Разработка урока на тему: Дополнение в 11 классе.
Цели урока: Обучающие: Пополнить знания учащихся о членах предложения, о дополнении, использовании их в речи. Систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме. .
Развивающие: Пополнить словарный запас учащихся.Формировать навыки грамотного чтения и письма. 3. Развивать орфографическую зоркость
Воспитательные: 1. Развитие умений оценивать свои возможности, брать ответственность за принятое решение. 2. Привить интерес к изучению наук.
К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями. К 3- стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.
Тип урока: урок открытия нового знания .
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, Частично-поисковый, Коммуникативный
Методические приёмы, используемые на уроке: Беседа. Самостоятельная работа над учебным материалом. Упражнения .Диалог - дискуссия
Вид используемых на уроке средств: Учебник «Русский язык»,Предметные рисунки. Опорные таблицы. Презентация, проектор, ноутбук.
Работа с иллюстративным материалом. Составление кластера, диалогов и монологов по ситуации.
Способы работы Работа со словарями, мозговой штурм, кластер, работа в группах. Сопоставление фактов родного и русского языка.
Ход урока
1.Организационный момент.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
2.Опрос домашнего задания.
Класс делится на три команды (по 6 человек)
Первая команда: Предприниматели
Вторая команда: Инновационные идеи
Третья команда: Технологи.
Задания командам по опросу домашнего задания:
Что называется обособленными определениями?
Чем выделяются в предложении обособленные определения?
Чем они выделяются в устной речи?
Каждая команда отвечает на вопрос и получает карточку поощрения или штрафа. Команде, ответившей правильно и подробно – карточка поощрения, а команде, ответившей не полностью – карточка штрафа.
3.Объяснение новой темы.
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Дедушка рассказал (о чём?) о традициях нашего народа. В роли дополнения могут выступать различные части речи: Музыка помогает (кому?) людям и (в чём?) в радости, и в горе.(имя существительное)
Автор песни сам великолепно исполнил (что?) её. (местоимение)
Зрители приветствовали (кого?) выступающих бурными аплодисментами.
(причастие)
Мы попросили дедушку (о чём?) рассказать о Шашмакоме.
(неопределённая форма глагола)
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и стоит в
Винительном падеже без предлога.
Хозяин пригласил (кого?) гостя в дом. Жители махали праздновали (что?) Навруз.
Косвенное дополнение может быть с предлогом и стоять во всех других падежах. Вежливость начинается (с чего?) с приветствия.
Задание командам: Игра «Грамотеи»
Упражнение 1. Прочитайте. Поставьте вопросы к выделенным дополнениям. Какими частями речи они выражены? Укажите прямые и косвенные дополнения.
Образец: Память народа свято хранит (что?) традиции и обычаи.
Память народа свято хранит традиции и обычаи. Молодое поколение
получает их от дедов и прадедов. Само слово «традиция» означает «пере-
давать». Нужно бережно относиться к наследию предков, чтобы не утра-
тить связи с корнями своего народа.
Если человек ценит прошлое, он может быть уверен в настоящем и
надеяться на будущее.
4.Закрепление темы.
Упражнение 3. Прочитайте. Скажите, какую роль в жизни людей играет
музыка. Перепишите текст, ставя слова из скобок в нужной падежной форме.
Укажите прямые и косвенные дополнения.
Мне кажется, нет на свете другого (искусство), которое бы роднило (люди) так, как музыка. Язык её понятен каждому. Творчество замечательных композиторов, мелодии и песни разных народов знакомят (мы) с тем,как радуются, печалятся, как мечтают люди. Музыка способна выражать
(чувства и мысли) миллионов людей. Она вносит в жизнь каждого из нас
(поэзия) и вдохновляет на (борьба) за светлое будущее человечества.
Учитесь же слушать (музыка), больше читайте о (она), развивайте свои
музыкальные (способности) и музыкальный (слух).
«Дерево моего успеха».
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
«Кто быстрее?» С каждой команды по одному участника отвечают на вопросы.
— Что составляет грамматическую основу?
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
— Какие типы сказуемых вы знаете?
— Что такое дополнение?
— Что такое определение?
— Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?
Дусматова Хонбиби Аблазизовна учитель русского языка школы № 7 города Ангрена Ташкентской области
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.