Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)
Оценка 5

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Оценка 5
doc
18.12.2019
Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)
вечер Блока.doc

ГБОУ СОШ с. Шигоны

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока

« В огне и холоде тревог...»

(11 класс)

 

Учитель: Лапшова Светлана Николаевна

Цели урока:

Образовательная:

                -познакомить с  жизнью и творчеством А.Блока;

                -сформировать представление о Блоке,  как о великом русском  

                  поэте.                          

Развивающая:

               -содействовать развитию познавательного интереса, творческих                                                                                                способностей, умению собирать и систематизировать материал о поэте.

Воспитательная:

              - развитие коммуникативных навыков общения;

              -воспитание любви к литературе , поэзии, в частности к творчеству

                  А.Блока.

 

Оформление класса: Портрет Блока, Менделеевой, улицы Петербурга.

На доске: Слова Цветаевой « Имя твое...», Н Гумилев « Блок является...».

 

 

 

 

 

 

          Урок начинается со стихотворения М. Цветаевой « Имя твое...».

 

Слово учителя.  Сегодня в центре нашего внимания- судьба и творчество А.А.Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя.                                                                                     

« В стихах всякого поэта 9/ 10, может быть, принадлежит не ему, а среде, эпохе, ветру...» это сказал А.А.Блок.  Поэт, не просто поэт, а великий русский поэт.    И эти слова можно с полным правом отнести к их автору.  Он был « сыном своего времени», представителем и выразителем бурной эпохи начала     20 века. 

( звучит музыка С.Рахманинова-Второй концерт для фортепиано с

 оркестром. На экране проецируется портрет Блока.)        

                                                                                                    

 Если бы попросили любого человека назвать трех великих поэтов, то ,                                наверняка, у многих после А.Пушкина и М.Лермонтова был бы А.Блок. Гений слова и чувства, музыки и ритма, стиха...

 

Поэзия Блока-это классика, это вечное, волнующее, непреходящее...

Это родник, чистый и живительный родник любви - земной и неземной, это непередаваемый духовный мир человека, переданный им в словах.             

О нем можно говорить и говорить... Бесконечно... Потому что в стихах его- бесконечность жизни со всеми ее радостями и страданиями, ее прекрасными и низменными чертами.

И сегодня мы поведем разговор о великом поэте и, конечно же, услышим его стихи. Самые любимые и дорогие...

( Звучит музыка Софроницкого) 

1 ведущий. Итак, год 1880... 28 ноября в семье профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока родился сын. Его назвали Сашей, наверное в честь отца. Семья была гуманитарная, здесь знали и любили литературу. Но, как говорил поэт, он жил, как « тепличное растение», жизненного опыта у него почти не было в юные годы.                                                                                                                                                                                  2 ведущий.  Писать он начал рано, но и первые стихи, наивные еще, мальчишеские, уже поражают композиционной стройностью и певучестью                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

слога.

Сейчас мы говорим: « Блок- классик». Это бесспорно. Но интересно и то, что он был, ко всему  прочему, и крупнейшим  представителем символизма - самого активного из модернистских течений. Хотя об этом потом... А сейчас Саша пишет первые жизнерадостные и непосредственные стихи о зайцах, котах, разбойниках. Для него это было тогда игрой.

В 1891 году мальчик пошел в гимназию. Здесь он впервые познакомился  с казенщиной и гнетущей несвободой. Но дома, при дружеской поддержке и участии матери, он составляет, издает свой семейный журнал « Вестник»,                  куда помещает свои первые литературные опыты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

      ( Фотография бывшего Ректорского дома петербургского университета, где прошли ранние детские годы поэта, затем - фотография ледохода на Неве.)

 

                                                                                                                               

 1 ведущий. Когда Блоку исполнилось 17 лет, пришло другое увлечение- театр. В имении родителей он основал Шахматовский частный театр, где вместе с двоюродным братом исполнял главные роли.

