Урок по теме: «Вес тела.Динамометр»
Предмет: физика
Уровень образования: общеобразовательный 7 класс
Тема: «Вес тела. Динамометр»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока: урок по системно-деятельностному подходу
Время проведения: декабрь
Участники: учащиеся 7 класса
Цель: формировать понятие веса тела, выяснить физический смысл веса тела; изучить устройство и работу приборов для измерения сил, познакомить учащихся с некоторыми видами динамометров и областью их применения.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, выявление зависимости между величинами (весом тела и его массой) с помощью самостоятельного исследования; структурирование знаний – рассмотрение веса тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре; формирование умений описывать приборы по плану на примере динамометра.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка - осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.
Основные понятия: вес тела, динамометр.
Межпредметные связи: математика.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация; оборудование: динамометр (по одному на парту), небольшие тела различной массы (металлические цилиндры), штатив с муфтой и лапкой, весы с разновесами.
Информационные источники:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.
2. http://school-collection.edu.ru
3. http://fcior.edu.ru
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся ФОУД |
Формирование УУД |
||||||
Организационный момент |
Включение в урок: Здравствуйте, садитесь. На прошлых уроках мы с вами познакомились с некоторыми видами сил. И как люди, уже немного знакомые с физикой, мы знаем, что любая физическая величина должна быть измерена, в том числе и сила. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств). |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||||
Актуализация знаний |
1. Какие виды сил нам известны? 2. В каких единицах измеряется сила? Масса тела? 3. Какая сила возникает при деформации тела? 4. Какие силы действуют на книгу, лежащую на столе? 5. Как эти силы направлены? 6. При каком условии книга будет находиться в покое? 7. Каким прибором мы измеряем массу тела? |
Отвечают на поставленные вопросы |
Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью. |
||||||
Постановка проблемы |
Мы знаем, что греческое слово «динамис» – это сила, а «метрио» – измеряю. Предложите свои названия прибора для измерения силы? Для правильного определения названия прибора предлагаю разгадать ребус.
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 60 кг? Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет. Разобраться в этом вам поможет наша новая тема.
Логическое завершение этапа: формулирование темы и целей урока.
|
Формулируют тему и цели урока. Тема «Вес тела. Динамометр». Цели: познакомиться с устройством динамометра, его применением; изучить новый вид силы – вес тела. |
Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
||||||
Открытие нового знания |
Существуют различные виды динамометров: круглый демонстрационный динамометр (показать), электронные динамометры, промышленные и бытовые динамометры, кстати, последние лежат у вас на партах – можете взять и рассмотреть их (показать свой). Мы сегодня остановимся на изучении шкального пружинного динамометра. Он лежит у вас на столах (показать свой). Закрепим динамометр в лапке штатива. Из каких частей состоит динамометр?
Теперь разберемся с принципом работы данных пружинных динамометров: подвесим на крючок динамометра груз из набора и отпустим. Что происходит? Какие силы действуют в нашем опыте? (Если не могут ответить – наводящие вопросы: в вертикальном направлении какая сила присутствует всегда? т. к. сила тяжести действует, а груз все-таки не падает, значит…? Какая это сила?) В вертикальном направлении действуют две силы, но груз находится на одном уровне. Что это может значить? Получается, что принцип работы пружинного динамометра основан на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины. Согласны ли вы с этим? (если нет – свое мнение). Запишем это утверждение в тетради: Действие динамометра основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины.
Динамометр можно использовать для измерения веса тела. Значит, мы можем сразу сделать какой вывод?
Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался. Следовательно, можно сделать вывод: стол действует на тело. Задание: С помощью учебника § 26 и полученного текста: 1 группа: сформулируйте определение веса тела. 2 группа: какой буквой обозначают вес тела, в каких единицах измеряют? 3 группа: как обозначают вес на чертеже? Где находится точка приложения? Куда направлен вес тела? 4 группа: как определить вес тела, если тело и опора движутся равномерно или покоятся? 5 группа: заполнить таблицу по плану характеристики физической величины.
Подвешиваем груз на пружину динамометра. За счет чего груз растянул пружину? Следовательно, о численном равенстве каких сил мы можем сказать?
|
Отвечают: динамометр состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикрепленный к деревянному основанию, на который нанесена шкала. Буква «Н» на шкале динамометра – это международное обозначение ньютона.
