Ногайцы – одна из малочисленных тюрко-язычных народностей Северного Кавказа. "Ногайцы как народность оформилась во второй половине 15 века, на землях между Волгой и рекой Урал. До этого отдельные племена, вошедшие позже в их состав, кочевали и на Предкавказской равнине". Известно, что часть ногайцев постоянно селилась на правый берег Волги и широко расселились по Предкавказью и Причерноморью. "После убийства в конце 17 века последнего предводителя ногайцев началась междоусобица. Спасаясь от нее 4 ногайских "куба" откочевали на левый берег Терека".
Сейчас ногайцы живут преимущественно в Дагестане (в северо-восточной части) и в Ставропольском крае не занимая единой этнической территории. В пределах Дагестана ногайцы населяют в основном Ногайский, частично Бабаюртовский, Тарумовский, Кизлярский районы и астраханской степени живет вместе с татарами. Часть переселившихся в разные годы 19 века за пределы наше страны можно встретить в Турции, Румынии и других странах Азии и Восточной Европы. "Общая численность в СССР по переписи 1970г.
конференция 2017.docx
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
Ногайцы – одна из малочисленных тюркоязычных народностей Северного
Кавказа. "Ногайцы как народность оформилась во второй половине 15 века,
на землях между Волгой и рекой Урал. До этого отдельные племена,
вошедшие позже в их состав, кочевали и на Предкавказской равнине".
Известно, что часть ногайцев постоянно селилась на правый берег Волги и
широко расселились по Предкавказью и Причерноморью. "После убийства в
конце 17 века последнего предводителя ногайцев началась междоусобица.
Спасаясь от нее 4 ногайских "куба" откочевали на левый берег Терека".
Сейчас ногайцы живут преимущественно в Дагестане (в северовосточной
части) и в Ставропольском крае не занимая единой этнической территории. В
пределах Дагестана ногайцы населяют в основном Ногайский, частично
Бабаюртовский, Тарумовский, Кизлярский районы и астраханской степени
живет вместе с татарами. Часть переселившихся в разные годы 19 века за
пределы наше страны можно встретить в Турции, Румынии и других странах
Азии и Восточной Европы. "Общая численность в СССР по переписи 1970г. –
52 000 человек, из них в пределах Дагестана проживают лишь 21800 человек".
Ногайцы как и многие тюркоязычные народы имеют сложный этногенез. Они
сформировались процессе длительного исторического развития. Как
свидетельствуют источники, история ногайцев связана с историей целого ряда
племен и народов, некогда входивших в состав Тюркского каганата, империи
монголов, государства Золотой Орды, а также с историей более древних
племенных объединений таких, как болгары, хазары, печенеги. Одним из
древних племенных объединений, сыгравших важную роль в этническом
формировании ногайского народа были кыпчаки, уйгуры, кенегесы, найманы,
мангыты и другие. Все же, надо полагать, что первостепенная роль в
этническом процессе принадлежит кыпчакам. Об этом свидетельствует
данные языка, которые относятся к кыпчаковской группе тюркских языков.
"Ногайцы на определенных этапах своего исторического развития имеют
тесные этнокультурные связи с монгольскими племенами, совершали с ними
кочевия. После распада Золотой Орды значительная часть ногайцев,
оторвавшись от кочевников Азии и Восточной Европы и переместившись в 17
веке в степи Предкавказья и Северного Кавказа, вступает в экономические и
Северного Кавказа, вступает в экономические и культурные отношения с
местным население. С этого времени история ногайцев связана с историей
кавказских народов.
В конце XVIII века в Астраханском крае появилась еще одна ногайская
группа. Это ногайцыкарагаши, представители Малой Ногайской Орды,
которая с середины XVI века кочевала на Северном Кавказе. Предки
карагашей, по преданиям, вели кочевку в районе современного города
Пятигорска («Биштау»). В начале XVIII века они были захвачены калмыками и находились в составе Калмыцкого ханства до его ликвидации в 1771 году.
Позже сначала они были приписаны к городу Красный Яр Астраханской
губернии, а затем поучили собственные земли на территории Красноярского
уезда. В актах местной администрации они стали называться «кундровскими
татарами».
В 1788 году было основано два их крупных селения Сеитовка и Ходжетаевка,
которые имели значение зимовок, так как в весеннеелетний период они
продолжали вести кочевку по левобережью Ахтубы. На их землях стали вести
кочевку жители юртовского аула Солянка, позже эта группа обособилась от
юртовцев и получила собственное определение «кундровцы». С середины XIX
века стали образовываться другие аулы карагашей – путем выселения из
Сеитовки и Ходжетаевки.
