"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
Оценка 4.9

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
окружающий мир +1
Взрослым
18.11.2017
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
Ногайцы – одна из малочисленных тюрко-язычных народностей Северного Кавказа. "Ногайцы как народность оформилась во второй половине 15 века, на землях между Волгой и рекой Урал. До этого отдельные племена, вошедшие позже в их состав, кочевали и на Предкавказской равнине". Известно, что часть ногайцев постоянно селилась на правый берег Волги и широко расселились по Предкавказью и Причерноморью. "После убийства в конце 17 века последнего предводителя ногайцев началась междоусобица. Спасаясь от нее 4 ногайских "куба" откочевали на левый берег Терека". Сейчас ногайцы живут преимущественно в Дагестане (в северо-восточной части) и в Ставропольском крае не занимая единой этнической территории. В пределах Дагестана ногайцы населяют в основном Ногайский, частично Бабаюртовский, Тарумовский, Кизлярский районы и астраханской степени живет вместе с татарами. Часть переселившихся в разные годы 19 века за пределы наше страны можно встретить в Турции, Румынии и других странах Азии и Восточной Европы. "Общая численность в СССР по переписи 1970г.
конференция 2017.docx
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА" Ногайцы – одна из малочисленных тюрко­язычных народностей Северного  Кавказа. "Ногайцы как народность оформилась во второй половине 15 века,  на землях между Волгой и рекой Урал. До этого отдельные племена,  вошедшие позже в их состав, кочевали и на Предкавказской равнине".  Известно, что часть ногайцев постоянно селилась на правый берег Волги и  широко расселились по Предкавказью и Причерноморью. "После убийства в  конце 17 века последнего предводителя ногайцев началась междоусобица.  Спасаясь от нее 4 ногайских "куба" откочевали на левый берег Терека". Сейчас ногайцы живут преимущественно в Дагестане (в северо­восточной  части) и в Ставропольском крае не занимая единой этнической территории. В  пределах Дагестана ногайцы населяют в основном Ногайский, частично  Бабаюртовский, Тарумовский, Кизлярский районы и астраханской степени  живет вместе с татарами. Часть переселившихся в разные годы 19 века за  пределы наше страны можно встретить в Турции, Румынии и других странах  Азии и Восточной Европы. "Общая численность в СССР по переписи 1970г. –  52 000 человек, из них в пределах Дагестана проживают лишь 21800 человек". Ногайцы как и многие тюркоязычные народы имеют сложный этногенез. Они  сформировались процессе длительного исторического развития. Как  свидетельствуют источники, история ногайцев связана с историей целого ряда племен и народов, некогда входивших в состав Тюркского каганата, империи  монголов, государства Золотой Орды, а также с историей более древних  племенных объединений таких, как болгары, хазары, печенеги. Одним из  древних племенных объединений, сыгравших важную роль в этническом  формировании ногайского народа были кыпчаки, уйгуры, кенегесы, найманы,  мангыты и другие. Все же, надо полагать, что первостепенная роль в  этническом процессе принадлежит кыпчакам. Об этом свидетельствует  данные языка, которые относятся к кыпчаковской группе тюркских языков.  "Ногайцы на определенных этапах своего исторического развития имеют  тесные этнокультурные связи с монгольскими племенами, совершали с ними  кочевия. После распада Золотой Орды значительная часть ногайцев,  оторвавшись от кочевников Азии и Восточной Европы и переместившись в 17  веке в степи Предкавказья и Северного Кавказа, вступает в экономические и  Северного Кавказа, вступает в экономические и культурные отношения с  местным население. С этого времени история ногайцев связана с историей  кавказских народов. В конце XVIII века в Астраханском крае появилась еще одна ногайская  группа. Это ногайцы­карагаши, представители Малой Ногайской Орды,  которая с середины XVI века кочевала на Северном Кавказе. Предки  карагашей, по преданиям, вели кочевку в районе современного города  Пятигорска («Биштау»). В начале XVIII века они были захвачены калмыками и находились в составе Калмыцкого ханства до его ликвидации в 1771 году.  Позже сначала они были приписаны к городу Красный Яр Астраханской  губернии, а затем поучили собственные земли на территории Красноярского  уезда. В актах местной администрации они стали называться «кундровскими  татарами». В 1788 году было основано два их крупных селения Сеитовка и Ходжетаевка,  которые имели значение зимовок, так как в весеннее­летний период они  продолжали вести кочевку по левобережью Ахтубы. На их землях стали вести кочевку жители юртовского аула Солянка, позже эта группа обособилась от  юртовцев и получила собственное определение «кундровцы». С середины XIX века стали образовываться другие аулы карагашей – путем выселения из  Сеитовки и Ходжетаевки. Полукочевой образ жизни карагаши, как утары­алабугатцы и кундровцы вели  до момента коллективизации, когда они все были обоседлены  административным путем на землю. Для всех групп ногайского населения Астраханского края характерны тесные  этнокультурные контакты и связи с татарами­переселенцами из Средней  Волги. Это влияние прослеживалось в одежде, музыкальном фольклоре,  языковом влиянии. В состав всех групп астраханских ногайцев вошли  туркмены, переселявшиеся из под Мангышлака в конце XVIII в. Для  карагашей характерны этнокультурные контакты с казахами, особенно по  районам совместного проживания. Этнокультурная основа ногайского населения в Астраханском крае является  весьма древней, проявившейся по­разному в отдельных субэтнических  группах. Богата и своеобразна духовная, в т.