Цели урока:
В конце урока учащиеся должны
Узнать:
- кто такие беспризорные дети;
- кто защищает права беспризорных детей;
- какие права имеются у беспризорных детей;
Суметь:
- определить о наличии прав беспризорных детей на нормальные, человеческие условия жизни;
Сформировать:
- свое отношение к необходимой защите со стороны общества и государства по отношению к беспризорным детям;
Методы:
Метод «Мини-лекция»;
Метод «Мозговой штурм»;
Метод «Ажурная пила»;
Метод «Работа в малых группах»;
План урока:
Фокусировка внимания- 1 мин.
«Мини-лекция» – 5 мин.
«Мозговой штурм»-4 мин.
«Ажурная пила»- основные принципы Конвенции о правах ребенка
- деление на малые (первоначальные) группы-1мин.
- обсуждение принципов в группах-5 мин.
- Второе деление на малые группы-1 мин.
- Представление принципов в малых группах- 5 мин.
- Обсуждение казусов в первоначальных группах-5 мин.
- Презентация решений групп-7 мин.
Контрольные вопросы- 3 мин.
По дороге демократии – 2 мин.;
Подведение итогов урока, домашнее задание – 1 мин.
Итого – 40 мин
Термины (см. Глоссарий)
Беспризорные дети
Безнадзорные дети
Рекомендуемая литература:
Конституция КР
Конвенция о правах ребенка
Ресурсы:
Ход урока.
Вступительное слово и мини-лекция.
Учитель объявляет тему и цели урока. Затем читает мини-лекцию:
«Ребята, вы часто встречаете на улице детей, которые живут без контроля взрослых. Они круглыми сутками на улице, голодные, не обутые и т.д. Среди нас тоже можно встретить таких детей. И с каждым днем растет число беспризорных детей. Этому влияет высокий уровень бедности, растущее количество неблагополучных семей в беднейших слоях общества, что в свою очередь приводит к тому, что дети бросают школы, остаются без крова, растет детская преступность. В результате резкого перехода к обществу со свободной рыночной экономикой эти проблемы становятся особенно актуальными».
«Мозговой штурм»
Для проведения этого этапа урока используем метод «Ассоциации».
Учитель задает ученикам вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «беспризорные дети»? И тут же на флипчарте или доске записывает все ответы.
Поле того, как записаны все ассоциации учеников, учитель предлагает ученикам вывести определение «беспризорных детей». После того, как ученики выведут свое определение, учитель открывает написанное заранее определение «беспризорных детей».
Беспризорные дети - это не имеющие определенного места жительства несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
(на заметку учителю: будет эффективнее при проведении урока и сэкономить время, если определение беспризорных детей будет заранее написано, но до времени скрытого от учеников, когда дается определение, запись открывается.).
После выведения определения, учитель вывешивает заранее подготовленную схему и зачитывает ученикам следующее:
Детей, ежедневно сталкивающихся с
различными трудностями , можно разделить на три категории
После этого учитель задает вопрос:
“А каквы думаете, кто в основном защищает права безнадзорных детей?”
Выслушав примерные ответы учеников, учитель вывешивает заранее подготовленные карточки
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
2. Органы управления социальной защитой населения
3. Органы управления образованием
4. Органы опеки и попечительства
5. Органы по делам молодежи
6. Органы управления здравоохранением
7. Органы службы занятости
8. Органы внутренних дел
После этого учитель говорит ”все эти органы контролируется государством”
Но в данном случае, ты тоже можешь помочь этим детям , для этого ты можешь обратиться в г. Оше “орган опеки и попечительства” к Акжолову Б.Т. или позвонить по тел. 53666.
Учителю необходимо написать адрес на доске, чтобы ученики могли записать его.
Основные задачии и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Ø Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
Ø Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
Ø Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщственных действий. Эта деятельность основывается на принципах законности, демократизма, гуманизма, поддержки семьи и взаимодействия с нею, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних и др.
«Ажурная пила»
Цель метода: ознакомить учеников с основными правами ребенка, т.е. с принципами Конвенции о правах ребенка.
Класс делится на 4 группы, каждая группа получает бумажные квадратики с разными рисунками: например, первая с рисунком цветочка, вторая-домика и т.д. На каждом квадрате должен быть свой номер: 1,2,3,4 и так далее, по количеству учеников в каждой группе.
Учитель просит поделиться на группы по рисунку: например, цветочки в одну группу, домики в другую и т.д. И раздает каждой группе следующую информациюдля изучения:
(для деления на группы понадобится 1 мин., а для изучения информации ученикам дается 5 мин.)
