Система мониторинга образовательной деятельности обучающихся на уроках химии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Школьное оценивание – это процесс, с помощью которого определяется, образуется и передается полезная информация, позволяющая принимать последующие решения. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию предмета, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка достижения предметных и метапредметных результатов ведётся в ходе первичного (стартового) оценивания, текущего (промежуточного) оценивания и в ходе итогового оценивания. Главная цель стартового оценивания – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов. Итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебного года.
Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС ООО:
· отражать степень достижения учащимися учебной цели;
· фиксировать допущенные ошибки и указывать на их причины;
· способствовать преодолению ошибок;
· быть инструментом адекватной педагогической оценки и средством самооценки учащегося;
· помогать ученику в применении оценочных критериев, анализе причин неудач и понимании условий достижения успеха;
· акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности;
· предметом оценивания должны стать учебные действия и их результат;
· учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, быть ориентированной на зону ближайшего развития ребенка;
· должны быть исключены прямые оценки личности самого ученика.
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении учебной деятельности. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися учебной программы на данный момент времени. Для этого использую единую форму по оцениванию результатов обучающихся. Фонд оценочных средств (ФОС) формируется на основании Примерной основной образовательной программы ООО (предметные и метапредметные результаты освоения ООП).
Комплект по разным видам работ содержит:
1. текст работы
2. ФОС: проверка предметных знаний, проверка метапредметных умений
3. спецификацию КИМ для проведения работы
4. разделение заданий по уровню сложности, проверяемым элементам, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
5. перевод баллов к 5-бальной отметке
6. ответы.
Кроме предметных знаний по каждой работе можно проследить формирование метапредметных умений.
Оценивание работы по данной схеме предполагает:
· осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель;
· осмысленность действий учащихся и осознание уровня их выполнения;
· критериальное оценивание, при котором учащийся должен:
- знать свои «слабые места»;
- знать свои перспективы;
- понимать, как оценивается его уровень знаний и умений;
- быть заинтересованным в дальнейшем обучении;
· расширение способов и форм получения обратной связи.
Оценка каждый раз определяет, достигнуты ли запланированные цели и что получено в результате соответствующего действия. Самая значимая роль оценивания состоит в предоставлении постоянной обратной связи, необходимой как ученикам, так и педагогам. Анализируя результаты разных видов работ, можно проследить формирование конкретных предметных и метапредметных умений каждого ученика и класса в целом. Например: составление формул веществ, используя понятие «валентность», начинается в 8 классе. Умение это необходимо при составлении уравнений химических реакций в течение всего курса химии. Трудности при составлении формул веществ проявляются при изучении классов неорганических соединений (состав, классификация и свойства), поэтому очень важно выявить затруднения на первых этапах и работать по их ликвидации.
Оценивание результатов с помощью ФОС
Контрольная работа «Первоначальные химические понятия»
1 вариант
I. Тест
1. Химическое явление – это
а) движение Земли вокруг Солнца
б) превращение воды в лёд
в) горение каменного угля
г) плавление металла
2. Признаком химической реакции может быть
а) изменение цвета вещества
б) изменение давления
в) изменение агрегатного состояния
г) изменение объема вещества
3. Простое вещество образовано
а) атомами двух химических элементов
б) атомами одного и того же химического элемента
в) атомами двух элементов, один из которых - водород
г) атомами трех и более химических элементов
4. Выражение «три атома кислорода» отражает запись
а) O3 б) 3O3 в) 3O г) 3O2
5. Относительная атомная масса кислорода
а) 16 б) 8 в) 32 г) 64
6. Коэффициентом в записи 5Al2(SO4)3 является: а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
7. Валентность серы в сероводороде H2S равна а) I б) II в)IV г)VI
8. Формула соединения железа (II) с кислородом
а) Fe2O3 б) Fe3O4 в) FeO г) FeO2
9. Химическая реакция N2 + O2 = 2NO относится к реакциям
а) замещения б) соединения в) разложения г) обмена
II. Преобразуйте схемы в уравнения реакций, укажите тип реакции
а) C + Al → Al4C3 б) KClO3 → KCl + O2
в) P + O2 → P2O5 г) Fe2O3 + H2→Fe + H2O
III. Закончите уравнения реакций
а) Li + O2→ … б) AgCl → … в) Al + CuO → … г) Al + O2 → …
IV. Решите задачу:
Рассчитайте массу железа, которая потребуется для получения 325 г. хлорида железа (III).
