Раздел долгосрочного плана: Основы динамики |
Школа: КГУ «Средняя школа имени М.В.Ломоносова» |
|||||||
Дата: 20.06.19 |
ФИО учителя: Бейсенбаева К.Т. |
|||||||
Класс: 9 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||
Тема урока |
Закон Всемирного тяготения |
|||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную план) |
9.2.2.6 формулировать закон всемирного тяготения и применять его при решении задач |
|||||||
Цели урока |
Все: -знать формулировку закона всемирного тяготения; - знать формулу закона всемирного тяготения; -применять формулу закона всемирного тяготения для решения задач Большинство: - приводить примеры проявления закона всемирного тяготения; Некоторые: -определять взаимосвязь между силой и массой, силой и расстоянием; -определять практическую значимость закона. |
|||||||
Критерии оценивания |
- формулируют закон всемирного тяготения; - записывают формулу для вычисления силы всемирного тяготения; - вычисляют силу всемирного тяготения по формуле; - приводят примеры подтверждающие закон всемирного тяготения; - демонстрируют взаимосвязь между силой и массой, силой и расстоянием. - определяют практическую значимость закона |
|||||||
Языковые цели
|
В устной и письменной форме записывают закон всемирного тяготения; Формирование у учащихся языковых навыков слушания и говорения.
Лексика и терминология, специфичная для предмета: Масса, расстояние, сила, гравитационная постоянная, сила притяжения
Полезные выражения для диалогов и письма: Силы тяготения или силы взаимодействия зависят от…. Коэффициент пропорциональности в формуле закона всемирного тяготении называется … Таким образом, формула закона всемирного тяготения имеет вид… |
|||||||
Воспитание ценностей |
Урок направлен на привитие ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік ел»: Общество всеобщего труда; развитие навыков групповой и парной работы с обязательным последующим коллективным обсуждением; формирование функциональной грамотности учащихся. |
|||||||
Межпредметные связи |
На уроке просматриваются межпредметные связи с английским языком через предметную терминологию и проведение физминутки на английском языке, с математикой при организации вычислений, с астрономией и историей через содержание материала, заданий |
|||||||
Предварительные знания
|
Свободное падение, ускорение свободного падения, законы Ньютона
|
|||||||
Ход урока |
||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
||||||
Начало урока
0-1 минута
1-3 минуты
3-4 минуты
4-7 минут |
На протяжении всего урока учащиеся заполняют элементы рефлексии «Яблоня»: корень, ствол, крона, яблоки.
Позитивный настрой: прием « Добро в ладошках». Деление на группы Каждый ученик вытягивает яблоко и по цвету рассаживаются по группам. Для каждой группы учителем назначается консультант, который в течение всего урока оказывает помощь, заполняет лист оценивания.
Дифференциация по делению на группы.
Проверка домашнего задания. (И, Ф)
Прием «Пропущенные слова». Ученикам раздаются задания с текстом по предыдущей теме. Задания дифференцированы по уровням сложности: Уровень А. Вставить предложенные слова или словосочетания на места пропусков (максимально 7 ); Уровень В. Вписать слова, обозначения физических величин или числовое значение на места пропусков. (максимально 9 ); Уровень С. Записать доказательство и привести свой пример (максимально 11 );
ФО: Проверка осуществляется по шаблону, предоставленному лидеру группы. Количество набранных т подсчитывается и заносится лидером в лист оценивания участников группы.
Дифференциация по оцениванию, по заданию.
(К, Ф) Подведение к теме урока: Прием «Стоп-кадр»: - Перед вами половина изображения. Ваша задача отгадать вторую часть картины. Учащиеся приводят свои примеры. - Давайте выясним, что же может объединить изображения в единое целое? Учитель, используя прием «Тонкие и толстые вопросы», подводит к теме урока: - Как вы думаете, почему на картине изобразили ученого сидящего под деревом? - Есть ли связь между человеком с книгой и плодами дерева? Если есть то, что их объединяет? - Почему движение планет на картине представленно как мысль ученного? - Что послужило причиной объединения отдельных картинок в одно целое? - Как мы можем сформулировать тему урока? - Какие цели мы можем поставить перед собой? - Чему мы должны научиться на уроке?