Но произошло событие, заставившее его вновь вернуться к стихам. На одном из курортов в Германии, где жизнь была скучна и однообразна, он познакомился с милой темноволосой и голубоглазой соотечественницей Ксенией Садовской.

 Первая любовь... Вообще, любовь для Блока- это романтическое, возвышенное преклонение перед любимым существом.

                                        Внимай страстям, и верь, и верь,

                                        Зови их всеми голосами,

                                         Стучись полночными часами

                                         В блаженства замкнутую дверь,-

так писал он позднее, вспоминая то чудесное время и женщину, которую называл                             « гением первой любви».                                                                                                                                          ( Музыка Рахманинова - фрагмент второго концерта для фортепиано с оркестром.)

2 ведущий. Осенью 1898 года Блок- студент юридического факультета Петербургского университета. В это время он начинает первую рукописную тетрадь стихов. Тогда девиз его жизни- « все или ничего»- вечный девиз молодости. И к этому времени относится первое знакомство с Любовью Менделеевой.

Блок и Менделеева...

( Звучит музыка, сопровождающая рассказ ведущих)

Об их отношениях можно написать целый роман со всеми его страстями. Дед Блока, профессор Бекетов, был близко знаком с великим русским ученым Д.И.Менделеевым, отцом Любови Андреевны.

1 ведущий. И вот Любовь и Александр встречаются. Они играют в одном из спектаклей домашнего театра. Блок-Гамлета, Менделеева-Офелию. После спектакля, поздно вечером, они возвращались домой...

На изгибе дорожки, ведущей к усадьбе, оно попадают в лунный свет, и оба замечают, что их тени соприкоснулись. И тотчас одна из звезд полуночного неба срывается и летит вниз, словно дождавшись того момента...

Полет звезды длится достаточно долго, чтобы загадать желание..

     Чтец.

               Яркой звездой показалась природа могучая во мраке.

               Меньше, но ярче светило искусство святое.

               Третья звезда  небольшая загадочный свет проливала,

               Женщиной люди зовут ту звезду на земле...

               Этим богам поклоняюсь и верю, как только возможно

               Верить, любить и молиться холодному сердцу.

Так в жизнь Александра Блока вошла любовь, А мы знаем из его жизни и его стихов, что это такое для него.

19 век уходил…  На смену ему шел 20. И хотя Блок принадлежал к свободолюбивой студенческой молодежи, общественные интересы пока мало трогали его.                                                        

 

( Письма Блока и Менделеевой) Слова высвечиваются на экране.

 

Менделеева.  Первый  и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления « Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающих ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное,  жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

 Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

 Блок.  Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появилась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала дружелюбно, скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопиться вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом;  вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко,- но ведь было же и это!- тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

Менделеева.  Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я  заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды… Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше - за колоннами - остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же приходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

Блок.  Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!

Менделеева. Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны, Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в эту пору мы ничего не болтали зря.

2 ведущий. За сильной вспышкой влюбленности в Любовь Дмитриевну наступило охлаждение. Блок, « захваченный вихрем света», перестал появляться в доме Менделеевых. Но любовь не ушла. Она вновь ожила, когда утих этот « вихрь света». Юношеская любовь перешла во вдохновенный экстаз, преклонение перед любимой.

Они встречаются случайно,  на улице. И тогда Блок сказал себе словами Данте, увидевшего Беатриче: « вот пришел бог сильнее меня, дабы повелевать мною».

( Звучит музыка  С. Рахманинова)

Как раз  это время цикла его  стихов о Прекрасной Даме. Здесь есть все : и мистика, и реальность, волнения любви, счастье и страхи, подозрения и надежды. Эта тема явилась отражением тогдашних представлений поэта о двойственности мира, о наличии земной и потусторонней реальности. Много нераскрытого, сознательно недоговоренного в стихах о Прекрасной Даме- этом лирическом дневнике Блока 1901-1903 годов.

                                 

Чтец.    

