Тема: Спирты.
Дата:
Класс: 10
Цель: Образовательная
1) Обобщить, углубить и расширить знания по теме спирты.
2) Познакомить учащихся с представителями спиртов (метанол, этанол, этиленгликоль и глицерин) и рассмотреть их значение для химической промышленности и повседневной жизни человека.
3) Расширение кругозора учащихся.
4) Показать практическую значимость знаний о спиртах.
5) Показать связь изучаемого материала с жизнью.
Развивающая
- Вовлечение учащихся в творческий процесс познания: работа с дополнительной литературой, развитие логического мышления уч-ся, умение проводить наблюдения, на основе которых делать выводы и обобщения.
Воспитывающая
- формирование естественно - научного мировоззрения
- воспитание экологической направленности, патриотического воспитания и нравственного воспитания на основе здоровьесберегающего фактора.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: урок в игровой форме, рассказ с использованием презентаций ребят о спиртах, демонстрационные опыты.
Дидактические этапы: 1.Вступительное слово учителя (1-2 мин)
2. Изучение нового материала (35 мин)
3. Заключение (1-2 мин)
Методы: сообщение уч-ся о представителях спиртов с использованием презентаций, демонстрационные опыты, решение расчетных задач.
Оборудование: 1) этиловый спирт, фарфоровая чашка, спички;
2) металлический натрий, фильтровальная бумага, чашка Петрия, ножик;
3) глицерин, CuSO4, NaOH, пробирки.
Литература: 1. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Понамарёв, В. И. Теренин; Под ред. В. И. Теренина – 2-е издание, переработанное и дополненное – М: Дрофа, 2001г. – 304 с.:ил.
2. Габриелян О. С. Химия 10 класс: Настольная книга учителя/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
Региональный компонент: использование спиртов в химической промышленности и в повседневной жизни человека.
Ход урока.
1) Вступительное слово учителя.
Еще в IV в. до н. э. люди умели приготавливать напитки, содержащие этиловый спирт. Вино получали сбраживанием фруктовых и ягодных соков. Однако выделить из него дурманящий компонент научились значительно позже. В XI веке алхимики обнаружили, что при нагревании вина образуются пары летучего вещества, которые при охлаждении конденсируются в сильнейших лекарственных средств, одно из первых его названий – «жизненная вода».
В соответствии с современными воззрениями этиловый спирт относится к ксенобиотика – вещества, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность.
Ксенобиотики можно разделить на три группы:
- питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией
- лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме.
- яды – вещества, нарушающие естественные биологические процессы вызывая нарушения в работе организма или смерть.
Этиловый спирт можно одновременно отнести ко всем группам. Но речь сегодня пойдет не только об этиловом спирте. Мы с вами познакомимся и с метиловым, этиленгликолем и глицерином. Рассмотрим их строение, физические и химические свойства, а также значение для химической промышленности и повседневной жизни человека.
2) Изучение нового материала.
План: а) история открытия спирта
б) номенклатура, формула.
в) физические свойства
г) химические свойства
д) получение
е) применение
Класс делится на 4 фирмы. Каждая фирма готовит представление о своём спирте:
- эмблема
- визитка
- теория
- выставка
- реклама. ( презентации продукции).
И защищает своё представление.
У каждого учащегося в тетради ведется заполнение таблицы.
Признаки |
Метанол |
Этанол |
Этиленгликоль |
Глицерин |
1. История открытия спирта. |
|
|
|
|
2. Номенклатура, формула |
|
|
|
|
3. физические свойства |
|
|
|
|
4. Химические свойства |
|
|
|
|
5. Получение |
|
|
|
|
6. Применение |
|
|
|
|
3) Заключение
У жюри на столах (оценивается по 5 бальной системе).
Вид конкурса |
Метанол |
Этанол |
Этиленгликоль |
Глицерин |
1. Эмблема |
|
|
|
|
2. Визитка |
|
|
|
|
3. Теория |
|
|
|
|
4. Выставка продукции |
|
|
|
|
5. Реклама |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.