Учащиеся формулируют с помощью учителя тему урока и определяют цель урока. На данном этапе они заполняют «корень» рефлексии «Яблоня», где записывают то что они знают по данной теме.
|
Приложение 10
Приложение 1
Карточки
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Презентация
Приложение 10
|
||||||
7-10 минут
10-17 минут
Середина урока
17-22 минуты
22-24 минуты
24-25 минут
25-30 минут
30-35 минут
35-37 минут
|
Демонстрация видео для ознакомления с историей открытия закона всемирного тяготения.
(Г, Ф) Изучение новой темы с использованием стратегии «ИДЕАЛ». Каждая группа должна подготовиться по схеме, используя учебник, интернет-ресурсы, видео, дополнительный материал по следующим темам:
1 группа «Примеры подтверждающие закон всемирного тяготения» / вариант вопроса исследования → Как закон Всемирного тяготения влияет на нас?
2 группа «Взаимосвязь между силой и массой, силой и расстоянием в законе всемирного тяготения» / вариант вопроса исследования → Как можно продемонстрировать взаимосвязь между силой и массой, силой и расстоянием? /
3 группа «Практическая значимость закона всемирного тяготения» / вариант вопроса исследования → Как определить практическую значимость закона всемирного тяготения?
Учащиеся, работая в группах, создают постер в соoтветствие с идентифицированной проблемой исследования. Результаты своей работы предстaвляют в виде публичнoго выступления по установленному порядку (на обратной стороне яблок, которые были выбраны при делении на группы).
ФО: Группы оценивают друг друга, используя прием «Две звезды, одно пожелание». Дифференциация по источникам информации, по заключению.
На данном этапе учащиеся заполняют «ствол» рефлексии «Яблоня», где записывают то что они узнали по данной теме.
Физкультминутка «Hands Up Hands Down»
(И, Ф) Индивидуальная работа. Выполнение тестового задания. Для закрепления нового материала учитель выдает дифференцированное тестовое задание.
После выполнения работы каждый учащийся сверяет свою работу с листом ответов, который демонстрируется на экране интерактивной доски и подсчитывает количество набранных яблок. По количеству набранных яблок каждый ученик получает свою похвалу. Консультант заносит результат работы в листы оценивания. На данном этапе они заполняют «крону» рефлексии «Яблоня», где записывают то, что не получилось или требует дополнительных занятий.
Парная работа Стратегия «Обсуждай в паре»
Учащимся выдается экспериментальное задание на вычисление силы притяжения между соседями. Выполнение задания проверяет вторая пара в группе по дескрипторам. (КО) За каждое выполнение критерия выставляют по . Общее количество набранных заносится консультантом группы в лист оценивания. Для учащихся с высокой мотивацией и темпом работы предусмотрено дополнительное задание: вычислите силу притяжения Луны к Земле.
На данном этапе учащиеся заполняют «яблоки» рефлексии «Яблоня», где записывают то что у них получилось сделать. Дифференциация по заданию, по темпу
Общее количество набранных яблок подсчитывается лидерами групп и по итогам определяется ученик(и) набравший (ие) наибольшее количество баллов.
(К, Ф) Задание для всего класса (можно дать пока идет подсчет количества собранных яблок за урок) для повторения терминов на трех языках. С каждой группы по очереди принимается по одному ответу. ФО Похвала учителя |
Приложение 5 https://go.mail.ru/search_video...
Приложение 6
Приложение 10
Приложение 7 https://youtu.be/T37bGn0N8x4
Приложение 8
Приложение 10
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11 Презентация. |
||||||
Конец урока
37-39 минут
39-40 минут |
Домашнее задание: повторить материал. Для лучшего восприятия рекомендуется просмотреть видео (продолжительность 15 мин).