            Предчувствую Тебя. Года проходят мимо-

            Все в облике одном предчувствую Тебя.

 

            Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

            И молча жду, - тоскуя и любя.   

            

             Весь горизонт в огне, и близко появленье, 

             Но страшно мне: изменишь облик Ты, 

 

            И дерзкое возбудишь подозренье, 

             Сменив в конце привычные черты.

 

             О, как паду - и горестно, и низко,

             Не одолев смертельные мечты!

 

             Как ясен горизонт! И лучезарно близк.

             Но страшно мне: изменишь облик Ты.

1 ведущий. Эта любовь стала для Блока религией, она совершенно случайна. В стихах он возводит прекрасный, целомудренный храм любви, в котором она- Прекрасная Дама- Бог, а он, до экстаза верующий в нее- смиренный раб.

 В эти дни жизнь Блока можно разделить на внешнюю ( университет, дом) и внутреннюю, скрытую ( стихи, мечты, любовь). Он по-прежнему в стороне от политических волнений. По его мнению, человек может достичь свободы только в непрестан7ной духовно-творческой деятельности. Герой стихов Блока этого периода ничем не связан с реальностью, он один в храме любви.

Чтец.

       Сумерки, сумерки вешние,

       Хладные волны у ног,

      В сердце - надежды нездешние,

      Волны бегут на песок.

 

      Отзвуки, песня далекая,

       Но различить - не могу.

      Плачет душа одинокая

      Там, на другом берегу.

    

       Тайна ль моя совершается,

        Ты ли зовешь вдалеке?

        Лодка ныряет, качается,

        Что-то бежит по реке.

 

        В сердце - надежды нездешние,

       Кто-то навстречу - бегу...

        Отблески, сумерки вешние,

        Клики на том берегу.

2 ведущий. Большое влияние на молодого Блока оказало увлечение мистической поэзией Владимира Соловьева. В стихах этого поэта центральное место занимал образ Вечной Женственности:

             Смерть и Время царят на земле-

             Ты владыками их не зови;

              Все, кружась, исчезает во мгле,

              неподвижно лишь солнце любви.

Обращаясь к Соловьеву, Блок находит теоретическое обоснование своим любовным мечтам, новые темы, термины.

1 ведущий. С весны 1901 года возобновились визиты Блока к Менделеевым, Опять ставились спектакли, где основной темой была все та же любовь.

 2 ведущий. Однажды молодой поэт признался Любови Дмитриевне, что он пишет стихи, и преподнес ей несколько стихотворений. Менделеева была поражена и восхищена. « Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но где все певуче, все недосказано, где эти прекрасные стихи, так или иначе, но все же идут от меня», вспоминала она.

1 ведущий. Осенью этого же года Блок пришел с юридического факультета на первый курс историко - филологического. Свидания с Менделеевой продолжались. Они как бы случайно встречались на улице и гуляли по Петербургу.

 ( На экране - Петербург: спуск к Неве против здания Академии художеств, уголок Каменного острова, Невский проспект у здания бывшей Думы, вид с Площади Декабристов. Звучит музыка- « Прелюдия» С.Рахманинов.)

            

                                                           

 И  именно с этих минут величайшего душевного напряжения, когда обостряется все: чувства, зрение, начинается в творчестве Блока тема Города.

  Чтец.  Наша любовь обманулась, или стезя увлекла-

               Только во мне шевельнулась

                Синяя города мгла...

                 Помнишь ли город тревожный,

                 Синюю дымку вдали?

                  Этой дорогою ложной

                   Мы безрассудно пошли....

И далее тема Петербурга, его жизни во всех проявлениях занимает немаловажное значение в творчестве поэта.

( Музыка С. Рахманинова).

2 ведущий. 7 ноября 1902 года Блок решился объясниться с Любовью Дмитриевной,                   « Как начал не помню, но когда мы подходили к Фонтанке,  он говорил, что любит, что судьба его в моем ответе»- вспоминала Менделеева, Ответ был получен.

