Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок
Оценка 4.6

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок
12) Андриянова С.В. Разработка урока Сердце матери 1..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Воркуты

169934, Республика Коми, город Воркута, поселок Воргашор  тел. 4-54-72

 

 

 

 

 

Разработка урока по ОРКСЭ на тему

«Сердце матери»

1 урок

модуль: Основы светской этики

 

 

Номинация: Лучшая методическая разработка по предметам: основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (последнее – для образовательных организаций с религиозным /православным/ компонентом)

 

 

 

Автор: Андриянова

Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

 

 

2019 г.


4 класс

ОРКСЭ – ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Технологическая карта

 

Тема

Сердце матери. (Урок 1)

Цель урока

Организовать деятельность учащихся для формирования чувства уважения к  матери, необходимости проявления заботы о ней и понимания ценности материнской любви.

Основное содержание темы, термины и понятия

Любовь к матери. Сердце матери.

Тип урока

Изучение нового.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Понимание ценности матери в жизни человека;

формирование моральных обязанностей по отношению к матери.

 

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Регулятивные: формулирование целей урока, выполнение заданий в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Коммуникативные: умение аргументировать, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организация пространства.

Межпредметные связи.

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Музыка. Окружающий мир.

Фронтальная. Индивидуальная.

Проектор, экран. Презентация «Сердце матери» - Урок 1. Учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики», 4 класс. Видеоролик караоке песни «Мама дорогая». Желтый круг-солнце на доске, а на столах для каждого ученика по 1 желтой полоске-лучику.

Последовательность изучения

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап. Мотивация к деятельности.

Цель – мотивировать обучающихся на усвоение темы «Сердце матери».

- Здравствуйте, ребята! У меня к вам есть вопрос:

- Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит

И заботится о вас, не смыкая ночью глаз?

 «Мама дорогая».

- Колыбель кто вам качает, кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит и игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

- Если, дети, вы ленивы, непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда, - кто же слёзы льет тогда?

«Всё она, родная». [1]

- Я думаю, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

- А кто из вас знает, где мамочка хранит всю свою любовь и нежность?

- Тема нашего урока - «Сердце матери».

      

 

Дети отвечают: -Мама!

 

 

Дети отвечают: -Мама!

 

 

Дети отвечают: -Мама!

 

 

Дети отвечают: -О маме.

 

Дети отвечают: - В сердце.

II этап. Актуализация знаний.

Цель – сравнение и обобщение полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель – использовать личный словарный запас для выполнения задания, формировать умение замечать важные особенности мамы.

- Я сейчас прочитаю сочинение об одной из ваших мам, догадайтесь, о чьей:

«Моя мама самая лучшая на свете. Я ее очень люблю, и она меня тоже очень любит. Моя мама самая красивая. У нее добрые глаза и нежная улыбка. Она заботится обо мне. Мама любит порядок и чистоту, умеет вкусно готовить. Каждый вечер, когда я засыпаю, она целует меня и говорит, что я ее солнышко, и что она любит меня больше всего на свете. Я очень люблю, когда она меня обнимает. Мне сразу становится очень уютно и тепло».

- У нас у всех с вами разные мамы, но их объединяет беззаветная любовь к своим детям. А что значит «беззаветная любовь»?

Давайте обратимся за помощью к толковому словарю Ушакова. «Это любовь, доходящая до самозабвения, чуждая всякого расчета, без всяких оговорок», просто так, только потому, что вы ее ребенок. И во имя этой любви мать готова отдать всё. Мама – она как солнышко, дарит свое тепло и любовь просто так.

- Расскажите мне о ваших мамах. Охарактеризуйте свою маму одним словом. Какая она? Напишите это слово на лучике и прикрепите к солнышку на доске. (Зачитывание особенностей мам).

Слушание сочинения.

Дети приходят к выводу, что это сочинение об их маме.

 

 

 

 

 

 

 

Дать собственное определение понятию «беззаветная любовь».

 

Проверка по толковому словарю Ушакова.

 

 

 

 

Написать на полоске-лучике самую важную особенность своей мамы и прикрепить к солнышку на доске.

III этап. Самоопределение к деятельности.

Цель – сформулировать цели урока.

- Давайте прочитаем и объясним пословицы на с.117 учебника:

* Лучше матери друга не сыщешь.

* Ради ребенка мать и в огонь бросится.

* У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.

* Материнский гнев, что весенний снег. И много выпадает, да скоро тает.

* Сердце матери лучше солнца греет.

* При солнышке светло, при матушке тепло.

* И беда не страшна, коли рядом матушка.

- Так чему же, ребята, мы должны сегодня научиться на уроке, что должны понять и усвоить?

Смысловое чтение, объяснение прочитанных пословиц и приведение примеров из жизни.

 

 

 

 

Постановка цели урока: - научиться уважать, ценить и  беречь свою маму; говорить ей о своей любви; не обижать ее, помогать ей.

