Разработка урока по окружающему миру "Страна городов" (4 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока по окружающему миру "Страна городов" (4 класс)

Оценка 4.9
docx
09.03.2021
Разработка урока по окружающему миру "Страна городов" (4 класс)
Разработка урока по окр миру Страна городов.docx

Урок окружающего мира

УМК «Школа России»

4 класс

Тема:  Страна городов.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде; воспитывать любовь к истории родной страны; развивать устную речь, воображение.

 

Планируемые результаты: учащихся познакомятся с Древнерусскими городами, их жизнью, архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода, научатся работать с картой

Оборудование:

Мультимедийная презентация, карточки с тестами

Ход урока

№ этапа урока, название

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Орг. момент

СЛАЙД 1.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня снова я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Настраиваются на работу

 

 

 

2.  Актуализация знаний

Вчера мы с вами путешествовали по землям Древней Руси IXXI вв.

1)      Что нового и интересного вы узнали?

2)      По классу развешены карточки с годами разных исторических событий, что они означают?

3)      Чтобы понять, как каждый понял тему, сейчас я предлагаю написать тест.

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Определяют историческое событие

 

Пишут тест

3.    Самоопределе-ние к деят-ти

Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев, и как возникло Древнерусское государство.  А знаете ли вы, что западные соседи называли Русь страной городов. Интересно, почему?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня?

И сегодня мы продолжим наше путешествие по землям Древнерусского гос-ва и ответим на вопросы как возникли первые города на Руси, где это было и как они выглядели…

 

 

 

 

Ответы детей

- Узнать о появлении древних городов Руси, их устройстве, найти их на карте.

4.    Работа по теме урока

Закройте глаза и представьте, что вы оказались на территории Древнерусского города, что вы видите вокруг?

Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.

Древнерусский город – это, прежде всего укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности.

Центр древнерусского города был обычно укреплён и назывался «кремлём». Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

Вокруг кремля располагался «посад» – так называли торгово-ремесленную часть русского города.

Здесь жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной  торговой площади.

  1. Найдите на карте (с.41) города Киев и Новгород.

2.       Что вы можете о них рассказать?

3.       Откройте рабочую тетрадь на с. 17. № 1

 

1.       Рассмотрите схему Древнего Киева на  с. 47 учебника.

  1. Что вы можете рассказать об этом городе?

Древний Киев в X веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружён крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. В XI веке площадь города увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор. Войти в город теперь можно было через Золотые ворота и Львовские ворота.

 

Летописцы называли Киев времён Ярослава Мудрого «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор,  каменные стены вокруг Киева и Золотые ворота

 

 

 

Ответы детей

Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Эти города стоят на реках, которые

связывали их с одной стороны

с Балтийским морем,

а с другой – с Чёрным.

Выполняют

 

 

Ответы детей

5.    Физ. минутка

А сейчас я предлагаю отправиться к следующему городу – Великому Новгороду по реке. Вы знаете, что вода успокаивает человека, расслабляет его. Сейчас вы можете закрыть глазки и устроиться поудобнее..

Ключ, ручьи, речушки, реки…

Звон серебряных подков.

На пути далеком «в греки» —

Говор многих языков.

Ах, страна моя, красавица!

Взгляд — то ласков, то колюч.

В мире все ее касается —

Каждый дорог… Вот в чем ключ!

Как лежит она распахнуто,

На все стороны одна…

Тут с востока и до запада

Жизнь — с рассвета дотемна..,

Ручейки, речонки, реки

Да простор — как глянешь с круч.

На погостах человеки

Ставят камень бел-горюч.

Релаксация

6.    Закрепление изученного материала

Север нашей страны – удивительный край рек и озёр. Здесь, на берегах реки Волхов у Ильмень-озера, стоит Великий Новгород.

 

  1. Рассмотрите схему Древнего Новгорода  на  с. 49 учебника.
  1. Что вы можете рассказать об этом городе?

Древний Новгород  располагался на оживлённом торговом пути. Добраться в город можно было только водным путём.

Сейчас я предлагаю выполнить задание № 2 в РТ.

 

Со всех сторон город был окружён земляным валом и реками.           Река Волхов делила весь город на две стороны: софийская сторона и торговая сторона.

 

Жили в Новгороде бояре, купцы и ремесленники (оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники).

 

Городом управляли посадники. Посадник - глава города, «посаженый» (назначенный). Посадников выбирали из знатных бояр на вече – собрании всех горожан.

 

Издалека видны купола Софийского собора. Новгородские ратники перед боем клялись постоять за святую Софию. Эти слова означали постоять за свой город, за Новгородскую землю.

 

  1. Прочитайте текст на с.51-52 учебника      (с 3-го абзаца)
  1. Что обнаружили археологи во время раскопок?
  2. Какое значение имеют эти открытия?

Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря    находкам археологов.  Стало известно, что ходили новгородцы по аккуратным деревянным мостовым. Со временем, когда старая мостовая проседала, на нее сверху клали новую. Таким образом, за пять столетий из мостовых образовался целый «пирог» – аж 28 слоев!

Выдающимся открытием археологов стали     берестяные грамоты. Древние новгородцы писали  на бересте – берёзовой коре.  Это были  денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания. Буквы выцарапывали специальными палочками – писалами.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Выполняют задание (иностранные купеческие корабли на р.Волхов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

7.    Рефлексия

Сейчас я предлагаю определиться с тем, как вы поняли сегодняшнюю тему. Выполним з. № 3, 4 в РТ

Посмотрите, мы с вами, путешествуя из одного города в другой, добрались до архипелага островов. Посмотрите на названия и определитесь, куда причалите вы и почему.

 

8.    Подведение итогов урока

Вот и заканчивается наше путешествие по городам Древнерусского государства. Назовите города Древней Руси.

Назовите архитектурные сооружения этих городов.

Ответы детей

9.     Домашнее задание

С. 46 – 54 (У), подготовиться к тесту

Записывают домашнее задание

 


 

Урок окружающего мира УМК «Школа

Урок окружающего мира УМК «Школа

Вокруг кремля располагался «посад» – так называли торгово-ремесленную часть русского города

Вокруг кремля располагался «посад» – так называли торгово-ремесленную часть русского города

Жили в Новгороде бояре , купцы и ремесленники (оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники)

Жили в Новгороде бояре , купцы и ремесленники (оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2021