                                Я скрыл лицо, и проходили годы,

                                Я пребывал в Служенье много лет.

                                 И вот зажглись лучом вечерним звезды-

                                 Она дала мне Царственный Ответ.

В одном из своих писем Блок писал ей « « Лучшее в жизни должно быть хранимо, Лучшее - это любовь». Он настаивал, чтобы сохранить их отношения в браке были такими же, как до брака. Он хотел сохранить чистоту, первозданность и свежесть чувств.

1 ведущий. Летним утром 1903 года совершился обряд венчания. « Это была мистерия, а не свадьба» - говорили присутствующие. Да, Блок прав: « Чудеснее рождения, брака, смерти нет ничего» Он был счастлив так, как бывают счастливы лишь раз в жизни.

 2 ведущий. Весной этого года в печати появились первые стихи Блока. К этому времени у него скопилось в тетрадях около 300 стихотворений. Но первые публикации прошли не замеченными для широкого круга читателей. Зато они получили признание у группы творческой молодежи, поэтов-символистов, живших в Москве.

В январе 1904 года Блок с женой едут в древний город. Здесь он встречается с Андреем Белым, с которым вел дружескую переписку, гуляет по Москве, получает огромное количество новых впечатлений.

 1 ведущий. И вот-9 января 1905 года. ( звучит музыка С. Рахманинова).

События, потрясшие до основания государство, не могли пройти мимо русского поэта. С этого времени для Блока начинается долгий и трудный путь освобождения от канонов философского идеализма и выход из-под власти и мистики.

          Страшный мир! Он для сердца тесен.

          В нем - твоих поцелуев бред,

           Темный морок цыганских песен,

           Торопливый полет комет...

Известно, что Блок приветствовал революцию, хотя до конца и не понимал ее сути, и даже нес на демонстрации красный флаг. Поражение революции и наступление реакции было тяжело пережито поэтом. В его творчестве лирика становится трагической. С течением времени мир, в котором живет Блок, становится для него все более и более страшным.

2 ведущий. И в этом мире проходит жизнь человека, униженного, бесправного.

Вслушайтесь в эти строчки, в их пустоту и трагизм.

     Чтец.   Ночь, улица, фонарь, аптека,

                  Бессмысленный и тусклый свет.

                   Живи еще хоть четверть века-

                    Все будет так. Исхода нет.  

                   Умрешь - опять начнешь сначала,

                    И повторится все, как встарь:

                    Ночь, ледяная рябь канала,

                   Аптека, улица, фонарь.

 1 ведущий. К драме общественной примешивается и начало личной драмы Блока. Его друг Андрей Белый любил Любовь Дмитриевну, любил и добивался ответа, Блок предложил жене тяжелое испытание. Он не вмешивался во все более близкие отношения Белого и Менделеевой.

Днем делал вид, что готовится к экзаменам в университете, а вечером уходил в кабачок на Неве и пил вино.

« Я и того люблю и другого, что мне делать?» - металась в отчаянии Любовь Дмитриевна. Все кончилось, в сущности, ничем. Андрей Белый уехал за границу, разрушительно подействовав на жизнь супругов.

2 ведущий. Зимой 1906 года Блок ощутил новый прилив творческих сил, Пишет пьесу « Балаганчик», стихи, чудесные стихи.

Поэт влюбляется в актрису из труппы В.Комиссаржевской Наталью Волохову. Он снова приобщается к « самой темной и страшной стихии-стихии любви».- Лирический цикл из 30 стихотворений « Снежная маска» посвящен этому огню любви. Пришедшую любовь  Блок сравнивает с вьюгой, метелью, с петербургской зимней стихией. Она разрушительна, она зовет покинуть  принятое, « Все самое нежное, самое заветное- должно разрушить» - таков девиз этой любви.

 Чтец.    И вновь, сверкнув из чаши винной,

              Ты поселилась в сердце страх

             Своей улыбкою невинной

              В тяжело змейных волосах.

