Учитель русского языка и литературы Дусматова Хонбиби Аблазизовна школа № 7 города Ангрена Ташкентской области.
kenjabobo54@umail.uz +998944140245
Тема урока: Ярослав Васильевич Смеляков «Хорошая девочка Лида»
Образовательная: ознакомить со стихотворением «Хорошая девочка Лида», формировать представление о жизни и творчестве Я.В.Смелякова и особенностях его произведений;
Развивающая: развивать выразительное , осмысленное чтение текста;
Воспитательная: создание ситуации оптимального эмоционального восприятия стихотворения «Хорошая девочка Лида».
Формируемые элементы компетенций:
К 1 - умеет вести по изученным темам и ситуациям свободный диалог.
К 3 - умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений русской литературы в жизненных ситуациях.
К 4 - стремится активно участвовать в процессах и событиях происходящих в обществе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, иллюстрации, экран, компьютер, проектор, тесты, карточки, «Чемодан, мясорубка, корзина» для проведения рефлексии.
Ход урока
I.Организационный момент.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
II.Повторение пройденного материала.
Игра «Всезнайка» по рассказу «Актриса» А.Г.Алексина.
ž 1. В каком классе учился главный герой?
ž 2. Как звали девочку, которая нравилась главному герою?
ž 3. Почему он перестал ходить в изо кружок?
ž 4.С кем хотела увидеться бабушка больше всего ?
ž 5. Что купил герой?
ž 6. С кем он пошёл в театр?
ž 7. Кем работала бабушка героя?
ž 8. Что она проверяла, когда видела людей в очках?
ž 9. Кто играл на сцене?
ž 10. Кого ждал герой после спектакля?
III.Объяснение новой темы. «Денотатный граф»
Словарная работа
Жгуты – bog'ich
растрогать – hayajonga solmoq
пройдоха – обманщик
Чтение стихотворения по цепочке.
IV. Закрепление темы.
Вопросно – ответная беседа по содержанию стихотворения.
1.Где живёт хорошая девочка Лида? (на улице Южной)
2.О каком времени года говорится в тексте7 (апрель – весна)
3.Где герой написал «Хорошая девочка Лида»? (на каменных плитах, где ступал её ботинок)
4.Где ещё он напишет её имя? (на всех перекрёстках планеты)
5.Какие подвиги он может совершить ради неё? (напишет её имя огнями, пшеницей, пеной морской, в небо залезет, пальцы себе обожжёт, на небесных страницах появятся эти слова)
«Мозговой штурм»
Что общего между этим стихотворением и рассказом А.Г. Алексина «Актриса»?
«Найди пару»
Найди антонимы к словам: хорошая, робкий, огонь, небо, ночь, враньё
Хорошая – плохая, робкий – шустрый, огонь – вода, небо – земля, ночь – день, враньё – правда.
«Микрофон»
Какая девочка Лида?
Сарвиноз: живёт на улице Южной, вдоль маленьких домиков, где цветёт акация.
Шохжахон: её золотые косы затянуты как жгуты, у неё платье из синего ситца, где мелькают цветы.
Жайрона: рыжий апрель бесшумной пыльцою веснушек засыпал ей постель утром.
Севинч: когда она идёт в школу, соседи с весёлым одобреньем глядят из окна.
Асилбек: мальчишка, который живёт в доме напротив, ложится и встаёт с именем Лида.
Жасмина: на каменных плитах, где ступал милый ботинок, герой написал: «хорошая девочка Лида»
Озодбек: мальчишка вырастит, станет известным, покинет свои места и на всех перекр ёстках планеты напишет её имя.
Шахзода: на Южном полюсе он напишет огнями, в кубанских степях – пшеницей, на русских полянах – цветами, на морях – пеной морской, в ночное небо залезет, все пальцы себе обожжёт, чтобы созвездие Лиды взошло.
Метод «Кластер»
V.Подведение итогов урока.
«Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
VI.Задание на дом: а) выучить понравившийся отрывок из стихотворения;
б) нарисовать иллюстрации к тексту; в) составить синквейн по теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.