Тема |
Изменение глаголов по временам. |
Педагогическая цель |
Закрепить умения изменять глаголы по временам; развивать умение ставить вопросы к глаголам, употребляемым в разных временных формах, изменять глаголы по временам; развивать мышление, речь, память; обогащать словарный запас. |
Тип урока |
Закрепление изученного материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Распознавать глаголы среди других частей речи; различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос; распознавать время глагола; изменять глаголы по временам; образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. |
Личностные результаты |
Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности; Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать алгоритм распознавания склонения имени существительного; Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
Основные понятия и термины |
Глагол, время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее), число глаголов (единственное, множественное). |
Методы, формы работы |
Словесный, практический, наглядный; фронтальная и индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
Учебник русского языка, 2 класс, 2 часть, автор А.В Полякова, раздаточный материал, мультимедийная презентация, карточки для рефлексии. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
Приветствие
Эмоциональный настрой
Проверка готовности к уроку. |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Ребята, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачной работы. Мы вам тоже желаем работать дружно, активно, и узнать для себя что - то новое. - Проверьте свою готовность к уроку – на столах у вас должны лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь, дневник и письменные принадлежности. - Не будем забывать о правилах посадки. Спинки держим ровно, не сутулимся, руки должны лежать на парте. |
Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. |
|||||||||||
II. Минутка чистописания Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.
|
Пальчиковая гимнастика Оформление рабочей страницы в тетради |
- Выполним гимнастику для пальчиков. Повторяйте движения за мной. На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок) Потянули… (Тянем кисти в стороны) Покрутили… (Волнообразные движения) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями) И открыли! (Пальцы расцепились) - Отлично! Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму. - Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей работы две строчки, запишите число и классная работа. - Сегодня десятое мая. Помним, что в слове «классная» пишется удвоенная буква «сс» |
Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради. |
Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь. |
|||||||||||
Написание буквосочетаний |
- Ребята сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Глаголу Глаголычу. (Сл.1) - Итак, первый этап, который мы должны преодолеть это Море «Чистописания». - Чтобы переплыть море, мы должны красиво и правильно написать сочетания заглавной и строчной буквы Мм, назвать её соединение с последующей буквы, прописать слово море и выполнить словарную работу. - Посмотрите на доску, что на ней изображено? (буквосочетание Мм) - Назовите виды соединения между буквами в буквосочетании Мм? (нижнее) - Напишите одну строчку сочетания заглавной и строчной букв Мм, соблюдая расстояние и наклон. - Посмотрите на следующую строчку. - На ней записаны слова. - Прочитайте их. (море, моряк, морской) - Данные слова похожи по звучанию, по написанию они тоже похожи. - Все эти слова имеют общую часть корень –мор. - Как называются такие слова? (однокоренные) - А что такое однокоренные слова? (это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением и произошли от одного слова) - Правильно! Они все произошли от одного слова - Назовите виды соединения буквосочетаний в словах. - Запишите эти слова на следующей рабочей строке, соблюдая расстояние и наклон. |
Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. |
Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. |
||||||||||||
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов) |
- Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. - С новой строчки, с красной строки, с большой буквы в тетради запишите слово «Словарь», поставьте двоеточие. - Я вам показываю картинки, а вы называете, что изображено на них, записываете слова в рабочую тетрадь через запятую, ставя ударение и подчеркивая орфограмму. (Словарь: валенки, малина, мебель, фонарь) 1. Валенки - в слове «валенки» ударение падает на первый слог на гласную букву «а», во втором слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву «е». (Сл.3) 2. Малина - в слове «малина» ударение падает на второй слог на гласную букву «и», в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву «а». (Сл.4) 3. Мебель - в слове «мебель» ударение падает на первый слог на гласную букву «е», во втором слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву «е». (Сл.5) 4. Фонарь - в слове «фонарь» ударение падает на второй слог на гласную букву «а», в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву «о». (Сл.6) |
Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом. |
Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически. |
||||||||||||
Знакомство с новым словарным словом |
