Разработка урока математики
Тема: « Решение примеров с именованными числами»
Участники: учащиеся 2 класса коррекционной школы 8 вида.
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по выполнению математических действий с именованными числами при решении примеров.
Задачи:
Обучающая
-продолжать формировать понятия о мерах стоимости, длины, массы;
-закреплять навыки дифференциации в назывании мер, величин;
-совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи и примеры.
Коррекционно-развивающая
-развитие мышления учащихся через сравнение, обобщение, анализ;
-развитие внимания через использование наглядного пособия, через умение слушать;
-развитие математической речи через умение аргументировать свои действия.
Воспитательная
-воспитание интереса к предмету;
-воспитание уважения к себе и окружающим (не перебивать, умение слушать друг друга).
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: таблицы- схемы, карточки, картинки с планетами, аудиозаписи.
Ход урока.
Долгожданный дан урок- начинается урок!
Тут затеи и задачи, шутки, игры- всё для вас.
Пожелаем все удачи- за работу, в добрый час!
Учитель: Все ли готовы к уроку? Садитесь. (Сели прямо, ноги поставили прямо, следим за осанкой)
Сегодня на уроке мы отправимся в далёкое, интересное косметическое путешествие. Посетим разные планеты, на одной из которых повторим приёмы вычисления, а также закрепим полученные знания при решении задач и числовых выражений. В путешествие берем самых смелых, дружных, находчивых и сообразительных. А есть ли среди нас такие? Тогда в путь!
Ребята, для того, чтобы сесть в космический корабль, вам нужно решить пример и какое число получится, это и будет номер вашего места в космическом корабле. Для этого решите уравнение, которое указано на карточке. (Учитель раздаёт дифференцированно карточки с числами «билеты»).
12+3=15 3+3=6 18-6=12 15-5=10 1+4=5
16+2=18 20-10=10 8-1=7 17+3=20 10+10=20
Поднимите руку, у кого получилось однозначное число, у кого двухзначное. Итак, все заняли свои места, пристегнулись? Но корабль не взлетит пока не произойдет отсчет от 1 до 20 в прямом и обратном порядке. (Счёт по цепочке). Пуск!
Наш космический корабль набирает высоту. Но на встречу ему движутся неопознанные объекты- это числа. Я вам буду называть числа, а вы разложите их на единицы и десятки. ( Можно использовать игровой момент. Учитель кидает учащемуся мячик с числом).
Молодцы! Преодолели препятствие!
Что случилось? Наш корабль попадает под метеоритный дождь. Вы знаете что такое метеориты, я вам рассказывала о них на уроках и чтобы избежать с ними столкновения, мы их облетаем, совершая путь в виде фигуры. А какой мы сейчас узнаем. (учащиеся работают по карточкам, соединяя нужные числа прямыми линиями).
Учитель:
-в данном числе 1 дес. и 3 ед.;
-соседи этого числа 19 и 17;
-это число меньше 17, но больше 15;
-цифры 4 и 6 в сумме дают это число.
13 18
16 10 17
Проверка выполненного задания.
Какую фигуру описал космический корабль? Что вы можете сказать о квадрате? Сколько углов? Сколько сторон? Какое число осталось лишним? (17). Охарактеризуйте число 17. С этим числом мы еще поработаем. А сейчас приготовились! Приземляемся на планету Красоты.
Откройте тетради, записывает число, вид работы. О каком числе мы сейчас говорили? Жители планеты красоты хотят что бы вы правильно и красиво написали это число ( показ написания на доске, слайд).
Отправляемся дальше путешествовать по планетам? Мы с вами попадаем на планету Тишины. Здесь очень красиво и в тени деревьев можно отдохнуть. Отдохнём и мы. Сядьте поудобнее. Представьте, что вокруг вас красивые деревья, звучит музыка ( звучит запись пения птиц). Сделаем разминку для глаз. Ну что, немного отдохнули? Отправляемся дальше.
Ребята, ну вот мы с вами оказались на планете Изучайка. На этой планете мы закрепим сои знания и умения. Давайте вспомним какие меры мы изучали. Работа по таблице. Ответы детей.