Для 1-й группы
Декларация прав ребенка.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровье, рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовоой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Декларация прав ребенка.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношениях, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Декларация прав ребенка
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Декларация прав ребенка
Принцип 9
Ребенок защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Далее учитель просит всех учеников поделиться им на вторичные группы:
с номером 1 собраться в одном месте, под номером 2 в другом и т. д. И каждый, в своей вторичной группе, должен рассказать другим о том, что он узнал в первичной группе. На это ученикам понадобиться 5 мин. После этого ученики возвращаются в первичные группы, и учитель дает задание- каждой группе дается по казусу и ученики в течение 5 мин. должны решить и закрепить изученную информацию. После этого ученики презентуют свои ответы в течение 6 мин.
Казус для 1-й группы:
Директор школы приказал ученикам 9-11 классов, за 3-четверть учебного года работать со строителями для строительства спортивного зала, на что ученики возразили работать. Но директор школы ответил, что если они отказываются работать, то они должны заплатить определенную денежную сумму, чтобы нанять еще работников для строительства спортивного зала, в противном случае, он пригрозил отчислить их со школы.
Казус для 2-й группы:
После смерти родителей, 5 летнего Болота отправили в детский дом и ежемесячно ему выплачивали денежное пособие.
Казус для 3-й группы:
Президент издал указ о том, что все школы, и средние, и гимназические работали на основе самофинансировании,
Казус для 4-й группы:
13-летнего Алтына, администрация школы №_____ отказалась принять в школу, т.к. он был инвалидом II группы, и отправила в школу, которая находилась в соседнем районе.
Подведение итогов урока
По окончании урока учитель подводит урок, возвращаясь к целям урока, задавая при этом вопросы открытого типа.
По дороге демократии.
Учитель предлагает прокомментировать, соответствуют или не соответствуют принципам демократии следующие вымышленные ситуации:
(1) 13-Геннадия, который считался лицом без определенного места жительства, государством был помещен в школу-интернат.
(соответствует принципу защиты прав человека)
(2) Несовершеннолетний Тихомиров после совершения тяжкого преступления был арестован местными органами, но через некоторое время его отпустили на волю, узнав, что он сын высокопоставленного чиновника.
(не соответствует принципу законности)
(3) Газета «Юное поколение» опубликовала статью о том, что благотворительный фонд «Алтын балалык» выделила определенную денежную сумму для необходимых нужд детям-сиротам.
(соответствует принципу гласности)
Домашнее задание.
Учитель рекомендует ученикам прочитать следующий урок и повторить пройденный урок.
Дополнительная информация.
Конвенция о правах ребенка 1989г.
(упрощенный вариант, неофициальное краткое изложение основных положений, разработанное Детским фондом ООН)
В преамбуле упоминаются основополагающие принципы ООН и конкретные положения некоторых соответствующих пактов и деклараций по правам человека. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент в ней делается на основной заботе и ответственности по защите со стороны семьи. В ней также подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.
Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.
Все права распространяется на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
Все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы. Государство должно обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делает.
Государство должно делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции о правах ребенка
Государство должно уважать права и ответственность родителей и расширенной семьи деле воспитания ребенка в соответствии с его развивающимися способностями.
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечивать выживание и развитие ребенка.
Ребенок имеет право на им при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно. на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны.
Государство обязано защищать и. В случае необходимости, восстанавливать основные аспекты индивидуальности ребенка. Это включает имя, гражданство и семейные связи.
Ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.
Дети и их родители имеют право покидать любую страну и въезжать в собственную с целью воссоединения или поддержания личных отношений между ребенком и родителями.
Государство обязано предотвращать похищение или удержание ребенка за границей одним из родителей или третьей стороной и принимать необходимые меры в подобных случаях.
Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимании при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.
Ребенок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию, передавать информацию и идеи независимо от границ.
Государство должно уважать свободу мысли, совести и религии ребенка при соответствующем руководстве со стороны родителей.
Ребенок имеет право встречаться с другими людьми и вступать в ассоциацию или создавать их.
Дети имеют право на вмешательства в их личную, семейную и домашнюю жизнь, а также в их переписку, на защиту клеветы и оговора.
Государство должно обеспечить доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации.
Родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка, а государство должно поддерживать их в этом. Государство должно оказывать надлежащую помощь родителям в воспитании детей.
Государство должно защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем, и создавать соответствующие социальные программы предупреждения злоупотреблений и лечения пострадавших.
Статья 20
Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечивать соответствующую альтернативу семейной заботе либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми в таких случаях. Усилия по выполнению этих обязательств должны учитывать культурную принадлежность ребенка.