ч. музыкально­исполнительская культура  ногайского народа В развитии фольклора ногайцев Нижнего Поволжья  последовательно сменяли друг друга героический эпос, затем «тол­гау», т.е.  речитатив­«плач», затем пришли «джырау» ­ песни под гармонь и бубен.  Особенно нужно выделить отчасти сохраненные старинные песенные жанры  «озын ногай джыр» у карагашей и «хошаваз» у юртовцев. Сохранилась народная память об искусных народных певцах, таких как  Курбан­Гази из аула Керменчик, Мамбет Кыркийле, имеющий туркмено­ ногайское происхождение, а также редком исполнителе, талантливом  Абдулле Шамукове (1911­1991) из с. Лапас. С золотоордынских времен по традиции к пост­кыпчакским народам,  юртовцам и карагашам  И те, и другие группы поклонялись древнему  святилищу «Джигит­адже», расположенному в черте городища  золотоордынской столицы Сарай­Бату (Сарай­Ал­Махруса). В засушливое лето у карагашей, по одному типу с казахами, проводится  «кудай джол»  ­ моление о дожде, но с принесением в жертву не коровы (как у казахов), а барана. Между 1926 и 1939 годами все группы астраханских ногайцев в связи со  сталинской политикой интеграции малых народов в более крупные общности  в переписях были причислены к татарам. Через систему образования и  отдельные мероприятия вплоть до 60­х годов проводилась их татаризация в  культуре и языке. Позже даже появилось терминологическое определение  «астраханские татары». В 70­80­е годы группой ученых была проделана большая работа по  определению ногайского регионального компонента в составе населения  Астраханского края. Особого внимания заслуживает деятельность лингвиста  Л.Ш. Арсланова из Елабуги, который дал классификацию языка астраханских  ногайцев в сравнении с литературными нормами.  Астраханские ногайцы: история и культура. Ногайцы в Астраханской области представлены несколькими группами –  юртовцы , карагаши, кундровцы и утары. Такое разделение связано с  разновременным появлением ногайских групп в составе Астраханского края.  В силу ряда исторических причин и особенностей этнокультурного развития  точное число астраханских ногайцев можно определить только оценочно и  выделить такие градации: «ногайцы по происхождению» это примерно 25­30  тысяч человек, «ногайцы по самосознанию» ­ до 10 тысяч человек, «ногайцев  по переписи» 4­4,5 тысяч человек. Расселение ногайских групп по Астраханской области выглядит таким  образом: юртовцы проживают в селах Приволжского района, таких как  Татарская Башмаковка (Кызан аул); Карагали (Карагалэк); Яксатово  (Майликюль); селе Наримановского района Солянка (Сулянка) и в пригороде  Астрахани поселоке Мошаик (Казы аул) и Зацарев (Тияк); едисанцы в селах  Приволжского района: Килинчи (Келечи от племенного названия, владения  князей Урусовых) и Семиковка (Сэмэк), Три Протока (Жэмэле) и Кулаковке  (Кылакау); карагаши в селах Красноярского района: Сеитовке, Айсапае,  Куянлах, Зайковке, Новорусовке (Мирза­аул), Ясын­Соккане, Джанае, Малом Арале; в селе Лапаса Харабалинского района, в селе Растопуловка  Приволжского района, в пригородных поселках Кири­Кили, Свободный,  Янго­аул, в микрорайоне Бабаевского; кундровцы проживают в селе  Тулугановка Володарского района; утары в селе Янго­Аскер Наримановского  района и селе Зензели Лиманского района, а также в соседних районах  Калмыкии. "У ногайцев в исследуемое время брачный возраст колебался в пределах: для  девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст  прежде всего зависел от имущественного положения семьи" . Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось  характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе. Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от  окружающих. Когда она достигала 11­12 лет, то больше не покидала своей  повозки до замужества. "Ногаец свободно мог женится на дочери своего материнского дяди на том  основании, что они принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)" . Непременным условием заключения брака была уплата калыма. Он  рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калым выплачивался  главным образом крупным рогатым скотом, а с развитием товаро­денежных  отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупного рогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При рождении девочки,  односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена девочки 40 быков, да  принесут вам пользу 40 голов скота". С течением времени размеры калыма  несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многом зависела от социального, материального положения сторон, так же от личных качеств  невесты. Сверх калыма жених так же должен платить махар ­ определенную сумму  денег. "Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап –  сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя  по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали.  