Меры массы |
кг |
Меры стоимости |
рубли- р. копейки- коп. |
Меры длины |
см. дм. |
Меры ёмкости |
Литр- л. |
Меры времени |
час- ч. минута- мин. |
Давайте решим примеры на сравнение. Работа на доске. Скажите, а можно сравнивать литры и километры, рубли и минуты. Правильно, конечно нет. Мы можем сравнивать и решать примеры только одной величины.
Работа с учебником.
Решение примеров с именованными числами. (1 группа решает все столбики задания, 2 группа только один столбик).
Взаимопроверка.
Итак, мы приземлились на планету Отдыхайка.
Планета Решайка. Жители этой планеты целый год решают задачу и ни как не могут решить. Давайте им поможет. Прочитайте: «На одной планете было 7 космических кораблей, прилетело еще 4. Сколько стало космических кораблей?». Вопросы: О чем говорится в задачи? Что известно? Сколько было? Сколько прилетело? Что неизвестно? Каким действием будем решать задачу? Почему?
Решение задачи учащимися. 1 уч-ся работает у доски. Проверка.
Молодцы ребята, помогли жителям планеты.
Ну что, ребята, пора возвращаться домой. Пристегнулись, полетели. Космический корабль возвратился на планету Земля.
Выставление оценок за работу на уроке.
Понравилось путешествие? На каких планетах мы побывали? Что нового узнали? Какие величины вспоминали? Какую фигуру рисовали?
Спасибо за урок!
На первом этапе урока мною была визуально проверена подготовка учащихся к занятию и установлен первый эмоциональный контакт с целью создания благоприятной психологической и эмоциональной обстановки для дальнейшей работы. С этой же целью была использована наглядность на слайде и словестная (стихотворение).
Следующий этап – устный счёт – задача и примеры с карточками. Разгадали дети правильно слово «Букет», с моей стороны был эмоциональный настрой на дальнейшую работу на уроке.
На уроке были учтены возрастные и психофизические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения универсальным учебным действиям: тему и задачи урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном этапе урока детям было предложено проверить правильно ли решены примеры, тем самым поставив детей в затруднительное положение и создав проблемную ситуацию.
Физкультминутка и гимнастика для глаз позволила частично нейтрализовать физическую усталость поддержать рабочий настрой и активность на протяжении всего урока.
На закрепление знаний дети выполняли примеры и задачу (по группам, разделенных по принципу индивидуально –дифференцированного подхода).
Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся.
Рефлексия в конце урока позволила увидеть эмоциональное состояние детей.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и поисковой. В ходе урока осуществлялись коллективные и индивидуальные работы. В течение всего урока поддерживался благоприятный эмоциональный настрой и активность учащихся.
Необходима мотивация к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников, учитывая способности каждого ребёнка. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Равнодушных ребят в классе не было, дети работали по своим силам в обычном рабочем режиме.
Коммуникативность учащихся проявлялась в умении вести учебный диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные и психофизические особенности учащихся, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом психофизических особенностей второклассников.
Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, план реализован.
Перспективы на будущее:
1. Продолжать учить ребят работать в группах, в паре.
2. Учить ребят выражать свои мысли.
3. Добиваться от ребят полных и правильных ответов.
4. Продолжать работу со слабоуспевающими учащимися.
Второй этап – устный счет. Устный счет проводился с целью повторения нумерации в пределах 10, отработки навыков устного счета. Работа с геометрическим материалом обеспечила закреплений знаний о фигурах, о линиях и отрезках.
На этом этапе каждое из заданий было с коррекционной направленностью.
По данным внешнего наблюдения у моих детей снижен объем и распределение внимания, а задания с перепутанными числами и буквами способствовали это корректировать.
Т.к. мышление у моих первоклашек в данный момент наглядно-действенное и нужно формировать наглядно-образное, то я включила в устный счет задания с опорой на несколько анализаторов «Назови пропущенную фигуру», «Найди только отрезки».
