Разработка урока по произведению"Чудесный доктор" А.И.Куприна
Оценка 4.8

Разработка урока по произведению"Чудесный доктор" А.И.Куприна

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
6 кл
01.02.2020
Разработка урока по  произведению"Чудесный доктор" А.И.Куприна
Спешите добрые дела.docx

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ууд

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, пробуждение интереса к получению новой информации, формулирование темы  и задач  урока.

Стадия вызова

Нравственная задача:

Сейчас к нам придёт волшебница и подарит волшебный цветок. На нём будет один лепесток. Вы можете загадать только одно желание. Запишите на нём своё желание. Помните: у вас только один лепесток. 

Вопросы для обсуждения:

-  Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?

-  Какие дела можно назвать добрыми?

А обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

 Достаточно иметь доброе сердце. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

Добро бескорыстно.

-назовите тему нашего урока.

-определите задачи урока.

2.стадия осмысления

Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой.

Безработица, отсутствие средств к  существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким людям.… И тогда у человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И потому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо…

А) Подготовка к восприятию текста

                                                                                    

     -  Подберите однокоренные слова к слову «чудесный».

       (чудо, чудак, чудаковатый, чудачество, чудачка, чудесно, чудик, чудить, чудиться, чудище, чудной, чудный )

      - Как вы понимаете значение слова «чудесный»?

     - Познакомьтесь со словарными определениями этого слова.

       Чудесный – 1) Являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.

                             2) Проникнутый фантастикой, полный чудес; удивительный, необычный.

                             3) Чудный, замечательный

 

-о каком чуде идет речь в рассказе? (проблемный вопрос)

 

   Б) Работа по тексту

  1. В какое время года происходит действие рассказа?

      (Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…)

- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела «великолепная выставка» витрины на мальчиков?

 

  2. Как вы относитесь к праздникам? Какие чувства испытываете при их приближении? Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?

 

  3. Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста.

      (Описание дома при помощи эпитетов и метафор: «ветхий дом», «подземелье», «закоптелые, плачущие  от сырости стены», «ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс», «душная,  промозглая комната», «грязная широкая постель».

 Передача чувств героев: «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания».

 Описание состояния героев: «дыхание было коротко и затруднительно», «глаза смотрели пристально и  бесцельно», «кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок»

Портретная  характеристика героев: «худая женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом»,  «встревоженное лицо» и т.д

 Речевая характеристика героев: «спросила… отрывисто и нетерпеливо», «тревожно спросила», «хрипло ответил» и т.д.)

 

  4.выпишите слова, называющие людей в тексте.  Что вас удивило?

( автор называет только членов семьи Мерцаловых по имени , а остальные названы словами « лица, господин в енотовой шубе, жильцы, швейцар, иные»…)

Какой вывод можно сделать из этого?

( Мерцаловы  одиноки в  своей беде)

 

 

  5. Чем объясняли свой отказ те, к кому Мерцалов обращался за помощью?

      («Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».)

      Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пробовал достать денег.( выбрать цитатный материал).

Почему автор использовал слово « выжать»?

(занят  тем, чтобы выжать посредством нечеловеческих усилий  откуда-нибудь хоть несколько копеек..)

 

  6. В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?

      (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих. Мысль о самоубийстве.)

Какую роль играет описание природы в парке?

(великое спокойствие и тишина пробудили в душе героя жажду  такого же спокойствия.)

 

 

  7. Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелева:

      «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее»?

      К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?

 

  8. Оформите информацию о поведении незнакомца в парке и в доме Мерцаловых  .

(вежливо спросил разрешения, дружелюбно сказал, всерьез заинтересовался,, заглядывал в глаза, желал проникнуть в глубь души…)

  9. Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? Почему не дал деньги открыто?

 

  10. Самостоятельная работа учащихся.

       Определите, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный».

  1. Что было «чудесного» в поступках незнакомца?

  2. Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове

Индивидуальное задание

О деятельности Н.И. Пирогова, связанной с православными попечительными обществами и преподаванием.

      Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии; способствовал подготовке сестер милосердия Крестовоздвиженской общины в России в период военных действий в Крыму в 1853–1856 годах. Позднее, в 1867 году, это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных  воинах, переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста (РОКК).