- Посмотрите на доску, познакомимся с новым словарным словом. - Что изображено на доске? (чемодан) (Сл.7) - Что такое чемодан? (эта сумка, которую используют для хранения и транспортировки вещей) - Как мы произносим это слово, произнесите его орфоэпически. - Произнесите слово орфографически, так, как оно пишется? (чемодан) - Сколько слогов в слове «чемодан»? (в слове чемодан три слога) - На какой слог падает ударение в слове «чемодан», на какую гласную букву? (на третий слог, на гласную букву «а») - В словарном слове «чемодан» необходимо запомнить в первом слоге непроверяемую безударную гласную букву «е» и во втором слоге непроверяемую гласную букву «о». - Запишите слово «чемодан» в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. |
Знакомит учащихся с новым словарным словом, организует орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом. контролирует правильность написания нового словарного слова в тетради. |
Знакомятся с новым словарным словом, определяют его лексическое значение, произносят слово орфоэпически, орфографически, называют орфограммы, записывают словарное слово в тетрадь. |
||||||||||||
Орфографический и синтаксический разбор предложения |
- Составьте предложение со словом «чемодан». - Прочитайте предложение на доске. Мне мама купила большой и красивый чемодан. - Спишите это предложение с доски в тетрадь. - Подчеркните подлежащее и сказуемое. - О чем говорится в этом предложении? (в предложении говорится о маме. (Кто?) мама - это подлежащее, выражено существительным, подчеркнем в предложении одной чертой; мама (что сделала?) купила - это сказуемое, выражено глаголом, подчеркнём двумя чертами. Грамматическая основа предложения: мама купила) - Какой частью речи выражено подлежащее, сказуемое? (подлежащее выражено существительным, а сказуемое выражено глаголам) - Надпишите части речи над подлежащим и сказуемым. - Дайте характеристику этому предложению устно. Мне мама купила большой и красивый чемодан. (Повеств., невоскл, простое, распр.) - Ну вот мы преодолели с вами Море «Чистописания». |
Определяет учебную задачу и контролирует выполнение всеми учениками. |
Составляют предложение с новым словарным словом, выполняют орфографический и синтаксический разбор. |
||||||||||||
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
Введение в тему урока (на основе анализы языкового материала)
|
- Ребята, чтобы продолжить наше путешествие мы должны определить тему нашего урока. - Для этого прочитаем предложения, записанные на доске. (Сл.9) - Назовите глагол, который указывает, что действие
происходило раньше, в прошлом? (читал) - Приведите свои примеры глаголов в прошедшем времени. - Что делал каждый из вас вчера? (гулял, катался, играл) - Запишем эти слова в 1 столбик. - Что
обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени? (глагол
в форме прошедшего времени обозначает действие, которое совершалось раньше, в
прошлом и отвечает на вопрос что делал? что делала? что делали?) - Приведите свои примеры глаголов в настоящем времени. - Что делает сейчас каждый из вас? (сидит, слушает, думает, отвечает) - Запишем
эти слова себе в тетрадь во 2 столбик - Назовите глагол, которые указывает, что действия ещё только будут происходить, в будущем времени? (будет читать) - На какой вопрос отвечает глагол? (что будет делать? что будут делать? что сделает? что сделают?) - Приведите свои примеры глаголов в будущем времени. - Что будет делать каждый из вас на летних каникулах? (будет плавать, будет загорать, будет отдыхать, будем гулять) - Запишем эти слова себе в тетрадь во 3 столбик. - Что
обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени? (глагол
в форме будущего времени обозначает действие, которое ещё только будет
происходить и отвечает на вопрос что
будет делать? что будут делать? что сделает? что сделают?) |
Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию; организует самостоятельную работу детей, побуждает к высказыванию собственного мнения; активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. |
Анализируют проблемную ситуацию; отвечают на вопросы учителя; высказывают собственное мнение; формулируют вывод, опираясь на уже имеющиеся знания. |
|||||||||||
Определение темы и задач урока |
- Ребята, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Тема урока: «Изменение глаголов по временам». - Какие задачи поставим перед собой? (будем учиться распознавать время глагола; изменять глаголы по временам; образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов) |
Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи |
Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. |
||||||||||||
V.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. |
Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала) |
- Что такое глагол? (глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?) - Что обозначает глагол? (обозначает действие предмета) - В предложении глагол, чем является? (в предложении глагол является сказуемым) - Как подчёркивается сказуемое в предложении? (двумя чертами) - Итак, слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делать? что сделать? что делал? что сделал? что будет делать? называются глаголами. - Молодцы, этот этап мы преодолели, и следующий пункт нашего путешествия «Поляна письма». |
Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала. |
Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание. |
|||||||||||
Работа с деформированными предложениями.
