МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Методическая разработка урока по математике в 1 классе, программа «Перспектива»
Тема: "Число и цифра 5"
с применением информационных и коммуникационных технологий
выполнила:
Сарапкина Мария Александровна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
г. Нижнекамск
2020
год
Целевые
установки
Предметные: самостоятельно учиться: воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место каждого числа в этой последовательности; писать цифры от 1 до 5, соотносить цифру и число 5; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; составлять числа от 2 до 5 из пары чисел (2 – это 1 и 1; 3 – это 2 и 1, 4 - это 3 и 1, 5 - это 4 и 1).
Метапредметные:
регулятивные - учится принимать учебную задачу (через анализ рисунка), сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учится строить простые рассуждения.
коммуникативные - использовать простые речевые средства; общаться со сверстниками, коллективно обсуждать поставленный вопрос; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», интерес к новому учебному материалу.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки (4+1, 3+2, 2+3, 1+4)
Оборудование для учащихся: конверт с разрезными картинками (слоник, мартышка, удав), числовые карточки, учебник математики, рабочая тетрадь по математике
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный момент.
|
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья (Слайд 1) |
|
2. Актуализация знаний. |
- Мы продолжаем с Вами путешествовать по стране Цифирии. - Ребята, сегодня на уроке нам будут помогать работать и поддерживать хорошее настроение герои одного мультфильма. А кто это, вы узнаете, выполнив следующее задание. - У вас на парте лежит один конверт. Скажите, как мы будем работать? - Давайте вспомним правила работы в паре. - А теперь возьмите конверт, достаньте части картинки и соберите вместе целую. Кто соберёт, поднимает руку. - Итак, что же получилось у 1 ряда…. (Слайд 2) - у 2 ряда ….. (Слайд 3) - у 3 ряда … (Слайд 4) - А какого героя не назвали? Верно, но он присоединится к нам немного позже.
- Ребята, Слонёнок, Удав и Мартышка приготовили для вас математическую разминку. Скажите, для чего математическая разминка нужна? - Итак, первое задание от Слонёнка «Назови соседей числа». (Слайд 5) (фронтальная работа, ученик называет ответ, остальные оценивают правильность либо хлопками, либо топают ногами). - Второе задание от Мартышки «Назови пропущенные числа». (Слайд 6) - Следующее задание от Удава , он предлагает расставить числа от 1 до 5, соблюдая правило, стрелочка должна быть направлена от большего числа к меньшему. (Слайд 7) (работа с числами на столе, в паре, далее проверка на слайде) - Следующее задание от всех героев «Кто, где спрятался». В доме 5 этажей. Удав спрятался на четвёртом этаже, Слонёнок - ниже третьего, но этажом выше, чем Мартышка. Кто на каком этаже спрятался? Слайд 8 - Молодцы, хорошо справились с заданиями и спасибо нашим героям за разминку.
|
Ответ детей на вопрос - в паре
- слонёнок
- удав - мартышка - попугая
- для того, чтобы вспомнить то, что мы знаем, чтобы подготовиться к новой теме
- хоровой ответ (2, 6, 9)
- Удав на 4 этаже, слоненок на 2 этаже, а мартышка на 1 этаже
|
3.Постановка учебной задачи.