Н.И. Пирогов работал преподавателем – консультантом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия община занималась попечением бедных больных, утешением скорбящих, приведением на истинный путь, страдающих пороками людей, воспитанием беспризорных детей и исправлением детей с дурными наклонностями.

 

В самом начале Крымской войны в Петербурге была утверждена Крестовоздвиженская община. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Руководить деятельностью сестер в Крыму было поручено Н.И. Пирогову. Он писал:

“Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинами”.

 

В это время Н.И. Пирогов писал своей жене: “… подумай, мы живем на земле не для себя только”. Принцип этот “жить не только для себя” считал основной сестринского милосердия. Позднее в одном из писем Е.М. Бакуниной он заметил, что больных и раненых “мы не делим на своих и чужих”. В 1867 году образовано было  новое общество попечения о больных, оно получило название Красного Креста. Н.И. Пирогов принимал участие в его деятельности.

С 1866 года жил в своем имении с. Вишня (ныне с. Пирогово, около г. Винницы) почти безвыездно. В 1897 в Москве Пирогову был воздвигнут памятник.

 

 

3.  Подведение итогов

Прочитай высказывания, выбери то, которое заключает главную мысль произведения и прокомментируй его.

Какое из них близко к авторской позиции?

·        Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их.                                                                               А.Швейцер

·        За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.                                                    А.Чехов

·        Высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови.                                                      Дж. Байрон

 4 .Рефлексия урока.

-вернемся к целям урока.

- смогли ли мы их решить?

-что оставили без внимания?

- как вы оцениваете вашу работу на уроке?

-что удалось, а что нет?

-заполнение листа самооценки, выставление оценок.

Домашнее задание:

-1. Определить композицию рассказа

2. Определить жанр рассказа

3.приходилось ли тебе или кому-то из членов семьи оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию?  Если хочешь , подготовь об этом рассказ.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи  урока.

 

 

 

 

 

 

 

Парная работа: пишут свои желания, обсуждают их, отвечают на вопросы,

Кооперируют усилия для решения учебной задачи

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположение по теме и целям урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах по подбору однокоренных слов

 

 

Индивидуальная домашняя работа по Толковому словарю.

Выделяют значимую информацию, учатся строить монологическое высказывание.

Высказывают свои мнения с опорой на текст.

Работа с текстом, поиск  фактуальной информации. Участвуют в обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа по составлению кластера по опорным словам:

1группа-время года, 2 группа- описание дома, 3 группа- чувства героев, 4 группа- состояние героев, 5 группа-  портреты героев, 6 группа-  речь героев, 7 группа – описание природы в парке.

Выступление-защита от группы, дополнение  от  других групп.

Кооперируют усилия для решения учебной задачи, выделение и отбор значимой информации для составления кластера.

 

 

Выполняют анализ  и восполнение пробелов в знаниях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом, поиск фактуальной информации.

Проводят анализ текста, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом, поиск фактуальной информации.

Смысловое чтение текста. Поиск заданной информации в парной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление с домашними сообщениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирую т высказывания, доказывая авторскую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы на вопросы

 

анализируют работу на уроке через самооценку

 

 

 

 

выбирают и

Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

3.принятие решений в проблемной ситуации.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: кластер-схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

3.формировать уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

Предметные умения

 

1.навыки анализа текста

2.умение понимать и формулировать тему, идею.

3. умение характеризовать героев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Деятельность учителя Деятельность учениковууд 1

Деятельность учителя Деятельность учениковууд 1

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким людям

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким людям

Б) Работа по тексту 1. В какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед

Б) Работа по тексту 1. В какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед

Передача чувств героев : «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания»

Передача чувств героев : «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания»

Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца»

Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца»

Оформите информацию о поведении незнакомца в парке и в доме

Оформите информацию о поведении незнакомца в парке и в доме

Российское общество Красного Креста (РОКК)

Российское общество Красного Креста (РОКК)

Позднее в одном из писем Е.М. Бакуниной он заметил, что больных и раненых “мы не делим на своих и чужих”

Позднее в одном из писем Е.М. Бакуниной он заметил, что больных и раненых “мы не делим на своих и чужих”

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Разработка урока по произведению"Чудесный доктор" А.И.Куприна

Разработка урока по  произведению"Чудесный доктор" А.И.Куприна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020