Груз в равновесии. Сила тяжести и сила упругости.
Силы уравновешены.
вес тела – это сила.
Выполняют задания в группах по 4 человека.
Отвечают. Записывают Fупр = Р |
Познавательные: установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление признаков; синтез как составление целого из частей; действие со знаково-символическими средствами. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
||||||
Первичное закрепление |
Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес игрушечного тела, находящегося на вашем столе. Для этого воспользуемся весами, «игрушкой» и прибором для измерения силы – динамометром.
Ответьте на вопросы:
|
Выполняют эксперимент, предварительно составив план. Делают вывод.
Отвечают на вопросы.
|
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов. |
||||||
Самостоятельная работа |
Тест – ЭОР Измерение силы динамометром. – вариант 1 Тест – ЭОР Вес тела. – вариант 2 |
Выполняют тест. |
Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекция и оценка промежуточного результата с целью обнаружения отклонений в усвоенном материале и осознание качества усвоения. |
||||||
Рефлексия |
Что было сложного при изучении нового материала? Что было непонятно? Что было интересно? |
|
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей). |
||||||
Подведение итогов, домашнее задание |
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете. § 26,28. Упр. 10. (учебник: Перышкин А. В. Физика, 7.) Составить доклад «Виды динамометров и их применение».
|
|
Познавательные: осуществление анализа содержания учебного материала и формулирование выводов. Коммуникативные: умение строить высказывания и воспринимать их. Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета сделанных ошибок |
Текст к уроку.
Вес тела в физике
В жизни мы очень часто говорим: «вес 5 килограмм», «весит 200 грамм» и так далее. И при этом не знаем, что допускаем ошибку, говоря так. Понятие веса тела изучают все в курсе физики в седьмом классе, однако ошибочное использование некоторых определений смешалось у нас настолько, что мы забываем изученное и считаем, что вес тела и масса это одно и то же.
Однако это не так. Более того, масса тела величина неизменная, а вот вес тела может меняться, уменьшаясь вплоть до нуля. Так в чем же ошибка и как говорить правильно? Попытаемся разобраться.
Вес тела и масса тела: формула подсчета
Масса это мера инертности тела, это то, каким образом тело реагирует на приложенное к нему воздействие, либо же само воздействует на другие тела. А вес тела это сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес под влиянием притяжения Земли.
Масса измеряется в килограммах, а вес тела, как и любая другая сила в ньютонах. Вес тела имеет направление, как и любая сила, и является величиной векторной. А масса не имеет никакого направления и является величиной скалярной.
Стрелочка, которой обозначается вес тела на рисунках и графиках, всегда направлена вниз, так же, как и сила тяжести.
Формула веса тела в физике записывается следующим образом:
P=mg
где m - масса тела
g - ускорение свободного падения = 9,81 м/с2
Но, несмотря на совпадение с формулой и направлением силы тяжести, есть серьезное различие между силой тяжести и весом тела. Сила тяжести приложена к телу, то есть, грубо говоря, это она давит на тело, а вес тела приложен к опоре или подвесу, то есть, здесь уже тело давит на подвес или опору.
Но природа существования силы тяжести и веса тела одинакова притяжение Земли. Собственно говоря, вес тела является следствием приложенной к телу силы тяжести. И, так же как и сила тяжести, вес тела уменьшается с увеличением высоты.
Вес тела в невесомости
В состоянии невесомости вес тела равен нулю. Тело не будет давить на опору или растягивать подвес и весить ничего не будет. Однако, будет по-прежнему обладать массой, так как, чтобы придать телу какую-либо скорость, надо будет приложить определенное усилие, тем большее, чем больше масса тела.
В условиях же другой планеты масса также останется неизменной, а вес тела увеличится или уменьшится, в зависимости от силы притяжения планеты. Массу тела мы измеряем весами, в килограммах, а чтобы измерить вес тела, который измеряется в ньютонах, можно применить динамометр специальное устройство для измерения силы.
Конечно, в быту не принципиально, если мы смешиваем понятия веса и массы. Но знать разницу все же необходимо для того, чтобы считать себя образованным человеком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.