Решить задачу: Транспортный пилотируемый космический корабль «Союз МС-04» массой 8 тонн, старт которого состоялся 20 апреля 2017 года в 10:13 мск с космодрома Байконур, приблизился к орбитальной международной космической станции массой 20 тонн на расстояние 500 метров. Найти силу их взаимного притяжения. Творческое домашнее задание: Напишите реферат о значение закона всемирного тяготения для развития науки и техники. Рефлексия: Учaщимся предлaгaется оценить свой урoвeнь успешнoсти на текущем урoке с помoщью приема «Яблоня». По желанию ученики зачитывают свою рефлексию. Все яблони размещаются на магнитной доске. Корни – твой багаж знаний до начала урока; Ствол – что ты узнал (теория + практика); Крона – что не получилось или требует дополнительных занятий. Яблоки - что получилось сделать + яблоки, заработанные за урок.
|
https://go.mail.ru/search_video?q=%
презентация
Приложение 10
|
||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и
соблюдение техники безопасности |
||||||
- Дифференциация по заданиям и вопросам Задает диффeрeнцированные вопросы: прoстые вопросы и задания бoлее слабым учащимся, вопрoсы и задания требующие анализа - сильным учaщимся. Прием «Тонкие и толстые вопросы», эксперимент, проверка домашнего задания прием «Пропущенные слова». - Дифференциация по темпу работы. Дополнительные задания для учащихся с высокой мотивацией и темпом работы. - Диалог и поддержка. В каждой группе лидеры оказывают помощь менее мотивированным учащимся. Со стороны учителя оказывается дозированная поддержка и поощрение. - Дифференциация по источникам информации. Для работы используют учебник, дополнительный материал, видео. - Делают разные выводы. - по видам работы Индивидуaльные, пaрное, групповое ; - Творческое дифференцированное домашнее задание.
|
- Оценивание лидером, запись в Листе оценивания прием «Пропущенные слова», экспериментальное задание. - Взаимооценивание работы групп «Две звезды и пожелание» Взаимооценивание в паре стратегия «Обсуждай в паре» - Самооценивание «Яблоня», Лист ответа. - Итоги групповой работы при выполнении проекта (записи итогов работы в Листе оценивания) Ø Формативное оценивание Учитель в течение урока оценивает работу учащихся - похвала |
- Позитивный настрой: прием « Добро в ладошках». - Физминутка «Hands Up Hands Down»- Частая смена видов учебной деятельности.
|
||||||
Рефлексия по уроку
|
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||||||
|
||||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
||||||||
Приложение 1
Прием «Добро в ладошках»
Цель:
- содействовать возникновению межличностных коммуникаций,
- обеспечить позитивный настрой к началу урока,
- разгрузить эмоциональную напряжённость.
Численность – весь класс.
Время – 1-2 минуты.
Проведение:
Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Приложение 2
Прием «Пропущенные слова»
Этап урока: Проверка домашнего задания ФИО _________________________
Уровень А. Вставьте выделенные слова: противоположными, F21 , Первое, замкнутую, F12 , равными, Третий на места пропусков.
________ закон Ньютона объясняет, что происходит с двумя взаимодействующими телами. Возьмём для примера ____________ систему, состоящую из двух тел. _________ тело может действовать на второе с некоторой силой ______, а второе — на первое с силой _______. Тела действуют друг на друга с силами, направленными вдоль одной и той же прямой, ____________ по модулю и _____________ по направлению.
Уровень В. Заполните места пропусков.
На тело _______ 2160 кг, лежащее на горизонтальной дороге, действует сила, под действием которой тело за 30 секунд пройдет расстояние 0,5 _____. Найдите величину этой силы.
Дано: m=2160кг ___ =30c S= _____ км F-? |
СИ |
Формула F=________
F=________ |
Решение: F=___________________________
|
Ответ: ___________
Уровень С. Напишите ответ на вопрос: Какой закон Ньютона доказывает опыт с двумя тележками? Запишите свое доказательство под рисунком. Приведите свой пример на этот закон.
Приложение 3
Лист оценивания Класс 9 Тема урока: Закон Всемирного тяготения
Группа __________ Консультант __
№ |
ФИО |
Проверка домашнего задания |
Изучение нового материала |
Закрепле-ние |
Эксперимент |
Итого |
Прием «Пропущенные слова» |
Стратегия «Идеал» |
тест |
Прием «Обсуждай в паре» |
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Прием «Стоп-кадр»:
Приложение 5 Видео «История открытия закона Всемирного тяготения»
Приложение 6 Стратегия ИДЕАЛ
Приложение 7 Физ.минутка «Hands Up Hands Down»
Приложение 8
Тестовое задание по физике Закон всемирного тяготения.