 

             Я опрокинут в темных струях

             И вновь вдыхаю, не любя,

             Забытый сон о поцелуях,

             О снежных вьюгах вкруг тебя.

 

             И ты смеешься дивным смехом,

             Змеишься в чаше золотой,

              И над твоим собольим мехом

               Гуляет ветер голубой.

 

               И как, глядясь в живые струи,

              Не увидать себя в венце?

             Твои не вспомнить поцелуи

               На запрокинутом лице?

                                 ( «Снежное вино»)

1 ведущий. Но Наталья Волохова всегда считала свои отношения с поэтом дружескими, не больше! Хотя нельзя говорить, что любовь эта была несчастливая. Любовь к женщине приводила Блока к открытию новых сторон жизни. Открытие новых горизонтов совпадало у него с новой горячей влюбленностью.

Летом 1908 года Блок заканчивает пьесу « Песня Судьбы». Тогда он жил один в Шахматове, Любовь Дмитриевна, решившись стать актрисой, уехала в гастрольную поездку.

В одиночестве бродил он по лесным тропам Подмосковья и ощущал в своем сердце огромную и чистую любовь и преданность России. « Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок. И это действительно так.

Стихотворение « Россия»  (« Опять как в годы золотые...»)

2 ведущий. Блок был сыном своей земли, любящим и преданным, Он, как истинный русский человек, гордился историей своей страны.

Поэт создает гениальный стихотворный цикл « На поле Куликовом». Чудные, единственные во всей русской поэзии строки, бешеная скачка, от волнения повторяются слова, не договариваются фразы.

( Стихотворение  « Река раскинулась.  Течет,  грустит лениво...»)

1 ведущий. Личная жизнь поэта опять осложнилась. Любовь Дмитриевна снова вернулась в дом, она ждала ребенка. Но родившийся сын умер, прожив месяц, словно задохнулся в отравленной домашней атмосфере разбитого супружества и неосуществившихся надежд.

Блок с женой едут в Италию. Милан, Флоренция, Венеция. Он писал, что ему « отдохновительно» на земле, где сам воздух дышит искусством. Но единственное место, где он может жить - это Россия.

Блок вернулся в Россию в июне 1909 года. В ноябре ему сообщают, что Александр Львович при смерти. Сын выехал к отцу. Но приехал поздно …    « Смерть как всегда» многое объяснила, многое улучшила и многое лишнее вычеркнула».

( Звучит музыка С. Рахманинова).

2 ведущий. Блок бродил по заснеженной Варшаве... Кончалось первое десятилетие 20 века... Здесь мы и оставим поэта на время... Почитаем его стихи...

                           (Чтение стихотворений А.Блока)

1 ведущий. Но обратимся снова к  его жизни... К его трудному тернистому пути.

Летом 1910 года Блок живет в Шахматове, где восстанавливают усадьбу. Делают ее по желанию поэта местом, где можно укрыться от суеты и работать. Но это не принесло облегчения, и Блок с женой возвращаются в Петербург. Они вернулись сюда в день похорон Льва Толстого...                                                                                                                           2 ведущий. В начале 1911 года выходит трехтомник стихов Блока. И в это же время он продолжает работу над поэмой « Возмездие». Главное в ней - изображение краха индивидуалистических отношений. Она рассказывает о

         О том, что мы в себе таим,

         О том, что в здешнем мире живо,

         О том, что зреет гнев в сердцах.

1 ведущий. За несколько месяцев до  начала войны Блок вновь пережил яркие и волнующие дни... Он полюбил Любовь Дельмас - исполнительницу партии Кармен в опере Бизе.

Петербургская весна 1914 года была заполнена мыслями о Дельмас и свиданиями с нею. В это время был создан цикл « Кармен» , в котором « мелодией одной звучит печаль и радость».

Чтец.         Ты - как звук забытого гимна

                   В моей черной и дикой судьбе.