|
(Слайд 9) - Ребята, а попугай приготовил вам следующую игру "Молчанка". Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками. Задачи: 1.Сколько яблок у ребят Солнышком горят в руках? У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы. На столе ещё одно Солнышком наполнено. Ну-ка, сколько яблок, братцы? Кто сумеет догадаться? 2.Две мышки проникли в квартиру, Решили попробовать сыру. Тут следом явились подружки: Три сереньких Мышки-норушки. Кот спал в это время на крыше, Про этот не ведая пир. А ну, сосчитай, сколько мышек Съели оставленный сыр? 3. На вокзале у перрона Стояло 4 вагона Добавили еще 1, Чтоб был большой локомотив. Теперь вопрос мы зададим. Какой длины локомотив? – Ребята, кто догадался, какое число сегодня будем изучать? – Какая тема нашего урока? -- Число 5. Цифра 5. – Вот она наша красавица. (Слайд 10 - цифра 5)
|
Дети показывают 5
Дети показывают 5
Дети показывают 5
- 5 |
4.Физкультминутка |
(Слайд 11)
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать 1- подняться, потянуться 2- согнуться, разогнуться 3- в ладоши три хлопка, головою три кивка на 4 – руки шире 5 - руками помахать 6 - за парту тихо сесть 7 – 8 лень отбросим
|
|
5. Открытие нового знания
|
- Цель нашего урока научиться писать цифру 5, понять как образовывается число 5 , выучить состав числа, построить домик для числа 5. – Назовите число, за которым идет число 5? – Назовите число, следующее за числом 5? – Назовите соседей числа 5? – Как получить 5 из четырех? ( Выставляю карточку) – Как получить 5 из трех? (Выставляю карточку) – Как получить 5 из двух? (Выставляю карточку) – Как получить 5 из одного? (Выставляю карточку) - Поможем нашим героям построить домик для числа 5. - Я буду строить на доске, а вы в своих тетрадях в клетку. Но сначала напишите сегодняшнюю дату.
- Я тетрадь свою открою, Уголочком положу. Я друзья от вас не скрою Ручку правильно держу.
– Сколько этажей будет в доме? – Называем соседей на первом этаже. – Называем соседей на втором этаже. – Называем соседей на третьем этаже. – Называем соседей на четвертом этаже. (Слайд 12 - домик) – На каких этажах живут одинаковые числа-соседи? – Какое правило использовали на этих этажах? – А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? – Значит число 5 четное или нечетное? – Молодцы!
|
4
6 4 и 6 - Надо к 4+1
- Надо к 3+2.
- Надо к 2+3.
- Надо к 1+4.
4 4 и 1 3 и 2 2 и 3 1 и 4
- На 1 и 4, 3 и 2
- Переставили слагаемые - части местами. - Нет
- Нечетное |
6. Первичное закрепление.
|
- Ребята, скажите, пожалуйста, с помощью чего мы можем закрепить наши новые знания? - Откройте учебник (стр.68) - Посмотрите на задание под звездочкой, что это значит? - Верно, ребята! Посмотрите на курочку, посчитайте цыпляток, количество яичек и количество разбитых яиц. -Сколько времени показывают часы? - Выполним № 1, 2, 3 стр.68, ответить на вопросы устно
|
- С помощью учебника.
- Новая тема - Всего по 5
- 5 часов |
7. Физкультминутка. |
(Слайд 13) Рыбки плавали, ныряли В теплой чистенькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
|
|
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
|
- А теперь поработаем самостоятельно. Как вы думаете, для чего нам надо поработать самостоятельно? - В рабочей тетради выполним задания на стр. 56 № 1 - 8. А потом сравним свою работу с образцом. (Слайд 14) - Оцените свою работу. Если легко справились с заданием, то в кружочке поставьте знак «+», если были затруднения, то поставьте «?», если не справились, то поставьте знак «- ».
|
- Для того, чтобы проверить свои силы |
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
|
- А сейчас попробуйте выполнить задание в рабочей тетради на стр. 69 № 6 - 8 и в учебнике на стр.69 № 6 и 9. Работа в рабочей тетради в клеточку: - Нужно в тетради написать под домиком следующее (Слайд 15)
|
|
10. Рефлексия.
|
- Наш урок подходит к завершению. - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Вам было легко или были трудности? - Давайте еще раз с вами повторим. Какую цифру мы сегодня изучали? Как же образовывается число 5? - Ребята, у вас на партах лежат улыбки! Если вам урок понравился возьмите каждый себе по улыбке и приклейте ее в свой блокнотик. - Молодцы! До свидания! (Слайд 16) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.