Контрольная работа №4 по теме «Важнейшие металлы и их соединения» (9 класс)

  • Контроль знаний
  • docx
  • 01.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9_62_Контрольная_работа_№4_по_теме_«Важнейшие_металлы_и_их_соединения».docx

Дата:

Класс: 9

Учитель:

Предмет: Химия

Тема: Контрольная работа №4 по теме «Важнейшие металлы и их соединения»

 

Контролируемые элементы содержания

Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа.

Контролируемые умения

Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении.

Проверяемые элементы содержания

Общая характеристика химических элементов-металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строения атомов.

Предметные умения

Выделять в тексте ключевые слова (химические понятия, названия веществ, признаки протекания реакций и др.), владеть приёмами преобразования информации из одной формы в другую (таблицу, рисунок и уравнение реакции в текст, а текст – в указанные формы).

Личностные результаты

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

Функциональная грамотность

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

 

Тип урока: контроль знаний

Библиотека ЦОК:

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:

 

1.             Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

 

 

Контрольная работа 2 по теме « Металлы и их соединения ».

Цель: проверить умения учащихся характеризовать общие свойства металлов и их соединений на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов и ПСХЭ Д.И. Менделеева; - вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного

1. Составьте уравнения реакций характеризующих химические свойства: ( 2-3 реакции)

 

 

1 вариант	2 вариант
железо	алюминия

 

2. Осуществите превращения:

 

 

 

 

 

 

Для реакций обозначенных звездочкой (*) напишите полное и сокращенное ионные уравнения.

3. Решите задачу:

 

1 вариант

2 вариант

Рассчитайте объем водорода полученный при взаимодействии 5,4 г алюминия содержащего 5 % примесей с соляной кислотой, если выход водорода составляет 90 % от теоретически возможного.

Рассчитайте объем водорода полученный при взаимодействии 5 г кальция содержащего 10 % примесей с водой, если выход водорода составляет 95 % от теоретически возможного.

 

Ответы:

Составьте уравнения реакций характеризующих химические свойства:

1 вариант ( железо)

   

 

2 вариант (алюминий)

С кислородом

4Al + 3O2 → 2Al2O3

С неметаллом

– 2Al + 3SAl2S3;

С галогенами

– 2Al + 3Cl2 → 2AlCl3;

С кислотами

Реагирует с разбавленными кислотами при обычных условиях, с концентрированными – при нагревании

– Al + 6HNO3(конц.) → Al(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O

Со щелочами

– 2Al + 6KOH → 2KAlO2 + 2K2O + 3H2

С оксидами

2Al + Fe2O3 → 2Fe + Al2O3

Задание 2

Вариант 1

1) Перекись натрия образуется при сгорании натрия в кислороде:

2Na + O —>Na2O2 - реакция соединения 

2) Прокаливание перекиси натрия с избытком натрия поможет получить оксид натрия: 

Na2O2 + 2Na —> 2Na2O - реакция соединения 

3) Взаимодействуя с водой, оксид натрия образует щелочь - гидроксид натрия:

Na2O + H2O —> 2NaOH - реакция соединения 

4) Взаимодействуя с кислотой гидроксид натрия образует ортофосфат натрия:

3NaOH + H3PO4 —> Na3PO4 + 3H2O - реакция обмена

Вариант 2

1)      2Be + O2 -t-> 2BeO

 

2)      BeO + 2HNO3 --> Be(NO3)2 + H2O

 

 

3)      Be(NO3)2 + 2NaOH (разб. ) --> Be(OH)2↓ + 2NaNO3

 

4)      Be(OH)2 + 2KOH -t-> K2BeO2 + 2H2O

 

 

5)      K2BeO2 + 2H2SO4 --> BeSO4 + K2SO4 + 2H2O

Задание 3

 

Вариант 1

 

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑

Необходимо отнять примеси из массы алюминия
m(примеси) = 5,4 * 0,05 = 0,27 г.
m(Al) = 5,4 - 0,27 = 5,13 г.

Теперь нужно найти количество алюминия, а потом через него количество водорода
n(Al) = 5,13 / 26 = 0,2 моль
n(H2) = 
https://tex.vashotvet.com/tex?%20%5Cfrac%7B3%20%2A%200%2C2%7D%7B2%7D%20= 0,3 моль

Находим объём водорода
V(H2) = 22,4 * 0,3 = 6,72 л.

Ответ: 6,72 л.

 

Вариант 2

Дано:

m(Ca) = 5 г

M(Ca) = 40 г/моль

Найти: V(H2) -?

 

 Решение:

 Ca+2H2O → Ca(OH)2+H2

 n(Ca) = m/M = 5/40=0,125 (моль)

 n(H2) = n(Ca) = 0,125 (моль)

Vтеор(H2)=0,125*22,4=2,8 (л)

Vпрак(H2)=0,9*2,8 л=2,52 (л)

 

Ответ: Vтеор(H2) = 2,8 л Vпрак(H2) = 2,52 л

 

4.    Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1                       Рефлексия

https://prezentacii.org/upload/cloud/19/04/142755/images/screen15.jpg

 

5.2                       Домашнее задание.

Повторить пройденный материал.