|
- А сейчас ребята вы должны составить предложение из данных слов. - Слова записаны на карточках. Фиолетовая карточка - это слова первого предложения, жёлтая карточка - слова второго предложения и зелёная карточка - слова третьего предложения. - Сейчас вы разделитесь на три команды. - Первый ряд - это первая команда, второй ряд - вторая команда и третий ряд - третья команда. - Кто первый из своей команды быстрее всех составит предложение тот выйдет к доске и построит предложение в правильном порядке. - После того как вы составили предложения вам будет необходимо записать в тетрадь только свое предложение, подчеркнуть в нём главные члены предложения и определить время глаголов. Петя шёл по узкой тропинке. (прошедшее время) У берега реки бегает рыжая лисица. (настоящее время) Вова будем гостить у бабушки в деревне. (будущее время) - Определите время, в котором употреблены глаголы. - Назовите что обозначает в 1-ом предложении глагол, на какой вопрос отвечает? (шёл (что делал?) – глагол в форме прошедшего времени так как обозначает действие, которое происходило в прошлом) - Измените временную форму глагола, образуйте глагол будущего времени что будет делать? (Петя будет идти по узкой тропинке) - Назовите что обозначает во 2-ом предложении глагол «бегает», на какой вопрос отвечает? (бегает (что делает?) – глагол в форме настоящего времени так как обозначает действие, которое происходит сейчас) - Измените временную форму глагола, образуйте глагол прошедшего времени что делала? (У берега реки бегала рыжая лисица) - Назовите что обозначает в 3-ем предложении глагол, на какой вопрос отвечает? (будем гостить (что будем делать?) – глагол в форме будущего времени так как обозначает действие, которое ещё только будет происходить) - Измените временную форму глагола, образуйте глагол настоящего времени что делает? (Вова гостит у бабушки в деревне) Вывод: Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое совершалось в прошлом, глагол в форме настоящего времени обозначает действие, которое совершается сейчас, глагол в форме будущего времени обозначает действие, которое произойдет в будущем |
Формулирует учебную задачу; организует работу с деформированными предложениями, по рядам; следит за правильностью выполнения упражнения, обобщает и делает выводы. |
Воспринимают учебную задачу; составляют предложения; изменяют глаголы по временам; отвечают на вопросы учителя, приводят примеры; формулируют вывод. |
||||||||||||
Упр. 212 стр. 104 (под руководством учителя, с комментированием) |
- Итак, чтобы продолжить наше путешествие по «Поляне письма» вам необходимо открыть свои учебники на странице 104-ой и выполнить упражнение 212-е. - Прочитайте задание, что необходимо сделать? (списать, вставить пропущенные буквы и над глаголами указать время и число) - Откройте свои тетради запишите упражнение 212 и с новой строки записываем первое предложение. Пришёл весёлый месяц май. Все цветы цветут. Все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало. - Читаем первое слово пришёл. - Определите время глагола, задайте вопрос. (что сделал? прошедшее время) - Назовите число глагола? (единственное число, так как обозначает действие одного предмета) - Работаем дальше - слово весёлый. - Какая буква пропущена в этом слове? (безударная гласная буква «е» в корне слова, проверяемая ударением) - Подберите проверочное слово? (весело) - Слово месяц. - Какая буква пропущена в этом слове? (непроверяемая безударная гласная буква «я») - А можно подобрать проверочное слово. (нет, потому что это словарное слово) - Записывает второе предложение. - Читаем слово цветы. - Какая буква пропущена в этом слове? (безударная гласная буква «е» в корне слова, проверяемая ударением) - Подберите проверочное слово? (цветик) - Слово цветут. - Какая буква пропущена в этом слове? (безударная гласная буква «е» в корне слова, проверяемая ударением) - Подберите проверочное слово? (цвет) - Определите время глагола, задайте вопрос. (что делают? настоящее время) - Назовите число глагола? (множественное число, так как обозначает действие нескольких предметов) - Записываем третье предложение. - Читаем слово поют. - Какая буква пропущена в этом слове? (безударная гласная буква «о» в корне слова, проверяемая ударением) - Подберите проверочное слово? (спой) - Определите время глагола, задайте вопрос. (что делают? настоящее время) - Назовите число глагола? (множественное число, так как обозначает действие нескольких предметов) - Записываем четвёртое предложение. - Читаем глагол обогрело. - Определите время глагола, задайте вопрос. (что сделало? прошедшее время) - Назовите число глагола? (единственное число, так как обозначает действие одного предмета) - Последнее слово: глагол «дало». - Какая буква пропущена в этом слове? (безударная гласная буква «а» в корне слова, проверяемая ударением) - Подберите проверочное слово? (дал) - Определите время глагола, задайте вопрос. (что сделало? прошедшее время) - Назовите число глагола? (единственное число, так как обозначает действие одного предмета) Вывод: Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делал? Глаголы во множественном числе обозначают действие двух и более предметов и отвечают на вопросы что делают? что сделают? что делали? |
Формулирует учебную задачу, поясняет алгоритм выполнения упражнения, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу |
Воспринимают учебную задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, списывают предложения, вставляют пропущенные буквы, указывают время и число глаголов, осуществляют самоконтроль. |
||||||||||||
Игра «Аккуратный почтальон» |
- И так мы продолжаем свое путешествие и попадаем в «Лес премудрости» и жители леса предлагают нам поиграть в игру. - Игра называется «Аккуратный почтальон». - Цель игры: определить время глаголов, то есть вы почтальоны должны разнести письма в указанный адрес (Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время»)
Вывод: Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает? что делаю? и происходят сейчас, глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос что делал? что делала? и прошли раньше, глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? - У нас на пути «Гора Грамотности», но перед трудным восхождением, сделаем привал. |
Формулирует учебную задачу, организует игру, объясняет алгоритм выполнения задания; контролирует самостоятельную работу учащихся, осуществляет проверку. |
Принимают учебную задачу, выполняют задание в соответствии с инструкцией; распределяют глаголы по временным формам, формулируют вывод. |
||||||||||||
ФИЗМИНУТКА
|
- А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём. - Отложите ваши ручки и тетрадки. - Встаньте и выйдите из-за ваших парт, смотрите на меня и повторяйте движения. Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты) |
Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости.