IV этап. Организация познавательной деятельности.

Цель – определение главной мысли текста; формирование умения рассуждать, высказывать свою точку зрения.

- Откройте с.118 учебника и прочитайте про себя отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Сердце матери». [2]

- О чем этот рассказ?

- А теперь прочитаем его вслух. (Чтение повторное хорошо читающим учеником.)

 

 

- Какова главная мысль этого рассказа? Что хотел донести до нас автор?

 

- Ответьте на вопросы после текста:

1) Подумай о своем отношении к маме. Всегда ли бываешь прав, не обижаешь ли ее?

2) Если обидел маму, находишь ли в себе мужество извиниться, попросить прощения?

Чтение текста Ю.Яковлева «Сердце матери» из учебника.

- О том, как мальчик обидел мать и не попросил вовремя прощения. Его совесть напомнила ему через годы об этом поступке, но некому уже было сказать: «Прости!»

- Беречь свою мать от обид и невзгод; быть чутким, деликатным и справедливым; не забывать просить прощения.

Рассуждения детей по вопросам.

Vэтап. Физминутка.

Цель – физическая разминка.

-Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

Светит солнышко, ромашки.

Скоро высохнут рубашки.

Выполнение имитации действий:

стирка,

 

 

растягивание веревки.

 

Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад. Ноги на ширине плеч, махи рук вверх-вниз.

VI этап. Закрепление и включение в систему знаний.

Цель – формирование понимания, что неотъемлемым составляющим счастья является мама.

- Скажите ребята, а есть ли в году какой-то особенный официальный день, когда нужно чествовать маму, обязательно выражать ей свою любовь и признательность, одаривать ее подарками?

- Взрослые, вырастая, покидают матерей, погружаются в свои заботы и проблемы. Они часто не находят времени даже позвонить маме и спросить ее о самочувствии, о жизни. А мама переживает о нас, своих детях, сколько бы лет нам не было. И в эти праздничные дни люди вспоминают о своих мамах, бабушках, дочерях. Как вы в День матери и в Международный женский день поздравляете маму?

- Прочитайте в учебнике на с.115 сочинения-рассуждения учеников о счастье. [3].

- Выберите то, которое ближе вам. Объясните, почему? А что общего во всех сочинениях?  

- 8 марта – Международный женский день, День матери.

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают, как они поздравляют мам.

Выбирают рассуждение, которое им ближе.

- Одним из составляющих счастья, его немаловажной частью является МАМА. 

VII этап. Рефлексия.

Цель – обобщение изученного на уроке.

- Итак, с чем можно сравнить маму, ее любовь к своим детям? Ваша мама ласковая, нежная, красивая, любимая, добрая, золотая, трудолюбивая … (Зачитываются слова на лучиках)

- А необходима ли маме поддержка, ответная любовь, взаимопонимание?

- Как мы можем показать маме, что мы ее очень любим?

- Когда вы были маленькие, мама пела колыбельную песню, под которую вы спокойно засыпали.

- Давайте споем песню, с которой мы сегодня начали урок. В ней простые слова припева и вы сможете их сегодня напеть маме. [4]

Домашнее задание:  - повторить тему на с.113-122; устно ответить на вопросы задания №2 на с.117-118 учебника, нарисовать портрет мамы.

- С солнышком.

 

 

- Да.

 

- Говорить ей об этом, обнимать, целовать, помогать, дарить подарки, понимать ее, слушаться.

Пение песни «Мама дорогая» под видеоролик караоке.


ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] – текст из песни «Мама дорогая» на слова И.Косякова, музыку Н.Тимофеевой.

[2] – отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Сердце матери»:

      Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты приходит к ним позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное – вроде утоления жажды.

      Однажды в один из суровых дней я пришел из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жестокого, чем просить у матери то, чего у нее нет, - последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» - нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискарёвского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли. 

[3] – Ребят на уроке попросили написать, что такое счастье. И вот что у них получилось:

СЧАСТЬЕ – ЭТО

·         Такое чувство, которое нельзя передать или описать словами, счастье можно только почувствовать. Для меня счастье – это когда находишься рядом с мамой, когда мы не в ссоре или обиде друг на друга.

·         Солнце, ветер, Луна, звезды, голубое небо, прозрачные капельки теплого летнего дождя. Счастье – это жить, видеть, наслаждаться прелестями природы, быть рядом с мамой.

·         Радостные моменты жизни … Счастье – это хорошее слово моей мамы, оно наполняет радостью и добром.

·         Когда все твои родные счастливы, здоровы, когда у тебя много хороших друзей. Счастье – когда ты долго и упорно добиваешься цели, получаешь то, что хотел, когда радуешь свою маму.

[4] - https://www.youtube.com/watch?time_continue=97&v=ra4xOhu2BdM – видеоролик караоке песни «Мама дорогая» (YouTube)

 

 

 

 

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика - 4 класс) по теме "Сердце матери" - 1 урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020