Полукочевой образ жизни карагаши, как утарыалабугатцы и кундровцы вели
до момента коллективизации, когда они все были обоседлены
административным путем на землю.
Для всех групп ногайского населения Астраханского края характерны тесные
этнокультурные контакты и связи с татарамипереселенцами из Средней
Волги. Это влияние прослеживалось в одежде, музыкальном фольклоре,
языковом влиянии. В состав всех групп астраханских ногайцев вошли
туркмены, переселявшиеся из под Мангышлака в конце XVIII в. Для
карагашей характерны этнокультурные контакты с казахами, особенно по
районам совместного проживания.
Этнокультурная основа ногайского населения в Астраханском крае является
весьма древней, проявившейся поразному в отдельных субэтнических
группах.
Богата и своеобразна духовная, в т.ч. музыкальноисполнительская культура
ногайского народа В развитии фольклора ногайцев Нижнего Поволжья
последовательно сменяли друг друга героический эпос, затем «толгау», т.е.
речитатив«плач», затем пришли «джырау» песни под гармонь и бубен.
Особенно нужно выделить отчасти сохраненные старинные песенные жанры
«озын ногай джыр» у карагашей и «хошаваз» у юртовцев.
Сохранилась народная память об искусных народных певцах, таких как
КурбанГази из аула Керменчик, Мамбет Кыркийле, имеющий туркмено
ногайское происхождение, а также редком исполнителе, талантливом
Абдулле Шамукове (19111991) из с. Лапас.
С золотоордынских времен по традиции к посткыпчакским народам,
юртовцам и карагашам И те, и другие группы поклонялись древнему
святилищу «Джигитадже», расположенному в черте городища
золотоордынской столицы СарайБату (СарайАлМахруса).
В засушливое лето у карагашей, по одному типу с казахами, проводится
«кудай джол» моление о дожде, но с принесением в жертву не коровы (как у
казахов), а барана. Между 1926 и 1939 годами все группы астраханских ногайцев в связи со
сталинской политикой интеграции малых народов в более крупные общности
в переписях были причислены к татарам. Через систему образования и
отдельные мероприятия вплоть до 60х годов проводилась их татаризация в
культуре и языке. Позже даже появилось терминологическое определение
«астраханские татары».
В 7080е годы группой ученых была проделана большая работа по
определению ногайского регионального компонента в составе населения
Астраханского края. Особого внимания заслуживает деятельность лингвиста
Л.Ш. Арсланова из Елабуги, который дал классификацию языка астраханских
ногайцев в сравнении с литературными нормами.
Астраханские ногайцы: история и культура.
Ногайцы в Астраханской области представлены несколькими группами –
юртовцы , карагаши, кундровцы и утары. Такое разделение связано с
разновременным появлением ногайских групп в составе Астраханского края.
В силу ряда исторических причин и особенностей этнокультурного развития
точное число астраханских ногайцев можно определить только оценочно и
выделить такие градации: «ногайцы по происхождению» это примерно 2530
тысяч человек, «ногайцы по самосознанию» до 10 тысяч человек, «ногайцев
по переписи» 44,5 тысяч человек.
Расселение ногайских групп по Астраханской области выглядит таким
образом: юртовцы проживают в селах Приволжского района, таких как
Татарская Башмаковка (Кызан аул); Карагали (Карагалэк); Яксатово
(Майликюль); селе Наримановского района Солянка (Сулянка) и в пригороде
Астрахани поселоке Мошаик (Казы аул) и Зацарев (Тияк); едисанцы в селах
Приволжского района: Килинчи (Келечи от племенного названия, владения
князей Урусовых) и Семиковка (Сэмэк), Три Протока (Жэмэле) и Кулаковке
(Кылакау); карагаши в селах Красноярского района: Сеитовке, Айсапае,
Куянлах, Зайковке, Новорусовке (Мирзааул), ЯсынСоккане, Джанае, Малом
Арале; в селе Лапаса Харабалинского района, в селе Растопуловка
Приволжского района, в пригородных поселках КириКили, Свободный,
Янгоаул, в микрорайоне Бабаевского; кундровцы проживают в селе
Тулугановка Володарского района; утары в селе ЯнгоАскер Наримановского
района и селе Зензели Лиманского района, а также в соседних районах
Калмыкии.
