Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Воркуты
169934, Республика Коми, город Воркута, поселок Воргашор тел. 4-54-72
Разработка урока по ОРКСЭ на тему
«Сердце матери»
1 урок
модуль: Основы светской этики
Номинация: Лучшая методическая разработка по предметам: основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (последнее – для образовательных организаций с религиозным /православным/ компонентом)
Автор: Андриянова
Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
2019 г.
4 класс
ОРКСЭ – ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Технологическая карта
Тема |
Сердце матери. (Урок 1) |
||||
Цель урока |
Организовать деятельность учащихся для формирования чувства уважения к матери, необходимости проявления заботы о ней и понимания ценности материнской любви. |
||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Любовь к матери. Сердце матери. |
||||
Тип урока |
Изучение нового. |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|||
Понимание ценности матери в жизни человека; формирование моральных обязанностей по отношению к матери.
|
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; Регулятивные: формулирование целей урока, выполнение заданий в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательств. Коммуникативные: умение аргументировать, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||
Организация пространства. |
|||||
Межпредметные связи. |
Формы работы |
Ресурсы |
|||
Литературное чтение. Музыка. Окружающий мир. |
Фронтальная. Индивидуальная. |
Проектор, экран. Презентация «Сердце матери» - Урок 1. Учебник М.Т.Студеникина «Основы светской этики», 4 класс. Видеоролик караоке песни «Мама дорогая». Желтый круг-солнце на доске, а на столах для каждого ученика по 1 желтой полоске-лучику. |
|||
Последовательность изучения |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
I этап. Мотивация к деятельности. |
|||||
Цель – мотивировать обучающихся на усвоение темы «Сердце матери». |
- Здравствуйте, ребята! У меня к вам есть вопрос: - Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит И заботится о вас, не смыкая ночью глаз? «Мама дорогая». - Колыбель кто вам качает, кто вам песни напевает, Кто вам сказки говорит и игрушки вам дарит? «Мама золотая». - Если, дети, вы ленивы, непослушны, шаловливы, Что бывает иногда, - кто же слёзы льет тогда? «Всё она, родная». [1] - Я думаю, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке. - А кто из вас знает, где мамочка хранит всю свою любовь и нежность? - Тема нашего урока - «Сердце матери». |
Дети отвечают: -Мама!
Дети отвечают: -Мама!
Дети отвечают: -Мама!
Дети отвечают: -О маме.
Дети отвечают: - В сердце. |
|||
II этап. Актуализация знаний. |
|||||
Цель – сравнение и обобщение полученной информации.
Цель – использовать личный словарный запас для выполнения задания, формировать умение замечать важные особенности мамы. |
- Я сейчас прочитаю сочинение об одной из ваших мам, догадайтесь, о чьей: «Моя мама самая лучшая на свете. Я ее очень люблю, и она меня тоже очень любит. Моя мама самая красивая. У нее добрые глаза и нежная улыбка. Она заботится обо мне. Мама любит порядок и чистоту, умеет вкусно готовить. Каждый вечер, когда я засыпаю, она целует меня и говорит, что я ее солнышко, и что она любит меня больше всего на свете. Я очень люблю, когда она меня обнимает. Мне сразу становится очень уютно и тепло». - У нас у всех с вами разные мамы, но их объединяет беззаветная любовь к своим детям. А что значит «беззаветная любовь»? Давайте обратимся за помощью к толковому словарю Ушакова. «Это любовь, доходящая до самозабвения, чуждая всякого расчета, без всяких оговорок», просто так, только потому, что вы ее ребенок. И во имя этой любви мать готова отдать всё. Мама – она как солнышко, дарит свое тепло и любовь просто так. - Расскажите мне о ваших мамах. Охарактеризуйте свою маму одним словом. Какая она? Напишите это слово на лучике и прикрепите к солнышку на доске. (Зачитывание особенностей мам). |
Слушание сочинения. Дети приходят к выводу, что это сочинение об их маме.
Дать собственное определение понятию «беззаветная любовь».
Проверка по толковому словарю Ушакова.
Написать на полоске-лучике самую важную особенность своей мамы и прикрепить к солнышку на доске. |
|||
III этап. Самоопределение к деятельности. |
|||||
Цель – сформулировать цели урока. |
- Давайте прочитаем и объясним пословицы на с.117 учебника: * Лучше матери друга не сыщешь. * Ради ребенка мать и в огонь бросится. * У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце. * Материнский гнев, что весенний снег. И много выпадает, да скоро тает. * Сердце матери лучше солнца греет. * При солнышке светло, при матушке тепло. * И беда не страшна, коли рядом матушка. - Так чему же, ребята, мы должны сегодня научиться на уроке, что должны понять и усвоить? |
Смысловое чтение, объяснение прочитанных пословиц и приведение примеров из жизни.
