сообщения на поставленные вопросы. |
4 |
Физминутка
2 минуты |
|
Точечный массаж Крылья носа разотри – раз, два, три. |
|
5 |
Постановка художественной задачи.
2 минуты |
|
-Перед вами дворцовый зал. Пока он пуст, но появятся приглашённые гости, император, зазвучит музыка, и начнётся бал. -Но, для того, чтобы появились гости вам нужно выполнить коллективную работу. -Возьмите шаблоны с изображением мужской или женской фигуры, соберите вашу куклу на бал. Выполните одежду где-то цветом, где-то аппликацией и украсьте её деталями древнего китайского костюма ( пояс, заколка, веер и др.) -Работа у вас будет проходить в группах, поэтому грамотно распределите обязанности. -Советую распределить обязанности в группе так, чтобы все работали: кто-то рисует причёску, кто-то лицо модели, кто-то одежду, а кто-то аксессуары. -После того как вы выполните фигуру, мы ее помещаем в бальный зал, объединив группами. -Приступаем к работе…….. |
|
6 |
Творческий этап 10 минут |
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
(Звучит китайская медленная музыка). - И так, бал во дворце начинается!!! - Какие чувства Вас сопровождают? (Радость, величие, красота…)
|
Сотрудничают в группе, выполняют задание. Дети прикрепляют готовые фигурки на заранее приготовленное панно: зал императорского дворца. |
6 |
Закрепление изученного материала 3 минуты |
Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала. |
-Ребята, можно ли по одежде судить о месте и роли человека в обществе? -Приведите конкретные примеры. |
Отвечают на вопросы
|
7 |
Подведение итогов уроков. Рефлексия. 5минут |
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений |
- Ребята у вас получились шикарные герои и наш зал просто сразу ожил. На нашем балу будет всем весело. Здорово. Молодцы ребята! Вы подошли к выполнению задания творчески. Подобрали интересный материал. Спасибо за работу. 1. Где мы побывали на уроке? 2. Вам понравились костюмы Китая? 3. Что нового вы узнали на уроке? 4. Какая часть урока вам понравилось больше всего? 5. Что на уроке вызвало затруднение? 6. Какими знаниями, полученными на этом уроке, вы бы хотели поделиться с друзьями?
|
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Учащиеся формулирует выводы |
8 |
Домашнее задание 1 минута |
|
Принести иллюстрированные книги «Кот в сапогах», «Золушка» и другие с изображением балов или раскраски с принцессами и принцами на балах.
|
Слушают, записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.