                   О, Кармен, мне печально и дивно,

                   Что  приснился мне сон о тебе.

  

                    Вешний трепет, и лепет, и шелест,

                    Непробудные, ликие сны,

                   И твоя одичалая прелесть-

                    Как гитара, как бубен весны!

 

                     И проходишь ты в думах и грезах,

                    Как царица блаженных времен,

                     С головой, утопающей в розах,

                     Погруженная в сказочный сон.

 

                      Спишь, змеею склубясь прихотливой,

                       Спишь в дурмане и видишь во сне

                        Даль морскую и берег счастливый,

                        И мечту, недоступную мне.

 

                       Видишь день беззакатный и жгучий

                       И любимый, родимый свой край,

                     Синий, синий, певучий, певучий,

                      Неподвижно - блаженный, как рай.

 

                      В том раю тишина бездыханна,

                      Только в куще сплетенных ветвей

                       Длинный голос твой, низкий и странный,

                       Славит бурю цыганских страстей.

 2 ведущий. 1 августа 1914 года Германия объявляет войну России. Семь последних лет Блока пролегли через мировую войну, революцию и войну гражданскую. В этих долгих и огненных годах запропала любовь к Кармен. Он потерял и эту жемчужину.

1 ведущий. « Жизнь моя есть ряд спутанных до чрезвычайности личных отношений, жизнь моя есть ряд крушений», - так сказал Блок о себе. А война полыхала. Необученного ратника второго разряда в армию пока не призвали, но срок может подойти скоро.

2 ведущий. В середине 1916 года в третью всероссийскую мобилизацию Блок был призван в армию.  « Я не боюсь шрапнелей. Но запах войны и сопряженного в ней - есть хамство». Прекрасно сказано.

 Великий поэт вынужден был служить табельщиком в инженерных войсках. Но и это кажется счастьем.

Если бы был фронт, вероятно, мир на четыре года раньше потерял бы своего гения. В это время как поэт Блок окаменел: оглох и ослеп. Писать было не о чем.

1 ведущий. Февраль 1917 года…  Получив месячный отпуск, Блок едет в столицу. Попав  в самый круговорот событий, он больше не хочет возвращаться к казарменной пошлости.

 Ему повезло. Поэт стал членом одной из следственных комиссий, литературным редактором (он освобождался от службы в армии).

Все знают, какое это было время. Непричастным быть стало невозможно.

2 ведущий. Октябрь 1917 года... О нем написано немало книг. Но поэма Блока «Двенадцать» занимает особое место. В ней воплотились размышления о революционной стихии, не покидавшие Блока все это время.

                 По дороге идут двенадцать человек. Большевиков.

                 Позади - голодный пес...

                 Впереди - Иисус Христос.

Блок никак не оценивал революцию. Он отнесся к ней с историческим фатализмом Л.Толстого. Поэма не случайное явление в поэзии Блока, а естественное и закономерное завершение.

К ней стягиваются все нити  его поэзии.

 Он был готов создать ее.

 1 ведущий. В статье 2 Интеллигенция и народ» он пишет: « гоголь и многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна: но  этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул... Тот гул, который возрастает так быстро, что с каждым годом мы  слышим его ясней и ясней...Что, если тройка, вокруг которой « гремит и становится ветром разорванный воздух»- летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель».

Поэма « Двенадцать» - это эпос, суровый, строгий.

Название, как полагается названию хорошему, многозначно: двенадцать глав, двенадцать красногвардейцев в патруле, двенадцать учеников Иисуса Христа. А еще - трижды совершенное число по пифагорейской школе, смутный час между сутками, наконец, время, когда появляется нечистая сила...

( Звучит музыка- « Прелюдия» С Рахманинова).

2 ведущий. В эти трудные, суровые годы Блок Служит в учреждениях культуры, выступает с лекциями, статьями, работает в театре, в издательствах. Он мужественно переносил тяготы военного времени. После  « Двенадцати» и «Скифов», этих вершин в творчестве, Блок больше не писал стихов. Теперь он прозаик, не по нутру - по необходимости.

