Разработка урока литературы в 8 классе «Проблемы социального и нравственного неравенства, поднятые Н.М.Карамзиным в повести «Бедная Лиза»».
Оценка 5

Разработка урока литературы в 8 классе «Проблемы социального и нравственного неравенства, поднятые Н.М.Карамзиным в повести «Бедная Лиза»».

Оценка 5
doc
21.01.2020
Разработка урока литературы в 8 классе «Проблемы социального и нравственного неравенства, поднятые Н.М.Карамзиным в повести «Бедная Лиза»».
Итак.doc

Урок №2 по творчеству Н.М.Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы БОУ г.Омска «Гимназия №140» Писарева Марина Владимировна.

Тема урока: Проблемы социального и нравственного неравенства, поднятые Н.М.Карамзиным в повести «Бедная Лиза».

Тип урока: урок закрепления знаний (практикум).

Цель урока: познакомить обучающихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом сентиментализма.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
    • закрепить знания о классицизме;
    • дать понятие сентиментализма как литературного направления;
    • представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
    • развивать навыки  анализа прозаического произведения.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения;
    • воспитывать отношение к любви как к самой главной ценности человека.
  • Развивающие:
    • расширять словарный запас;
    • способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;
    • развивать умение работать в команде.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, видеозапись песни в исполнении Д.Гариповой «Любовь – волшебная страна»).

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности:  коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

ХОД УРОКА

1. Начало урока. Орг.момент. 1 мин.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

- Послушайте, пожалуйста, романс на стихи Эльдара Рязанова, композитор  Андрей Петров, а исполняет певица Дина Гарипова.

(слайд №3)

(видео: Дина Гарипова - Любовь – волшебная страна (Концерт в Градский Холл, 2017))

 3 мин.

 

прочитать  повесть Карамзина «Бедная Лиза».

(слайд №2)

- О чём это произведение? (о любви)

- Сам Николай Михайлович Карамзин писал: «Где нет любви, нет и души!»

- Тема часто отражена в названии…О чём говорит название? (БЕДНАЯ Лиза). Конкретно, о какой любви? (о несчастной, о преданной, о настоящей, о горькой, с трагическим концом… и т.д.)

- Но ведь любовь – это прекрасное, светлое чувство, которое способно сделать человека счастливым, может связать навсегда судьбы двух влюблённых людей…Почему же в повести Карамзина всё не так?..

Тема. Почему любовная история Лизы и Эраста заканчивается трагедией?..

4. Целеполагание, постановка проблемы.

Цель: Проанализировать образы Лизы и Эраста (их поведение, нравственный облик, характер, образ жизни), чтобы понять, что привело их к трагедии.

- Как мы это будем делать? (работать с текстом, анализировать образы главных героев Эраста и Лизы, делать выводы).

5. Поиск путей решения проблемы. Планирование путей достижения намеченной цели. 

(слайд №8)

План: 3 мин. (не тратить на это время, сразу распределяться)

1. Образ Лизы – социальный портрет.

2. Образ Эраста – социальный портрет.

3. Образ Лизы – нравственный портрет.

4. Образ Эраста – нравственный портрет.

5. Сделать выводы.

6. Осуществление учебных действий по плану. Групповая работа.

- Итак, перед вами лежат листы с заданиями, которые необходимо выполнить за 7 минут (?) и затем мы будем внимательно слушать ответы друг друга, чтобы найти истину. Не забывайте про нашу цель, идите по намеченному пути.

Вопросы для группы №1. Образ Лизы как объект социального неравенства.

1. Расскажите о социальном положении Лизы. В каком доме жила Лиза? ( в хижине) Кто были её родители? (отец – зажиточный работящий поселянин, мать – домохозяйка, после смерти мужа ослабела от горя)

2. Со скольких лет Лиза начала работать? Чем она занималась? (с 15 лет, берясь за любую работу: «Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».)

3. Обучена ли Лиза грамоте? (Нет. «Ах, для чего не умею ни читать, ни писать. Ты бы уведомлял меня обо всем, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!").

4. Понимает ли Лиза, что они с Эрастом разного происхождения и не могут быть вместе? (Да. Вначале: «"Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…" — Лиза не договорила речи своей).

5. Продолжает ли думать Лиза о социальном неравенстве во время развития отношений с Эрастом? (Нет. Для любящего сердца все границы стёрты. Перед ней теперь не барин, а друг и любимый человек).

Вопросы для группы №2. Образ Эраста как объект социального неравенства.

1. Расскажите о социальном положении Эраста. («сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою.(…) "Натуpa призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям", — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет.)

2. Обратите внимание, как ведёт себя Эраст при первой встрече с Лизой. С одной стороны: Лиза ему понравилась, но с другой стороны: чего он боится, стоя с ней на улице? («Молодой человек не хотел удерживать ее, может быть для того, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались»).

3. Как обращается Эраст к пожилой женщине, матери Лизы? О чём это говорит? (на «ты». Так принято: знатный человек позволяет себе «тыкать», т.к. перед ним простолюдинка.)