На этом этапе урока я уделила внимание коррекции кратковременной памяти через игру «Живые числа», где дети должны были найти не только свое место в числовом ряду, но и при выполнении моих заданий держать в памяти весь ряд, вспоминая, какое «число» должно сделать шаг вперед. Коррекцию и развитие зрительного восприятия осуществила через устное решение задач в стихах. В первом полугодии это задание трудно давалось детям, они не могли совместить прослушивание стихотворения и одновременный счет предметов. За счет использования этого задания на каждом уроке, восприятие текста идет уже на другом уровне.
При поступлении в 1 класс у всех детей мелкая моторика рук и кистей была развита очень слабо, поэтому работы в тетрадях, работы по труду и ИЗО выполнялись неаккуратно, небрежно. Пальчиковую гимнастику я провожу на каждом уроке каждый день, и это дает положительные результаты. Во время устного счета мы с ребятами пальчиками изображали капель.
На третьем этапе урока провела физкультминутку, в которой дети изображали первых весенних птиц - грачей, что помогло снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Четвертый этап урока – основная часть, работа над темой урока. Цель этого этапа - закрепление умения решать задачи, составлять краткую запись к задаче, закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Поскольку мы еще не все буквы изучили, и техника чтения у детей не высока, то текст задачи я читала сама. При работе над задачей помимо коррекции и развития слухового восприятия, продолжалась работа над долговременной памятью через повторение алгоритма решения задачи. Развитие мышления опиралось на составление краткой записи к задаче и на полный ее анализ.
Коррекция мышления происходила и при решении примеров, которые были написаны на цветах – подснежниках. Детям предстояло найти различие в цветах по цвету, по количеству лепестков. На данном этапе учащимся предложена самостоятельная работа, которая была выполнена весьма успешно, благодаря продуктивной подготовительной работе во время устного счета. Самостоятельная работа была спланирована с учетом индивидуальных особенностей и уровнем обучаемости детей. Двое учащихся обучаются по решению ПМПК в 1 классе с диагностической целью, и им, действительно, очень трудно дается усвоение учебного материала. Поэтому во время проведения самостоятельной работы именно этим детям я оказываю индивидуальную направляющую помощь. Естественно и задания на цветах были дифференцированы: разное количество примеров на сложение и вычитание в пределах 10, а двое учащихся получили задание раскрасить картинку по цифрам, опираясь на образец.
Цель заключительного этапа урока – рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности учащихся. С 1 сентября на каждом уроке я учу детей осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке. Теперь мы легко подводим итоги урока, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Рефлексия учебной деятельности показала, что дети зафиксировали содержание урока. Пока самооценка эмоционального восприятия урока у нас проявляется в картинках–индикаторах с изображением солнышка, солнышка с тучкой и тучки. Взрослея, мы будем использовать другие варианты для рефлексии своей деятельности. Не всегда и не у всех детей получается «разговор с самим собой», и это еще один нюанс, над которым мне приходится работать, используя различные приемы в зависимости от ситуации.
Внутреннюю мотивацию обучения я стимулировала через познавательную активность игровыми, наглядными методами. На уроке использовала много наглядности (солнышко, сосульки, ручеек, кораблик, изображение грача и гнезда, подснежники, карточки-индикаторы. геометрический материал), которая вовремя убиралась и не перегружала внимание детей (только солнце оставалось на доске в течение урока).
Весь урок поддерживалась связь с предметом «Живой мир»: мы повторили времена года, приметы весны.
На протяжении всего урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока. Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса, сплочению детского коллектива. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся и избежания перегрузки. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психоэмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке. Все это позволило провести урок интересно, разнообразно.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы вычислений в пределах 10 большинство учащихся усвоили хорошо, конкретный смысл задачи понимают, алгоритм ее решения успешно усвоили. Логическим завершением урока по причине отсутствия оценивания стало написание в дневниках учащихся благодарности за урок, чем они были несказанно горды и хвастались об этом всем.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
. План урока выполнен полностью; урок образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих задач достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Гимнастика для рук в начале урока позволила детям раскрепоститься и
настроиться на нужный темп работы. Повторение основных математических
действий позволило установить цель урока и вывести детей на решение
поставленной перед ними проблемы. С помощью учителя ребята находят
ответ и делают вывод. Затем продолжается работа над запоминанием правила
и применением его при решении примера.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.