1 ведущий. 21 апреля 1921 года в Большом театре состоялся авторский вечер Блока. Театр был заполнен весь. Поэта любили.

                     Она с улыбкой открывает

                      Ему объятия свои

                     И все, что было, отступает

                     И исчезает в забытьи.

Эти строки Блок писал не о смерти. Он был еще молод и переполнен жаждой жизни. Но природа, к сожалению, никогда не жаловала великих людей.

 2 ведущий. Блок любил Россию и не уехал даже тогда, когда тяжело заболел.

Вот строки из воспоминаний Евгения Замятина:

« Неожиданно было, когда узнали: это серьезно, и спасти его можно только одним - тотчас же увести в санаторий за границу.

Никто из нас не видел его за эти три месяца болезни: ему мешали люди, мешали даже привычные вещи, он ни с кем не хотел говорить - хотел быть один. И никак не мог оторваться от ненавистной любимой России; не хотел согласиться на отъезд в финляндский санаторий, пока не понял: остаться здесь для него - умереть. Но и тут не хотел ни за что подписывать никаких прошений и бумаг. Письма в Москву о разрешении Блоку выезда за границу были написаны (в июне) правлением Союза писателей.

 В Москве был Горький. Горький с бумагами ходил по инстанциям; к нам приходили известия: обещали, выпустят, скоро. Блок метался: не хватало воздуха, нечем дышать. И приходили люди, говорили: больно сидеть в соседней комнате и слушать, как он задыхается.

Мы заседали; стояли в очередях; цеплялись за подножки трамваев; Блок метался; Горький в Москве ходил по инстанциям. И, наконец, 3 или 4 августа пришло письмо из Москвы разрешение: Блок мог уехать...»

( Звучит музыка Чайковского» Осенняя песня». На экране-фотографии с видом из окон последней квартиры Блока и дома по Улице Декабристов,57, где скончался поэт)

 

1 ведущий. Ветреное, дождливое утро 7 августа, одиннадцать часов утра, воскресенье...

Перестало биться сердце поэта, измученное, исстрадавшееся...

В доме - мать, жена... У окна плачет Анна Ахматова...

Ушел человек, ушел гений... « Мы умираем, а искусство остается»

Люди несут гроб к Смоленскому кладбищу... На глазах у них слезы.

                       Не жизни вальс томительным дыханьем,

                       Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

                        Что просиял над целым мирозданьем

                         И в ночь идет и плачет уходя.

( Звучит музыка С.Рахманинова).

2 ведущий. Прошли годы... Изменился мир... Только чувства у людей остались прежними... И еще - любовь к вдохновенному певцу этих чувств - АЛЕКСАНДРУ БЛОКУ.

                   О, я хочу безумно жить:

                   Все сущее - увековечить,

                   Безличное - вочеловечить,

                    Несбывшееся - воплотить!

 

                   Пусть дышит жизни сон тяжелый,

                  Пусть задыхаюсь в этом сне-

                   Быть может юноша веселый

                  В грядущем скажет обо мне:

 

                  Простим угрюмство - разве это

                  Сокрытый двигатель его?

                 Он весь - дитя добра и света,

                 Он весь - свободы торжество!

Завершается урок словами учителя и последним письмом Блока.

Учитель. Наш небольшой экскурс по страницам жизни А.Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто добрыми пожеланиями новорожденному, это

« ОБРАЩЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ БЛИЗКОГО БУДУЩЕГО»,  РОЖДЕННОМУ В РОССИИ

...пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она всех нас, грешных-то пусть уж его терзает всегда и неотступно, прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаянием в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней.

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)

Разработка урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...» (11 класс)

Разработка  урока-композиции, посвященного творчеству А.А.Блока « В огне и холоде тревог...»  (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2019