4. Как ведёт себя Эраст во время последней встречи? («Он побледнел — потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: "Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей — возьми их, — он положил ей деньги в карман, — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой". Прежде нежели Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге: "Проводи эту девушку со двора").

5.  Какой мотив на протяжении всего произведения связан с Эрастом? (мотив денег. Для него они важнее всего на свете).

Вопросы для группы №3.  Образ Лизы как объект нравственного неравенства.

1. Какой характер был у главной героини? (Робкий, скромный, милый, нежный, терпеливый, приветливый, заботливый) Несмотря на то, что она была безграмотная, чем отличалась её речь? (речь была богатой, чувственной, эмоциональной: «Слова – зеркало души»)

2. Семья Лизы очень нуждалась в деньгах. Предавала ли она нравственные законы, чтобы заработать больше? (Нет. Когда Эраст вместо 5 копеек за цветы даёт ей 1 рубль, Лиза отвечает: «Мне не надобно лишнего»).

3. Какие детали вводит автор в повествование, чтобы подчеркнуть чистоту души Лизы? (Цвет. Лиза продаёт белые ландыши, она угощает Эраста молоком, вытирает чистую крынку белым полотенцем, накрытым чистым деревянным кружком, любуется белыми туманами – это цвет чистоты, искренности и непорочности).

4. Почему Лиза просит не давать ей клятв в любви? (И ты можешь мне дать в этом клятву?" — "Могу, любезная Лиза, могу!" — "Нет! Мне не надобно клятвы. Я верю тебе, Эраст, верю. ) Как любит сама Лиза? (искренне, верно, сильно, трепетно, ярко, самоотверженно, жертвенно, доверчиво, «больше, чем саму себя»).

5. Как реагирует Лиза на решение матери выдать её замуж за деревенского парня? ("Я должна сказать тебе все. За меня сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка хочет, чтобы я за него вышла", но Лиза не соглашается).

Вопросы для группы №4. Образ Эраста как объект нравственного неравенства.

1. При первой встрече Эраст даёт понять Лизе, что он теперь будет её постоянным покупателем, вселяя в её душу надежду на скорую встречу. Сдерживает ли он своё благородное дворянское и мужское слово? («Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня"». – «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. Многие хотели у нее купить цветы, но она отвечала, что они непродажные, и смотрела то в ту, то в другую сторону. Наступил вечер, надлежало возвратиться домой, и цветы были брошены в Москву-реку. "Никто не владей вами!" — сказала Лиза, чувствуя какую-то грусть в сердце своем.»)

2. Речь и голос Эраста: какие они во время первых встреч, при любовных встречах, при расставании и при последней встрече? О чём это говорит? (вначале речь Эраста внимательна, уважительна, голос вкрадчивый, приятный, учтивый – он хочет понравиться, он влюблён. После он начинает скучать, уже не так пылок в речах…И во время последней встречи он груб, немногословен, холоден).

3. Почему Эраст просит Лизу держать их встречи втайне от матери? ("Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!" — "Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать", — "Для чего же?" — "Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое", — "Нельзя статься". — " Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова"- "Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы ничего таить от нее").

4. Как подействовало на Эраста общение с духовно богатой Лизой? (Все блестящие забавы большого света npeдставлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о отрезвительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. "Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!" Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?)

5. Лиза отказывается выйти замуж за нелюбимого деревенского парня, сына богатого крестьянина. А как поступает Эраст в аналогичном случае? (стремясь поправить своё материальное положение, Эраст женится на нелюбимой, но богатой пожилой вдове).

 

 

- Итак, в 1792 году была напечатана повесть. По словам самого писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая».  Но, по мнению критиков, эта простая история перевернула сознание читателей и была принята с таким восторгом, что за короткое время переиздавалась целых 6 раз! И ещё несколько десятилетий эта повесть была книгой №1 в России. Об этом в своей статье пишет российский лингвист, доктор филологических наук Владимир Николаевич ТопорОв.

(слайд №4)

3. Актуализация знаний. Работа с таблицей.

-Т.е. перед нами, безусловно,  новаторское произведение, феномен. В чём же тогда его феноменальность, как думаете? (русский читатель привык  к другим книгам: эпохи классицизма или к старым романам, в которых всегда хороший конец, отношения двух влюблённых заканчиваются свадьбой, зло в таких книгах наказывается, а добро побеждает… А в этой повести читатель столкнулся с горькой правдой жизни и трагическим финалом).

- Да, в литературе 18 века это было что-то совершенно новое. А к какому литературному направлению принадлежит эта повесть? (сентиментализм)

- Да. И я предлагаю вам поработать в группе и совместно заполнить кластер о сентиментализме, обозначив его самые главные черты. В своей работе ользуйтесь, пожалуйста, опорным материалом. Время на работу в группах – 3 минуты. После окончания работы не забудьте оценить свою работу и работу своей группы. Итак, время пошло.