Сгоранию железа в хлоре соответствует схема реакции: Fe + Cl2 → FeCl3
V. Решите задачу:
Вычислите массу оксида алюминия, который образовался в результате сгорания 2,7 г. порошка алюминия (горение – это взаимодействие с кислородом).
2 вариант
I. Тест
1. Химические явления – это
а) изменение окраски листьев у растений
б) испарение воды и обмеление водоемов
в) таяние снега и сход снежной лавины
г) туман
2. Признаком химической реакции не является
а) выделение газа
б) образование осадка
в) выделение теплоты
г) образование пара
3. Сложное вещество образовано
а) атомами одного и того же химического элемента
б) атомами разных химических элементов
в) одним атомом химического элемента
г) двумя атомами одного химического элемента
4. Выражение «три молекулы кислорода» отражает запись
а) O3 б) 3O3 в) 3O г) 3O2
5. Относительная атомная масса серы
а) 16 б) 8 в) 32 г) 64
6. Коэффициентом в записи 4Na3PO4 является: а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
7. Валентность серы в серистом газе SO2 равна а) I б) II в)IV г)VI
8. Формула соединения азота (III) с кислородом
а) N2O3 б) N2O в) NO г) N2O5
9. В химической реакции, схема которой N2 + O2→NO, сумма коэффициентов равна
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
II. Преобразуйте схемы в уравнения реакций, укажите тип реакции
а) S + Al → Al2S3 б) Ca3N2→ N2 + Ca
в) B + O2 →B2O3 г) V2O5 + H2 → V + H2O
III. Закончите уравнения реакций
а) HgO→… б) O2 + Mg →… в) Ca + Fe2O3 → … г) P + O2 → …
IV. Решите задачу.
Фосфор самовоспламеняется в хлоре. P + Cl2 →PCl5Преобразуйте данную схему в уравнение реакции и вычислите массу фосфора, необходимого для получения 20,85 г. хлорида фосфора (V) PCl5
V. Решите задачу.
Вычислите массу воды, которая образуется при сгорании 10 г. водорода (горение – взаимодействие с кислородом).
2. Формы оценочных процедур: проверка предметных знаний, проверка метапредметных умений
Форма оценочной процедуры |
Критерии оценивания предметных знаний |
Критерии оценивания метапредметных умений |
Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»
|
- различать химические и физические явления; - определять состав веществ по их формулам; - называть признаки протекания химических реакций; - определять тип химических реакций; - составлять уравнения химических реакций; - вычислять количество, массу вещества по массе реагентов или продуктов реакции;
|
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
|
Предмет: химия Класс: 8
Вид контроля: текущий
Назначение работы: оценить уровень освоения каждым обучающимся класса содержания учебного материала по теме «Первоначальные химические понятия»
3. Спецификация КИМ для проведения работы
Вариантов: 2
Каждый вариант работы содержит 5 заданий. Задание 1 оценивается 9 баллами. Задание 2 оценивается максимально 8 баллами. Задание 3 оценивается максимально 8 баллами. Задания 4-5 максимальный балл 3. На выполнение работы отводится 40 минут.
Код |
Описание элементов предметного содержания |
1 |
Химические явления |
2 |
Состав веществ |
3 |
Признаки ХР |
4 |
Относительная Атомная масса |
5 |
Валентность |
6 |
Типы ХР |
7 |
Уравнения ХР |
8 |
Алгоритм решения задач |
9 |
Математические расчеты |
3. Разделение заданий по уровню сложности, проверяемым элементам, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице.