"У ногайцев в исследуемое время брачный возраст колебался в пределах: для
девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст
прежде всего зависел от имущественного положения семьи" .
Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось
характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе.
Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от
окружающих. Когда она достигала 1112 лет, то больше не покидала своей
повозки до замужества. "Ногаец свободно мог женится на дочери своего материнского дяди на том
основании, что они принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)" .
Непременным условием заключения брака была уплата калыма. Он
рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калым выплачивался
главным образом крупным рогатым скотом, а с развитием товароденежных
отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупного рогатого скота. За
разведенную или вдову платили половину. При рождении девочки,
односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена девочки 40 быков, да
принесут вам пользу 40 голов скота". С течением времени размеры калыма
несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многом зависела
от социального, материального положения сторон, так же от личных качеств
невесты.
Сверх калыма жених так же должен платить махар определенную сумму
денег.
"Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап –
сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя
по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали.
Исключение иногда делали для вдовы" .
Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже если была готова на
предложение, ибо должна была получить согласие своей родни. Свата в этом
случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через 710 дней он повторял
свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего
визита, который наносился через неделю, сват получал положительный или
отрицательный ответ.
Второй этап открывался официальной помолвкой. Она происходила либо в
воскресенье, либо в среду. В обеих семьях собирались самые близкие семье
родственники. Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили
головной платок, реже серьги. Сваты должны были договориться о величине
калыма, о дате малой свадьбы и решить другие вопросы. С этого дня обе
стороны называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин).
Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время происходила передача
калыма в дом невесты, хуржины, заполненные подарками для женской родни
невесты. После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее неделями.
Свидания устраивали жены братьев невесты.
Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в сопровождении снохи и
подруги навестить родственников. Этим как бы она прощалась и приглашала
на большую свадьбу.
Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить
число, ногайцы обращались к своим астрологам, которые по расположении
планеты сафарюлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для
бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих
родственников. Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку дар отца
невесты. Исторический путь ногайского народа оставили глубокие следы в фольклоре.
"В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и
заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни
сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко
распространены: песни, колыбельные, детские, игровые, трудовые,
лирические, песниназвания, частушки, казацкие, исторические" .
Обряды популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, предания,
"хабары" рассказы о реальных событиях.
Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Также
большое развитие получило афористическое творчество – пословицы,
поговорки, загадки.
Как и у всех народов основным носителем и распространителями
фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказатели и другие
исполнители. Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат
песни, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей.
Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся
имеются такие, как: "кобыз, домбра, дутар, субызнгы, зураня, даулбаз".
Современные народные сказатели и певцы, в отличие от прежних, не являются
профессионалам. Тем не менее они – главные хранители древнейших
традиции.
Ногайский народный эпос насчитывает в своем составе десятки богатырский
поэм и лирических десантов. Наиболее известны: "Ахмед, сын Айсыла",
"Эдиге", "Шорабатыр", "40 ногайский богатырей" др. В основе большинства
их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских
государств.
К лирическому эпосу ногайцев относятся дестаны "боз йигит", "Ариз и
Ханбер", "Тахир эм Зухра", "Корогул" и др. Главные герои поэму борются за
свою любовь и счастья.
Справедливо сказано в отношении ногайского народа «Народ, имевший
историческое прошлое достоин в настоящем прекрасного будущего».
Девизом ногайцев должно стать «Быть равным среди равных».
Всем своим соплеменникам желаю доброго здоровья и хочу, напомнит
слова сказанные мудрейшими мира сего «Веди себя так, чтобы голова отца
никогда не опускалась, а на лице матери не появлялись слезы!». Заявка на участие в семинаре-практикуме:
Тема выступления (по
желанию)
необходимость
дополнительного
оборудования (ноутбук,
проектор).
"ИСТОРИЯ,
ТРАДИЦИИ И
КУЛЬТУРА
НОГАЙСКОГО
НАРОДА"
№
Название
учреждение,
адрес
ФИО педагога
(участника)
полностью,
должность, сотовый
номер телефона
Кадырбердеева
Майра Хибединовна.
Учитель
начальных классов.
89371287824
1
МБОУ
«Верхнебузанская
СОШ»
Астраханская
обл,
Красноярский
район, с. Верхний
Бузан,
ул.Пархоменко
д.38
МБОУ
«Верхнебузанская
СОШ»
Овсянкина Елена
Валериевна, музыкальный
руководитель
«Культурное наследие
казаков важная
составляющая часть
народной культуры
Астраханской губернии».
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.