Разработка урока "Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси."
Оценка 4.9

Разработка урока "Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси."

Оценка 4.9
doc
21.12.2024
Разработка урока "Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси."
Брак.doc

Предмет:  ОРКСЭ

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными     умениями) (технология деятельностного метода)

Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный

Технологическая карта  урока. 

Тема

Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси.

Цель:

 определить  основные  обычаи и обряды русского народа

 

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с обычаями и обрядами русского народа, с историей обряда бракосочетания на Руси.

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Воспитывать  культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить роль и значение обычаев русского народа.

Формировать УУД:

- Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Формировать умение высказывать своё мнение.

  Регулятивные УУД:

  •  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленными  задачами;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: 

·       строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
  •  слушать и понимать речь других;
  • использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:   

  • осуществлять поиск необходимой учебной  информации ;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 

Планируемый результат

              Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные: формировать у учащихся интерес к народному творчеству.

Основные понятия

Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Ресурсы:

 

 Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

 

 

Технология проведе

ния

 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Психологический настрой к учебной деятельности.

 

 

 

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

-Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.

- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

 

 

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: 

строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога;

слушать и понимать речь других;

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

- слушание и просмотр презентации

 

 

 

 

 

Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа.

- Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.

- Скажите, ребята, что такое гордость,гордыня?

- Легко ли жить людям с такими  человеческими качествами?

- Можно ли воспитать в себе положительные качества личности?

- Каким образом? (через традиции, обычаи)

- Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Утеря традиционной культуры оборачивается бездуховностью. Общество вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое позабытое.

Уметь  называть изученные понятия «гордость», «гордыня»,

«порядочность»,

«скромность»

 

 

 Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ;уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения

 

 

Участие в беседе после просмотра презентации

Организация диалога

 

 

 

-Назовите тему и цель нашего урока.

-Почему русский народ бережно хранит свои традиции?

-Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились  в семье каждого ученика.

 

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Совместное открытие нового знания

Цель:

- устранение возникшего затруднения;

 

- слушание и просмотр презентации

-чтение учебника

Дети высказывают свою готовность

 

 

 

 

1.Предлагает прочитать текст  в учебнике.

2.Организует учебный диалог

 

 

 

 

 

 

-Что такое обычай, обряд?

-Какое близкое понятие вам встретилось?

-Что такое помолвка, венчание, бракосочетание?

 

Уметь находить определение слов

 

 

 

 

 

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

  смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме

V.  Реализация построенного проекта

Цель:

- Проговаривание нового знания.

 

Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание   в  тетрадях.

 

1.Организация самостоятельной работы в тетради

2.Организация учебного диалога после смыслового  чтения текста   и просмотра презентации.

 

Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы:

-Какие обычаи и обряды русского народа вы знаете?

-Какие обряды играют важную роль в жизни русского народа?

 

 

 

Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

 

VI.Первичное закрепление

 

Организация  учебного диалога

-Скажите, ребята, а зачем нам  знать обычаи и обряды того  или иного народа? Нужны ли эти знания в жизни?

-Нужны, чтобы быть осведомленным: знать, что происходит в обществе людей, в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.

Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа.

Цель:

-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет

 

 

Организация групповой творческой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Каждая группа получит своё задание.

1 группа будет рассказывать про обычаи и обряды русского народа.

2 группа будет рассказывать про помолвку, венчание и бракосочетание русского народа.

 

 

 

 

 Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что понравилось, что узнали нового

 

 

 

 

Организует фиксирование содержания.

 

Организует рефлексию.

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

Я была бы рада, если бы вы продолжили  эти предложения:

-Больше всего мне понравилось…

- Сегодня я понял, что…

-Главным для меня на уроке было…

 

 

 

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . 

VIII.Домашнее задание.

 

  1. Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа
  2. Нарисуйте каравай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предмет: ОРКСЭ Класс: 4 класс

Предмет: ОРКСЭ Класс: 4 класс

Цель: определить основные обычаи и обряды русского народа

Цель: определить основные обычаи и обряды русского народа

Технология проведе ния Д еятельность учеников

Технология проведе ния Д еятельность учеников

Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа

Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика

IV . Совместное открытие нового знания

IV . Совместное открытие нового знания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Организация групповой творческой работы

Организация групповой творческой работы

Каждая группа получит своё задание

Каждая группа получит своё задание

VIII .Домашнее задание.

VIII .Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2024