№ задания |
Уровень сложности |
Максимальный балл |
Код элементов содержания |
Примерное время выполнения задания (минут) |
1 |
Базовый |
9 |
1, 2, 3, 4 , 5, 6 |
15 |
2 |
Базовый |
8 |
7 |
5 |
3 |
Повышенной сложности |
8 |
6, 7 |
7 |
4 |
Повышенной сложности |
3 |
8, 9 |
6 |
5 |
Повышенной сложности |
3 |
8, 9 |
7 |
4. Перевод баллов к 5-бальной отметке представлен в таблице
Баллы |
Отметка |
27 - 31 |
«5» |
21 – 26 |
«4» |
15 – 20 |
«3» |
Менее 15 |
«2» |
5. Оценивание метапредметных умений
Критерий |
№ задания |
Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей |
2 - 5 |
Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения |
3, 4, 5 |
Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач |
1, 4, 5 |
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
1, 2, 3 |
Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям |
1, 3 |
Обозначать символом и знаком предмет и/или явление |
2, 3, 4, 5 |
6. Ответы 1 вариант
Задание 1 Тест: 1 – в 2 – а 3 - б 4 - в 5 - а 6 – г 7 - б 8 - в 9 - б
Задание 2
а) 3C + 4 Al = Al4C3 б) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2
в) 4 P + 5O2 = 2 P2O5 г) Fe2O3 + 3 H2 = 2 Fe + 3 H2O
Задание 3
а) 4 Li + O2 = 2 Li2O б) 2 AgCl = 2 Ag + Cl2
в) 2Al + 3 CuO = Al2O3 + 3 Cu г) 4Al + 3 O2 = 2Al2O3
Задание 4
2 Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3
n (FeCl3) = 325 / 162.5 = 2 моль n (FeCl3) = n (Fe) = 2моль
m(Fe) = 2 * 56 = 112 г
Ответ: m(Fe) = 112 г
Задание 5
4 Al + 3 O2 = 2Al2O3
n(Al) = 2.7 / 27 = 0.1 мольn(Al2O3) = n(Al)/2 = 0.05 моль
m(Al2O3) = 102 * 0.05 = 5.1 г
Ответ: m(Al2O3) = 5.1 г
Ответы 2 вариант
Задание 1 Тест: 1 – а 2 – г 3 - б 4 - г 5 - в 6 – в 7 - в 8 - а 9 - в
Задание 2
а) 3S + 2 Al = Al2S3 б) Ca3N2 = N2 + 3 Ca
в) 4 B + 3O2 = 2 B2O3 г) V2O5 + 5 H2 = 2 V + 5 H2O
Задание 3
а) 2 HgO = 2 Hg + O2 б) O2 + 2 Mg = 2 MgO
в) 3 Ca + Fe2O3 = 3 CaO + 2Fe г) 4P + 5 O2 = 2P2O5
Задание 4
2 P + 5 Cl2 = 2 PCl5
n (PCl5) = 20.85 / 208.5 = 0.1 моль n (PCl5) = n (P) = 0.1моль
m(P) = 0.1 * 31 = 3.1 г
Ответ: m(P) = 3.1 г
Задание 5
2 H2 + O2 = 2H2O
n(H2) = 10 / 2 = 5 мольn(H2O) = n(H2) = 5 моль
m(H2O) = 18 * 5 = 90г
Ответ: m(H2O) = 90г
Мониторинг проводится по результатам работы, которые занесены в таблицу
ФИ ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I |
II |
III |
IV |
V |
Сумма баллов |
Отметка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Элементы предметного описания по классу фиксируются под таблицей и выражаются численно и в процентах. Анализируя можно выявить проблемы класса. Также видно результат каждого обучающего и по элементам и в общем по работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.