Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"
Оценка 4.9

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Оценка 4.9
doc
23.01.2020
Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"
двусложные размеры стиха..doc

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС.

 

1.     Цель  урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.

                                                        Ход урока.

I.                  Организационный момент. Целеполагание.

II.                Краткий разбор домашнего задания.

III.             Работа со стихами. (Слайд 1)

Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина.  Спишите, расставьте в них ударения:

                   Любви, надежды, тихой славы

                   Недолго нежил нас обман.

Учитель: Сверим.( Слайд 2)

                   ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы

                   НедОлго нЕжил нАс обмАн.

Учитель: Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно чередуются, это создает ритмическое звучание речи.

         Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и безударных слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае. Но иногда возможен и другой приём.

Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)

                                              

МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;

                  НЕвидИмкОю лунА

                   ОсвещАет снЕг летЕчий;

                   МУтно нЕбо, нОчь мутнА.

                                                              «Бесы»

( Слайд 4)

                   МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!

                   ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный –

                  ПорА, красАвицА, проснИсь:

                   ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…

                                                              «Зимнее утро»

Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?

Учитель: Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы, заменив ударный слог  знаком  , безударный слог — знаком . Тогда схема первой  строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):

 

 

 


                                          

А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):

                                                  

Мороз и солнце; день чудесный!

 
 

 

 


                           

 

Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки?

Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, после безударного стоит ударный.

Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение?

Ученик: В этом чтении выделялись ударные слоги, подчеркивалось их чередование с безударными.

 Учитель:  Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают, но в некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.

 

IV.            Объяснение нового материала.

 

Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра». Ударные слоги, чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта группа состоит из ударного и безударного (Слайд 7)   . а во втором – из безударного и ударного(Слайд 8)            . Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются(Слайд 9) стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как (Слайд 10) размер.

         Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, (Слайд 11) – двусложные, они различаются в зависимости от места ударного слога. Если первый слог ударный, стопа называется (Слайд 12) хореем ( ), а если второй, то стопа называется (Слайд 13) ямбом (   ). Но есть  и другие стопы, с которыми мы будем знакомиться позже.

         Давайте проследим,  как в уже проанализированных стихах соотносятся слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в «Бесах» есть строки, где стопа совпадает со словом (Слайд 14):

 

 

                                                           

               Мчатся тучи, вьются тучи,

 

Есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):

 

                                       

               Невидимкою луна…

        

Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из него и части другого (Слайд 16):

 

                                                    

             Мутно небо, ночьму тна. 

           

Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха. Если мы с вами вспомним четверостишие из послания  А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):

 

 

                                   ПокА свобОдою горИм,

                            ПокА сердцА для чЕсти жИвы,

                            Мой дрУг, отчИзне посвятИм

                            ДушИ прекрАсные порЫвы!

 

         Поэт в основном соблюдает принятый порядок чередования ударных и безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в стихотворной речи все богатство словарного запаса русского языка.

 

Ямб – один из размеров русского стихосложения. Ямб – это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. По размеру ямб бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII веке популярным был 3-стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был после 1812 года. Длилась популярность примерно 10 лет Самый распространённый из всех размеров русского стиха – четырехстопный ямб, который вошел в русскую поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.

Хорей  считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто сочинил стихи этим размером,  был  В.К. Тредиаковский.

Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно тревожные, иногда трагические.

5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали – М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о смерти.

В XX веке начинают поэты использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм является В. Маяковский.

Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.

 

VI.            Самостоятельная работа.

Задание 1. Составить кластер по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 2. Определить стихотворный размер в данных примерах и нарисовать схемы.

Слайд ( 17)

1.

 

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

 

Ви́хри сне́жные крутя́;

∩́ __ / ∩́ __ / __ __ / ∩́

 

А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

 

 

 

2.

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть

__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́

 

 

А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

 

 

Слайд 18

 

  Ночевала тучка золотая

  На груди утёа-великана;

  Утром в путь она умчалась рано,

  По лазури весело играя…

                                  М.Ю.Лермонтов

 Схема: !-!-!-!-!-

         !-!-!-!-!-

         !-!-!-!-!-

         !-!-!-!-!-     пятистопный хорей.

 

 

Слайд 19.

         Опять стою я над Невой,

         И снова, как в былые годы,

         Смотрю и я, как бы живой,

         На эти дремлющие воды.

                                       Ф.И.Тютчев.

 Схема:  -!-!-!-!

          -!-!-!-!-

          -!-!-!-!

          -!-!-!-!       четырехстопный ямб

Слайд 20.

Вот холм лесистый над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны.

                                                        А.С.Пушкин.

 

            Схема:   -!-!-!-!-!-

                -!-!-!-!-!-

                -!-!-!-!-!-

                -!-!-!-!-!-   пятистопный ямб

Слайд 21.

         В небе тают облака,

         И, лучистая на зное,

         В искрах катится река,

         Словно зеркало стальное.

                                              Ф.И.Тютчев.

           

            Схема:   !-!-!-!

               !-!-!-!-

               !-!-!-!

               !-!-!-!-       четырёхстопный хорей

 

VII. Рефлексия.

Написать синквейн.  Первый вариант слово ЯМБ, второй – ХОРЕЙ. (Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами.)

 

Ямб

Четырёхстопный, распространенный

Различать, сочинять, удивлять

Ломоносов первый сочинил

Стихосложение.

 

 

Хорей

Народный, плясовой

Рифмовать, подражать, употреблять

Простонародный русский размер

                                                           Подвижность.

 

Домашнее задание: найти у себя стихи, относящиеся к разным стихотворным размерам, нарисуйте их схемы.

 

 

 

 

                                   Использованная литература.

1.      Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006.

2.     Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов: Москва «Детская литература», 1989

3.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ООО «Кирилл и Мефодий», 2008

4.     Энциклопедический словарь юного литературоведа: Сост. В.И. Новиков. – М., Педагогика, 1987.

5.     Литературный энциклопедический словарь: Под общ. Ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

 

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"

Разработка урока по литературе 6 класс "Двусложные размеры стихотворений"
Скачать файл