Разработка урока по географии на тему «Природный комплекс» 8 класс
Оценка 4.7

Разработка урока по географии на тему «Природный комплекс» 8 класс

Оценка 4.7
docx
30.03.2022
Разработка урока по географии на тему «Природный комплекс» 8 класс
урок геогр 8 кл природ комплекс.docx

Разработка урока по географии

на тему «Природный комплекс» 8 класс

Цели и задачи урока:

1.Сформировать понятия: природный комплекс, ландшафт.

2. Дать представление о взаимосвязях в природно-территориальном комплексе (ПТК).

3. Познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.

Оборудование:

1.Картины ПТК

2. Таблица «Природный комплекс»

3. Кинофильм «Природные комплексы»

 

Ход урока

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

Учитель:Ребята! Мы изучаем природные компоненты и их размещение на территории России. Назовите их.(Рельеф, горные породы, климат, воды, почвы, растительность и животный мир)

В России разнообразные компоненты. Все компоненты взаимосвязаны, т.е. соприкасаются и влияют друг на друга. Например, вспомните о взаимосвязи рельефа и климата. (Горы задерживают осадки, на южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды образуют овраги, ветер образует дюны, барханы и т.д)

-А как климат и рельеф влияет на воды? ( Избыточное увлажнение приводит к образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на скорость течении и направления течения рек, котловины озер).

В свою очередь океаны дают влагу (с поверхности испаряется много влаги). Реки образуют речные долины.

- Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатических поясах различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы почв, сильнее прогреваются и нагревают воздух).

Рельеф также влияет на растения и животных: в горах обитают снежный барс, горный баран. В горах наблюдается высотная поясность. Климат и рельеф заставляют изменяться другие компоненты коренным образом. Влияние других компонентов выражено менее ярко – почв, растительного и животного мира. Изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов. Значит, все компоненты на любом участке поверхности Земли находятся во взаимосвязи и образуют природно-территориальный комплекс или проще природный комплекс.

В чем же заключается взаимосвязи компонентов? В обмене веществами и энергией.

1.Обмен теплом между нагретой почвой и воздухом.

2.Воздух в почве, пыль в воздухе.

3 Обмен веществом и энергией в природном комплексе в виде круговоротов воды, органического вещества и минерального вещества.

- Как происходит обмен энергией между почвой и воздухом? ( Нагретая солнечными лучами почва, то есть поглотившая энергию Солнца, отдает тепло воздуху – тепловое излучение земли).

- Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения воздуха и горных пород? В воздухе постоянно находятся частицы горных пород- пыль, песчаные бури, воздух имеется в трещинах горных пород и т.д.)

Почему природные комплексы в пределах одного климатического пояса столь различны. Например, в умеренном климате можно выделить природные комплексы тайги, смешанного леса, степи и полупустыни?( В пределах одного климатического пояса есть различия в средних температурах января от -200 до -40С, июля от +140 до +220С, различается и увлажнение территории от избыточного до скудного)

- Является ли сочетание компонентов в ПТК случайным или оно закономерно? Докажите. ( Сочетание компонентов не случайное, а закономерное. Оно сложилось в процессе длительной истории развития территории. В течение геологической истории развития развивается и природный комплекс. При увеличении площади суши, климат становился холоднее и суше, менялся соответственно растительный и животный мир. Погибали влаголюбивые растения. Появлялись засухо- и холодоустойчивые и т.д.)

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно (движение литосферных плит, образование и разрушение гор, теплый и влажный климат сменялся холодным и сухим. Изменялся органический мир), а следовательно изменялись и природные комплексы.

- Какие природные комплексы можно выделить на Земле?

Самый крупный ПТК – географическая оболочка (состоит из гидросферы. биосферы, верхней части литосферы и тропосферы).

Учитель чертит на доске схему

 

Географическая оболочка

 

ПТК материков ПТК океанов

 

Зональные Азональные

 

Природные комплексы все больше находятся под влиянием хозяйственной деятельности человека, который вырубает леса, распахивает почву, добывает полезные ископаемые, стоит города, дороги и т.д. Измененные пол влиянием деятельности человека природные комплексы (ландшафты) называются антропогенными.

- Приведите примеры антропогенных комплексов. (Пашни, сады, города, дороги, пастбища и др.)

3. Закрепление изученного

- Что такое ПТК? (ПТК – природно-территориальный комплекс – закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)

- Назовите самый крупный ПТК Земли? (Самый крупный ПТК Земли – географическая оболочка)

- Назовите компоненты географической оболочки. (Географическая оболочка состоит из биосферы, гидросферы, верхней части литосферы и тропосферы).

- Почему природных комплексов на территории России великое множество? ( На Земле разнообразие компонентов: горный, равнинный; множество горных пород; разное увлажнение территории; различие в количестве солнечной радиации, поступающей на поверхность земли и т.д. Сочетание разнообразных компонентов образует разнообразные природные комплексы.)

- Назовите компоненты тайги. ( Компоненты тайги – умеренный пояс, с холодной снежной зимой, теплым летом, избыточное увлажнение, подзолистые промывные почвы; хвойные деревья: ель, сосна, пихта; животные: ось. Волк, лиса, бурый медведь, колонок, соболь и др.)

- В природных комплексах компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, обмениваясь веществом и энергией. Как этот обмен осуществляется?(Обмен веществом и энергией осуществляется в виде круговоротов воды, минеральных и органических веществ).

Домашнее здание: параграф , вопросы к параграфу.


 

Разработка урока по географии на тему «Природный комплекс» 8 класс

Разработка урока по географии на тему «Природный комплекс» 8 класс

Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения воздуха и горных пород? (

Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения воздуха и горных пород? (

Назовите компоненты тайги . ( Компоненты тайги – умеренный пояс, с холодной снежной зимой, теплым летом, избыточное увлажнение, подзолистые промывные почвы; хвойные деревья: ель, сосна,…

Назовите компоненты тайги . ( Компоненты тайги – умеренный пояс, с холодной снежной зимой, теплым летом, избыточное увлажнение, подзолистые промывные почвы; хвойные деревья: ель, сосна,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2022