Постановка цели урока: - научиться уважать, ценить и беречь свою маму; говорить ей о своей любви; не обижать ее, помогать ей. |
|||
IV этап. Организация познавательной деятельности. |
|||||
Цель – определение главной мысли текста; формирование умения рассуждать, высказывать свою точку зрения. |
- Откройте с.118 учебника и прочитайте про себя отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Сердце матери». [2] - О чем этот рассказ? - А теперь прочитаем его вслух. (Чтение повторное хорошо читающим учеником.)
- Какова главная мысль этого рассказа? Что хотел донести до нас автор?
- Ответьте на вопросы после текста: 1) Подумай о своем отношении к маме. Всегда ли бываешь прав, не обижаешь ли ее? 2) Если обидел маму, находишь ли в себе мужество извиниться, попросить прощения? |
Чтение текста Ю.Яковлева «Сердце матери» из учебника. - О том, как мальчик обидел мать и не попросил вовремя прощения. Его совесть напомнила ему через годы об этом поступке, но некому уже было сказать: «Прости!» - Беречь свою мать от обид и невзгод; быть чутким, деликатным и справедливым; не забывать просить прощения. Рассуждения детей по вопросам. |
|||
Vэтап. Физминутка. |
|||||
Цель – физическая разминка. |
-Мамам дружно помогаем: Сами в тазике стираем И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. Через двор растянем ловко Для одежды три веревки. Светит солнышко, ромашки. Скоро
высохнут рубашки. |
Выполнение имитации действий: стирка,
растягивание веревки.
Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад. Ноги на ширине плеч, махи рук вверх-вниз. |
|||
VI этап. Закрепление и включение в систему знаний. |
|||||
Цель – формирование понимания, что неотъемлемым составляющим счастья является мама. |
- Скажите ребята, а есть ли в году какой-то особенный официальный день, когда нужно чествовать маму, обязательно выражать ей свою любовь и признательность, одаривать ее подарками? - Взрослые, вырастая, покидают матерей, погружаются в свои заботы и проблемы. Они часто не находят времени даже позвонить маме и спросить ее о самочувствии, о жизни. А мама переживает о нас, своих детях, сколько бы лет нам не было. И в эти праздничные дни люди вспоминают о своих мамах, бабушках, дочерях. Как вы в День матери и в Международный женский день поздравляете маму? - Прочитайте в учебнике на с.115 сочинения-рассуждения учеников о счастье. [3]. - Выберите то, которое ближе вам. Объясните, почему? А что общего во всех сочинениях? |
- 8 марта – Международный женский день, День матери.
Дети рассказывают, как они поздравляют мам. Выбирают рассуждение, которое им ближе. - Одним из составляющих счастья, его немаловажной частью является МАМА. |
|||
VII этап. Рефлексия. |
|||||
Цель – обобщение изученного на уроке. |
- Итак, с чем можно сравнить маму, ее любовь к своим детям? Ваша мама ласковая, нежная, красивая, любимая, добрая, золотая, трудолюбивая … (Зачитываются слова на лучиках) - А необходима ли маме поддержка, ответная любовь, взаимопонимание? - Как мы можем показать маме, что мы ее очень любим? - Когда вы были маленькие, мама пела колыбельную песню, под которую вы спокойно засыпали. - Давайте споем песню, с которой мы сегодня начали урок. В ней простые слова припева и вы сможете их сегодня напеть маме. [4] Домашнее задание: - повторить тему на с.113-122; устно ответить на вопросы задания №2 на с.117-118 учебника, нарисовать портрет мамы. |
- С солнышком.
- Да.
- Говорить ей об этом, обнимать, целовать, помогать, дарить подарки, понимать ее, слушаться. Пение песни «Мама дорогая» под видеоролик караоке. |
|||
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] – текст из песни «Мама дорогая» на слова И.Косякова, музыку Н.Тимофеевой.
[2] – отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Сердце матери»:
Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты приходит к ним позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное – вроде утоления жажды.
Однажды в один из суровых дней я пришел из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жестокого, чем просить у матери то, чего у нее нет, - последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» - нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискарёвского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли.
[3] – Ребят на уроке попросили написать, что такое счастье. И вот что у них получилось:
СЧАСТЬЕ – ЭТО
· Такое чувство, которое нельзя передать или описать словами, счастье можно только почувствовать. Для меня счастье – это когда находишься рядом с мамой, когда мы не в ссоре или обиде друг на друга.
· Солнце, ветер, Луна, звезды, голубое небо, прозрачные капельки теплого летнего дождя. Счастье – это жить, видеть, наслаждаться прелестями природы, быть рядом с мамой.
· Радостные моменты жизни … Счастье – это хорошее слово моей мамы, оно наполняет радостью и добром.
· Когда все твои родные счастливы, здоровы, когда у тебя много хороших друзей. Счастье – когда ты долго и упорно добиваешься цели, получаешь то, что хотел, когда радуешь свою маму.
[4] - https://www.youtube.com/watch?time_continue=97&v=ra4xOhu2BdM – видеоролик караоке песни «Мама дорогая» (YouTube)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.