1. Кто впервые сформулировал закон всемирного тяготения?
1) Аристотель
2) Галилей
3) Ньютон
4) Архимед
2. Закон всемирного тяготения справедлив
1) для тел пренебрежимо малых размеров по сравнению с расстоянием между ними
2) если оба тела однородны и имеют шарообразную форму
3) если одно из взаимодействующих тел - шар, размеры и масса которого значительно больше, чем у второго тела (любой формы), находящегося на поверхности этого шара или вблизи него
4) во всех трех случаях
3. Какая из приведенных формул выражает закон всемирного тяготения?
4. Космический корабль массой 8 т приближается к орбитальной станции массой 20 т на расстояние 100 м. Найдите силу их взаимного притяжения.
Гравитационная постоянная
1) 1 × 10-6 н
2) 1 × 10-8 Н
3) 1 × 106 н
4) 1 × 108 Н
5. Определите значение силы взаимного тяготения двух кораблей, удаленных друг от друга на 100 м, если масса каждого из них 10 000 т. Гравитационная постоянная
1) 6,67 мН
2) 0,667 Н
3) 6,67 мкН
4) 6,67 кн
6. При увеличении массы одного из взаимодействующих тел в 5 раз сила всемирного тяготения
1) увеличится в 5 раз
2) уменьшится в 5 раз
3) увеличится в 2 5 раз
4) уменьшится в 25 раз
7. При увеличении массы каждого из взаимодействующих тел в 2 раза сила всемирного тяготения
1) увеличится в 2 раза
2) уменьшится в 2 раза
3) увеличится в 4 раза
4) уменьшится в 4 раза
8. При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения
1) увеличивается в 9 раза
2) уменьшается в 9 раза
3) увеличивается 3 раз
4) уменьшается в 3 раз
9. Если массу одного тела увеличить в 4 раза, а расстояние между телами уменьшить в 2 раза, то сила всемирного тяготения
1) увеличится в 2 раза
2) уменьшится в 2 раза
3) увеличится в 8 раз
4) увеличится в 16 раз
10. По какой из приведенных формул можно рассчитать силу гравитационного притяжения между двумя кораблями одинаковой массы m (см. рис.)?
1) F = Gm2/b2
2) F = Gm2/4b2
3) F = Gm2/16b2
4) Ни по одной из указанных формул
Лист ответов:
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Максимально – 13 Умничка, все выполнено!
12 -10 Молодец, больше половины ты набрал!
9 - 7 Хорошо, чуть больше половины ты набрал!
Середина – 6 Ты справился с половиной задания!
5-4 Не расстраивайся, но тебе нужно поднажать постараться!
Минимально – 3 У тебя все получится! Надо только заниматься!
Приложение 9
Экспериментальная задача.
Задача №1. Рассчитайте
силу всемирного тяготения между соседями по парте. Оцените силу притяжения.
Дескрипторы: обучающийся
- определяет массу первого ученика;
- определяет массу второго ученика;
- измеряет расстояние между учениками (соседями);
- записывает формулу для вычисления силы притяжения;
- вычисляет силу притяжения;
- записывает ответ;
- формулирует выводы.
*Задача №2. Вычислите
силу притяжения Луны к Земле. Все необходимые данные найдите в таблице. (F
= 2*1020 Н).
* - задание для детей с высокой мотивацией
Приложение 10 Рефлексия «Яблоня»
Приложение 11 Таблица терминов
Всем группа выдается одинаковое задание на заполнение недостающих терминов.
№ |
Термины на русском языке |
Термины на казахском языке |
Термины на английском языке |
1 |
Сила |
|
force |
2 |
Масса |
массасы |
|
3 |
|
қашықтық |
distance |
4 |
Гравитационная постоянная |
|
gravitational constant |
5 |
Геоцентрическая система |
геоцентрлік жүйе |
|
6 |
|
гелиоцентрлік жүйе |
Heliocentric system |
7 |
Сила притяжения |
|
force of gravity |
8 |
Закон Всемирного тяготения |
Бүкіләлемдік тартылыс заңы |
|
Оценивание
- По одному яблоку за каждый правильно записанный термин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.