Исключение иногда делали для вдовы" . Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже если была готова на  предложение, ибо должна была получить согласие своей родни. Свата в этом  случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через 7­10 дней он повторял  свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего  визита, который наносился через неделю, сват получал положительный или  отрицательный ответ. Второй этап открывался официальной помолвкой. Она происходила либо в  воскресенье, либо в среду. В обеих семьях собирались самые близкие семье  родственники. Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили  головной платок, реже серьги. Сваты должны были договориться о величине  калыма, о дате малой свадьбы и решить другие вопросы. С этого дня обе  стороны называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин). Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время происходила передача  калыма в дом невесты, хуржины, заполненные подарками для женской родни  невесты. После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее неделями.  Свидания устраивали жены братьев невесты. Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в сопровождении снохи и  подруги навестить родственников. Этим как бы она прощалась и приглашала  на большую свадьбу. Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить  число, ногайцы обращались к своим астрологам, которые по расположении  планеты сафар­юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для  бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих  родственников. Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку ­ дар отца  невесты. Исторический путь ногайского народа оставили глубокие следы в фольклоре. "В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и  заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни  сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко  распространены: песни, колыбельные, детские, игровые, трудовые,  лирические, песни­названия, частушки, казацкие, исторические" . Обряды популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, предания,  "хабары" ­ рассказы о реальных событиях. Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Также  большое развитие получило афористическое творчество – пословицы,  поговорки, загадки. Как и у всех народов основным носителем и распространителями  фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказатели и другие  исполнители. Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат  песни, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей.  Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как: "кобыз, домбра, дутар, субызнгы, зураня, даулбаз". Современные народные сказатели и певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалам. Тем не менее они – главные хранители древнейших  традиции. Ногайский народный эпос насчитывает в своем составе десятки богатырский  поэм и лирических десантов. Наиболее известны: "Ахмед, сын Айсыла",  "Эдиге", "Шора­батыр", "40 ногайский богатырей" др. В основе большинства  их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских  государств. К лирическому эпосу ногайцев относятся дестаны "боз йигит", "Ариз и  Ханбер", "Тахир эм Зухра", "Корогул" и др. Главные герои поэму борются за  свою любовь и счастья. Справедливо сказано в отношении ногайского народа «Народ, имевший  историческое прошлое ­ достоин в настоящем прекрасного будущего».      Девизом ногайцев должно стать «Быть равным среди равных».          Всем своим соплеменникам желаю доброго здоровья и хочу, напомнит  слова сказанные мудрейшими  мира сего «Веди себя так, чтобы голова отца  никогда не опускалась, а на лице матери не появлялись слезы!». Заявка на участие в семинаре-практикуме: Тема выступления (по желанию) необходимость дополнительного оборудования (ноутбук, проектор). "ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА" № Название учреждение, адрес ФИО педагога (участника) полностью, должность, сотовый номер телефона Кадырбердеева  Майра Хибединовна. Учитель  начальных классов. 89371287824 1 МБОУ  «Верхнебузанская СОШ» Астраханская  обл,  Красноярский  район, с. Верхний  Бузан,  ул.Пархоменко  д.38 МБОУ «Верхнебузанская СОШ» Овсянкина   Елена Валериевна, музыкальный руководитель     «Культурное наследие казаков ­ важная составляющая часть народной культуры  Астраханской губернии».

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"

"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2017