Тема урока . Соли
Девиз « Среди всех природных минералов самая главная та, которую мы называем просто соль» А. Е. Фердсман
Цель; формирование понятия соли, как производные оснований и кислот
Задачи постановка учебной ситуации для определения нового класса веществ.
Предметные результаты :
Понимать смысл понятия-соли, выделяя существенные признаки. Идентифицировать причинно – следственные связи. Устанавливать класс веществ по формулам ,составлять формулы и давать им названия.
Ход урока.
1. Организационный момент . Приветствие , готовность к уроку, настрой на успешную деятельность .Создание рабочих групп
2Актуализация .
Предлагается отгадать загадки и дать определение веществам этого класса
1 Из меня не сваришь супа
Содержу гидроксогруппу.
И активного металла
В моей фомуле немало.
2 Мы состоим из двух частей
Во первых водород,о кей!
А во вторых остаток наш
Ну вот и весь наш экипаж.
3 С кислородом ходит парой
То металл, то неметалл он
Дружбу связями крепит
Всем известный класс
Группам предлагается задание «Уберите лишнее».
На карточках написаны формулы веществ. Распределите вещества по классам. Запишите формулы в тетрадь.
1 группа
CaO |
Zn(OH)2 |
HCI |
CO2 |
NaOH |
NaCI |
HNO3 |
2 группа
CaO |
Zn(OH)2 |
HCI |
CO2 |
NaOH |
CaCO3 |
HNO3 |
3 группа
CaO |
Zn(OH)2 |
HCI |
CO2 |
NaOH |
HNO3 |
CuSO4 |
4 группа
CaO |
Zn(OH)2 |
HCI |
CO2 |
NaOH |
HNO3 |
Na2 CO3 |
5 группа
CaO |
Zn(OH)2 |
HCI |
CO2 |
NaOH |
Ca3 (PO4 )2 |
HNO3 |
Самопроверка и самооценка деятельности.
Какие формулы оказались лишними. (выход на учебную задачу- формулы веществ не знакомы. )
Записывают формулы от каждой группы на доске и в тетради в таблицу.
NaCI |
CaCO3 |
CuSO4 |
Na2 CO3 |
Ca3 (PO4 )2 |
Задание 2 Прочитайте выданный вам текст.
Семь тысяч
лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого
кристаллического вещества. И, конечно же,
попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалось не
только пригодным в пищу- оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им
мясо и и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом.
Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню.
Позднее они научились получать это вещество из морской воды, но от этого не
переставали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало
раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим
веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику
неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и
преклонялись перед этим загадочным веществом.
Выделите в нем ключевое слово.
Что вам известно о этом веществе? Известны ли вам похожие вещества.? Чему вы должны сегодня научиться?. Называем тему урока
Какие действия необходимо предпринять , чтобы доказать что эти вещества .формулы которых вы посчитали лишними относятся к классу солей?
.
анализ качественного состава формул-по существенным признакам, возвращаемся к 1 заданию).
Задание 3
Посмотрите на состав выбранных вами веществ. Обратитесь к таблице растворимости .Дайте характеристику состава этих веществ.
СОЛЬ
/ \
Катион ( основание) Анион ( кислота)
Предложите формулировку нового класса веществ .Запишите в тетрадь.
Задание3. Лабораторная работа.
Инструкция.
Рассмотрите выданные вам образцы солей Соблюдайте правила техники безопасности , не трогайте руками!
Изучите их физические свойства : агрегатное состояние, какого цвета вещество, осторожно высыпьте в воду, перемешайте с помощью палочки .Наблюдения занесите в тетрадь.
формула |
Агрегатное состояние |
цвет |
запах |
Растворимость в воде |
NaCI |
|
|
|
|
CaCO3 |
|
|
|
|
CuSO4 |
|
|
|
|
Na2 CO3 |
|
|
|
|
Ca3 (PO4 )2 |
|
|
|
|
А можно ли составить формулы?
Задание 4 Обратитесь к таблице растворимости. Используя существенные признаки понятия -соли, предложите алгоритм составления формул.(составляют в тетради алгоритм)
А как назвать ? Работа с текстом учебника стр128,табл5
Задание 5 Составьте формулы солей , заполнив таблицу и дайте название.( работа в группах.)
Катион/ анион |
CI - |
SO4 2- |
PO4 3- |
Na + |
|
|
|
Ca2+ |
|
|
|
AI3+ |
|
|
|
Fe2+ |
|
|
|
Fe3+ |
|
|
|
Задание 6 Самопроверка, взаимопроверка и самооценка
После выполнения задания ответы сверить с таблицей на слайде.
Критерии 5-задание выполнено верно 4-две ошибки ,3- не более 4ошибок
Домашнее задание .
Обратите внимание на девиз урока. Попробуйте доказать справедливость этого высказывания. ( задание на выбор)Подберите пословицы ,поговорки, загадки к слову соль. Найдите интересные факты об этих веществах. Составьте ребус к слову соль
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.