(слайд №5)

- Время на работу в группах - 3 минуты. (листы, карточки, клей)

Таблица №1

Русский КЛАССИЦИЗМ

 

Основные черты

 

Русский СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

 

1

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

 

- (от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental – чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX в.в.), которое пришло на смену классицизму.

2

Культ разума. Строгие правила, от которых нельзя отступать.

Идейная основа

Культ чувств. Культ врождённой нравственной чистоты. Протест против испорченности аристократического общества. Нарушение его норм и правил.

3

Человек-гражданин. Долг перед Отечеством выше личного благополучия.

Взаимоотношения личности и государства

Личность простого человека в движении души. Интерес к повседневной жизни.

4

Внешняя сторона жизни. Однозначность характеров: либо положительные, либо отрицательные.

Изображение героя

Внутренняя жизнь через мысли, чувства, богатый духовный мир, настроения героев (представителей низших сословий). Элементы психологизма. Неоднозначность характеров: нет прямолинейности в их оценке.

5

Объективность повествования. Автор поучает, воспитывает, призывает, обращается к совести и сознанию.

Авторская позиция

Субъективность, чувственность, неоднозначность авторской позиции. Автор способствует пробуждению лучших чувств у читателя, воображению, пониманию, состраданию.

6

Гражданская, общественная

Основная тема

Любовная

 

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Культ природы (она идеальна, в отличие от общества). Пейзаж – идиллический (совершенный, счастливый), он служит средством психологической характеристики.

7

Ода, трагедия, комедия, басня

Ведущие жанры

 

Повесть, дневник, письма, романс, описание путешествий, семейно-бытовой роман, элегия, послание

8

Кантемир А.Д.,

Тредиаковский В.К.,

Сумароков А.П.,

Фонвизин Д.И.,

Державин Г.Р.,

Ломоносов М.В.

Яркие представители этого литературного направления в России

Карамзин Н.М.,

ранний Жуковский В.А.,

Дмитриев И.И.,

Муравьёв М.Н.

 

- Итак, давайте послушаем, что у вас получилось…(выступают представители групп, освещая по 1-2 пункта созданной таблицы). 3 минут.

- Отлично, молодцы! Оцените себя и работу своей группы по 5-балльной шкале. Ребята, сложно было выполнять это задание?.. Что помогло  успешно его выполнить? (знание темы «Сентиментализм»).

 

 

(…)

7. Систематизация знаний. Выступления групп. 4 мин. на каждое из 4-х выступлений (всего  16 мин).

- Какой вывод сделаем по этой работе? (…)

8. Подведение итогов урока.

- Итак, смотрим на нашу цель урока…И делаем вывод.

- Почему красивая поначалу любовная история обратилась в трагедию?

Ответы -  1 минута

9. Объяснение домашнего задания.  1 мин.

- Ребята, спасибо вам за работу! А теперь домашнее задание.

(слайд №9)

- На следующем уроке мы поговорим:

1). Об образе рассказчика в «Бедной Лизе». Его характер? Его отношение к миру, к главным героям? Какова его роль в повести?

2). Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Приведите конкретные примеры из текста, где пейзаж отражает настроение и поведение героев.

3).  Религиозный мотив в повести «Бедная Лиза». В каких эпизодах он более ярок, как вы его объясните?..

4). По желанию (на дополнительную оценку) можно написать эссе. Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Ка­рамзина «Бедная Лиза» и могут ли извлечь из нее современ­ные молодые люди нравственные уроки? (объём от 1 стр. и больше).

 

10. Рефлексия Оценивание. Рефлексия. 3 мин.

- А теперь давайте выскажем мнение о своей работе, работе своих товарищей, группы с помощью таблицы «Я-МЫ-ДЕЛО».

(слайд 10)

 

я

как работал, был активен? Какой вклад внес в работу над  проектом? 

мы

насколько эффективно смогли работать вместе, чего  достигли в совместном обсуждении? 

 

дело

насколько продвинулось, улучшилось?

 

Или рефлексия «ТРИ М»: три момента урока, которые понравились, удались, не удались, удивили, заставили задуматься больше всего»

Литература

   1. Карамзин Н.М.Избранные сочинения в двух томах. — Москва — Ленинград: Художественная литература, 1964. — Т. Том первый. Письма Русского Путешественника. Повести. — С. 605—621

2. Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. – №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».

   3. Топоров В. Н. 1 // Статья «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет = Лиза. — Москва: РГГУ, 1995.


Скачано с www.znanio.ru

Урок №2 по творчеству Н.М.Карамзина

Урок №2 по творчеству Н.М.Карамзина

ХОД УРОКА 1. Начало урока. Орг

ХОД УРОКА 1. Начало урока. Орг

Расскажите о социальном положении

Расскажите о социальном положении

Вопросы для группы №3. Образ

Вопросы для группы №3. Образ

Нельзя статься". — " Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова"- "Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы…

Нельзя статься". — " Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова"- "Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы…

XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам

XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам

Систематизация знаний . Выступления групп

Систематизация знаний . Выступления групп

Марченко Н.А. Карамзин Николай

Марченко Н.А. Карамзин Николай
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020