Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
ууд |
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, пробуждение интереса к получению новой информации, формулирование темы и задач урока. Стадия вызова Нравственная задача: Сейчас к нам придёт волшебница и подарит волшебный цветок. На нём будет один лепесток. Вы можете загадать только одно желание. Запишите на нём своё желание. Помните: у вас только один лепесток. Вопросы для обсуждения: - Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным? - Какие дела можно назвать добрыми? А обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце. И не ждать, когда тебя об этом попросят. Добро бескорыстно. -назовите тему нашего урока. -определите задачи урока. 2.стадия осмысления Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким людям.… И тогда у человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И потому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо… А) Подготовка к восприятию текста
- Подберите однокоренные слова к слову «чудесный». (чудо, чудак, чудаковатый, чудачество, чудачка, чудесно, чудик, чудить, чудиться, чудище, чудной, чудный ) - Как вы понимаете значение слова «чудесный»? - Познакомьтесь со словарными определениями этого слова. Чудесный – 1) Являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный. 2) Проникнутый фантастикой, полный чудес; удивительный, необычный. 3) Чудный, замечательный
-о каком чуде идет речь в рассказе? (проблемный вопрос)
Б) Работа по тексту 1. В какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…) - Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела «великолепная выставка» витрины на мальчиков?
2. Как вы относитесь к праздникам? Какие чувства испытываете при их приближении? Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?
3. Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста. (Описание дома при помощи эпитетов и метафор: «ветхий дом», «подземелье», «закоптелые, плачущие от сырости стены», «ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс», «душная, промозглая комната», «грязная широкая постель». Передача чувств героев: «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания». Описание состояния героев: «дыхание было коротко и затруднительно», «глаза смотрели пристально и бесцельно», «кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок» Портретная характеристика героев: «худая женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом», «встревоженное лицо» и т.д Речевая характеристика героев: «спросила… отрывисто и нетерпеливо», «тревожно спросила», «хрипло ответил» и т.д.)
4.выпишите слова, называющие людей в тексте. Что вас удивило? ( автор называет только членов семьи Мерцаловых по имени , а остальные названы словами « лица, господин в енотовой шубе, жильцы, швейцар, иные»…) Какой вывод можно сделать из этого? ( Мерцаловы одиноки в своей беде)
5. Чем объясняли свой отказ те, к кому Мерцалов обращался за помощью? («Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».) Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пробовал достать денег.( выбрать цитатный материал). Почему автор использовал слово « выжать»? (занят тем, чтобы выжать посредством нечеловеческих усилий откуда-нибудь хоть несколько копеек..)
6. В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих. Мысль о самоубийстве.) Какую роль играет описание природы в парке? (великое спокойствие и тишина пробудили в душе героя жажду такого же спокойствия.)
7. Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?
8. Оформите информацию о поведении незнакомца в парке и в доме Мерцаловых . (вежливо спросил разрешения, дружелюбно сказал, всерьез заинтересовался,, заглядывал в глаза, желал проникнуть в глубь души…) 9. Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? Почему не дал деньги открыто?
10. Самостоятельная работа учащихся. Определите, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный». 1. Что было «чудесного» в поступках незнакомца? 2. Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове Индивидуальное задание О деятельности Н.И. Пирогова, связанной с православными попечительными обществами и преподаванием. Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии; способствовал подготовке сестер милосердия Крестовоздвиженской общины в России в период военных действий в Крыму в 1853–1856 годах. Позднее, в 1867 году, это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста (РОКК). Н.И. Пирогов работал преподавателем – консультантом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия община занималась попечением бедных больных, утешением скорбящих, приведением на истинный путь, страдающих пороками людей, воспитанием беспризорных детей и исправлением детей с дурными наклонностями.
В самом начале Крымской войны в Петербурге была утверждена Крестовоздвиженская община. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Руководить деятельностью сестер в Крыму было поручено Н.И. Пирогову. Он писал: “Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинами”.
В это время Н.И. Пирогов писал своей жене: “… подумай, мы живем на земле не для себя только”. Принцип этот “жить не только для себя” считал основной сестринского милосердия. Позднее в одном из писем Е.М. Бакуниной он заметил, что больных и раненых “мы не делим на своих и чужих”. В 1867 году образовано было новое общество попечения о больных, оно получило название Красного Креста. Н.И. Пирогов принимал участие в его деятельности. С 1866 года жил в своем имении с. Вишня (ныне с. Пирогово, около г. Винницы) почти безвыездно. В 1897 в Москве Пирогову был воздвигнут памятник.
3. Подведение итогов Прочитай высказывания, выбери то, которое заключает главную мысль произведения и прокомментируй его. Какое из них близко к авторской позиции? · Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. А.Швейцер · За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. А.Чехов · Высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови. Дж. Байрон 4 .Рефлексия урока. -вернемся к целям урока. - смогли ли мы их решить? -что оставили без внимания? - как вы оцениваете вашу работу на уроке? -что удалось, а что нет? -заполнение листа самооценки, выставление оценок. Домашнее задание: -1. Определить композицию рассказа 2. Определить жанр рассказа 3.приходилось ли тебе или кому-то из членов семьи оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Если хочешь , подготовь об этом рассказ.
|
Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока.
Парная работа: пишут свои желания, обсуждают их, отвечают на вопросы, Кооперируют усилия для решения учебной задачи
Высказывают предположение по теме и целям урока
Работа в парах по подбору однокоренных слов
Индивидуальная домашняя работа по Толковому словарю. Выделяют значимую информацию, учатся строить монологическое высказывание. Высказывают свои мнения с опорой на текст. Работа с текстом, поиск фактуальной информации. Участвуют в обсуждении.
Групповая работа по составлению кластера по опорным словам: 1группа-время года, 2 группа- описание дома, 3 группа- чувства героев, 4 группа- состояние героев, 5 группа- портреты героев, 6 группа- речь героев, 7 группа – описание природы в парке. Выступление-защита от группы, дополнение от других групп. Кооперируют усилия для решения учебной задачи, выделение и отбор значимой информации для составления кластера.
Выполняют анализ и восполнение пробелов в знаниях
Работа с текстом, поиск фактуальной информации. Проводят анализ текста, делают выводы.
Работа с текстом, поиск фактуальной информации. Смысловое чтение текста. Поиск заданной информации в парной работе.
Выступление с домашними сообщениями
Комментирую т высказывания, доказывая авторскую позицию.
Дают ответы на вопросы
анализируют работу на уроке через самооценку
выбирают и Записывают домашнее задание |
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. 3.принятие решений в проблемной ситуации. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: кластер-схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. 3.формировать уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим.
Предметные умения
1.навыки анализа текста 2.умение понимать и формулировать тему, идею. 3. умение характеризовать героев |
|
|
|
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.