Разработка урока: «Кочевники Великой степи и их соседи в Средние века»

  • doc
  • 03.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18. Кочевники Великой степи и их соседи в Средние века.doc


Разработка урока: «Кочевники Великой степи и их соседи в Средние века»

Цели урока:

1.                      Изучить особенности жизни и хозяйственной деятельности кочевников Великой степи.

2.                      Понять взаимосвязь между кочевыми народами и их оседлыми соседями.

3.                      Развивать навыки анализа исторических источников и критического мышления.

УУД:

Понимание взаимосвязей между культурами и народами.

Анализ исторических процессов и их влияния на современность.

Этапы урока:

1. Введение (5 минут)

Обсуждение ключевых понятий: кочевники, степь, оседлые народы.

Введение в тему урока: важность изучения кочевников для понимания истории Евразии.

2. Основная часть (30 минут)

Лекция (15 минут):

Краткий обзор истории кочевников (тюрки, монголы и др.).

Хозяйственная деятельность (скотоводство, кочевое земледелие).

Взаимодействие с оседлыми народами (торговля, войны, культурные обмены).

Групповая работа (15 минут):

Разделите класс на группы. Каждая группа получает текстовые источники (фрагменты летописей, археологических отчетов).

Задание: проанализировать источник и подготовить короткий доклад о взаимоотношениях кочевников с конкретным оседлым народом.

3. Заключение (10 минут)

Презентация групповых работ.

Обсуждение: Как влияние кочевников отразилось на культурном и экономическом развитии их соседей?

Подведение итогов урока.

Технологическая карта урока:

Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Ресурсы

Введение

Обзор темы и ключевых понятий

Задают вопросы, участвуют в обсуждении

Презентация, слайды

Основная часть

Лекция о кочевниках и их соседях

Слушают, записывают, участвуют в группах

Тексты источников

Групповая работа

Помощь в анализе текстов

Анализируют текст, готовят доклады

Лист бумаги, маркеры

Заключение

Осуществляет модерацию презентаций

Презентуют свои выводы, участвуют в обсуждении

Доска для записей

Домашнее задание:

1.                      Напишите эссе (1-2 страницы) на тему «Влияние кочевников на развитие оседлых народов в Средние века». Убедитесь, что вы используете примеры из урока и дополнительных источников (по желанию).

2.                      Подготовьте короткое сообщение о наиболее известной кочевой цивилизации, упомянутой на уроке, и их вкладе в историю.

Дополнительные ресурсы:

Исторические книги и статьи о кочевой культуре.

Документальные фильмы о Великой степи и ее народах.

Онлайновые базы данных по археологии и этнографии.