В странах, где усыновление признается и/ или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.
Детям-беженцам или детям, стремящим получить статус беженца, должна обеспечиваться особая защита. Государство обязано сотрудничать с компетентными организациями, обеспечивающими такую защиту и помощь.
Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию.
Ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, которая может быть реально обеспечена. Государства должны делать особый упор на предоставление первичной медико-санитарной помощи, профилактику болезней, санитарную пропаганду, и сокращение детской смертности. Они должны поощрять международное сотрудничество в этой области и делать все необходимое, чтобы ни один ребенок не был лишен доступа к услугам эффективного здравоохранения.
Ребенок, помещенный государством на попечение с целью ухода, защиты или лечения, имеет право на регулярную проверку попечения .
Ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родители несут основную ответственность за обеспечение необходимого уровня жизни. Обязанность государства состоит в том, чтобы создать соответствующие условия для реализации этой ответственности. Обязательства государства могут включать оказание материальной помощи родителям и их детям.
Ребенок имеет право на образование, и обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования, в поощрении среднего образования, доступного для каждого ребенка, и в обеспечении доступности высшего образования для всех на основе способностей. Школьная дисциплина должна обеспечиваться с учетом прав и при уважении достоинства ребенка. Государство должно осуществлять международное сотрудничество с целью реализации этого права.
Образование должно быть нацелено на максимальное развитие личности, талантов, умственных, и физических способностей. Образование должно готовить ребенка к активной взрослой жизни в свободном обществе, воспитывать уважение к своим родителям, культурному своеобразию, языку и ценностям, к культурным традициям и ценностям других.
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию.
Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.
Ребенок имеет на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.
Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также от их привлечения к производству таких веществ и торговле ими.
Государство должно защищать ребенка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая проституцию и порнографию.
Статья 35
Обязанность государства состоит в том, чтобы прилагать все усилия для предотвращения похищения детей, торговли детьми и их контрабанды.
Дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любым аспектам их благосостояния.
Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам, жестокому обращению и наказанию, незаконному аресту и лишения свободы. Смертная казнь и пожизненное заключение без возможности освобождения запрещены при наказании лиц в возрасте до 18 лет. Любой ребенок, лишенный свободы. Должен быть отделен от взрослых за исключением случаев, когда считается. Что такое отделение противоречит его наилучшим интересам. Задержанный ребенок имеет право на правовую и на другую помощь, а также на контакты со своей семьей.
Государства-участники должны принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы дети, не достигшее 15-лутнего возраста. Не принимали прямого участия в военных действиях. Ни один ребенок в возрасте до 15 лет не должен призываться на службу в вооруженных силах. Государства должны обеспечить заботу о детях, пострадавших от вооруженных конфликтов, согласно соответствующим положениям международного права.
Статья 39
Государство обязано обеспечить ребенка-жертву вооруженного конфликта, пыток, пренебрежения, плохого обращения или эксплуатации необходимым лечением с целью обеспечения выздоровления и социальной реинтеграции.
Ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию. Ребенок имеет право на основные гарантии, а также правовую и другую помощь при защите. Следует по возможности избегать судебного разбирательства и содержания в местах лишения свободы.
В тех случаях, когда нормы, связанные с правами ребенка, в соответствующих национальных и международных законах выше норм, установленных в Конвенции о правах ребенка, применяются наивысшие нормы.
(1) Государство обязано широко ознакомить как взрослых, так и детей с правами, содержащимися в настоящей Конвенции.
(2) Создание Комитета по правам ребенка в составе 10 экспертов для рассмотрения докладов государств-участников настоящей Конвенции, которые они должны представить через 2 года после ратификации, а затем – каждые 5 лет. Конвенция вступает в силу, а Комитет, соответственно, учреждается после того, как 20 государств ратифицируют Конвенцию
(3) Государства-участники должны знакомить общественность со своими докладами.
(4) Комитет может предложить проведение специальных исследований по конкретным вопросам, связанным с правами ребенка, и может довести их результаты до каждого заинтересованного государства-участника и Генеральной Ассамблеи ООН.
(5) C целью (способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять международное сотрудничество) специализированные учреждения ООН – такие, как Международная организация труда(МОТ), ВОЗ, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры(ЮНЕСКО), и ЮНИСЕФ, будут иметь возможность присутствовать на заседаниях Комитета. Совместно с любыми другими органами, признанными(компетентными), включая неправительственные организации(НПО), имеющие консультативный статус при ООН по делам беженцев (УВКДБ) они могут представлять соответствующую информацию Комитету и получать запросы относительно оптимального выполнения Конвенции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.