|
Выполняют упражнения для предотвращения усталости.
|
||||||||||||
Упр. 213 стр. 105 (с комментированием) |
- Молодцы, теперь мы можем отправиться покорять «Гору Грамотности». - Для преодоления этой горы нам потребуются внимание и знание. - А сейчас открыли учебники страница 105-я упражнение 213-е. - Прочитайте задание, что необходимо сделать? (нужно списать слова и определить время, в котором употреблены глаголы) - Запишите в своих тетрадях упражнение 212 и с новой строки записываем слова. Скучает, трудится, веселится, молодеет, шутит, спорит, светлеет, робеет, зеленеет. - Откройте свои тетради запишите упражнение 213-е. - Перепишите эти глаголы через запятую в тетрадь самостоятельно. - Что вы заметили общего в этих глаголах. - На какой вопрос отвечают глаголы? (на вопрос что делает?) - Определите время, в котором они употреблены? (настоящее время) Вывод: Все глаголы употреблены в настоящем времени, потому что отвечают на вопрос что делает? и обозначают действие которое происходит сейчас, в данным момент, в настоящее время. |
Формулирует учебную задачу, поясняет алгоритм выполнения упражнения, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу |
Воспринимают учебную задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, списывают слова, указывают время глаголов, осуществляют самоконтроль. |
||||||||||||
VI.Закрепление изученного материала Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Работа с карточками Тест по теме: «Времена глаголов» |
- Ну вот мы и преодолели «Гору Грамотности», а теперь можно отдохнуть в прохладной «Пещере вопросов». Она так называется, потому что в ней живут гномы, которые любят задавать вопросы. И для нас они кое-что приготовили. - Перед каждым из вас лежит листочек с тестом, где всего 5 вопросов, вам необходимо выполнить его самостоятельно, время на выполнение 5 минут. - После выполнения все вместе проверим. - Можете приступать к выполнению заданий. Тест «Изменение глаголов по временам» 1. Глаголы обозначают: А. действия предметов; Б. признаки предметов; В. предмет. 2. Выберите верное утверждение. А. Глаголы изменяются по временам. Б. Глаголы не изменяются по временам. 3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: А. что делал? что сделал? Б. что сделает? что будет делать? В. что делает? что делают? 4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что: А. действие происходит сейчас; Б. действие произошло или происходило ранее; В. действие произойдет когда-то в будущем. 5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: А. что сделает? что будет делать? Б. что делает? что делают? В. что делал? что сделал? - Проверка. |
Ставит учебную задачу; организует самостоятельную работу по выполнению теста по теме урока; контролирует работу учащихся, осуществляет проверку. |
Принимают учебную задачу, слушают учителя, самостоятельно выполняют тестовую работу; осуществляют проверку. |
|||||||||||
VII.Итог урока Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Обобщающая беседа |
- Итак, подведём итоги сегодняшнего урока. - Что нового узнали? (ответы детей) - Сколько времён у глагола? (три время: настоящее, прошедшее, будущее) -
Какое действие обозначают глаголы настоящего времени и на какой вопрос
отвечают? (действие
которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что
делает? что делают?) |
Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. |
Обобщают и систематизируют знания |
|||||||||||
Домашнее задание |
Дома вам необходимо выполнить упражнение 216 на странице 106.
|
Задает задание на дом. |
Записывают задание в дневник. |
||||||||||||
Рефлексия |
«Поляна». - Ребята, на доске у нас – поляна из цветов. Перед каждым из вас лежит бабочка, у кого-то она красная, у кого-то она зелёная. Сейчас я предлагаю каждому из вас взять в руки свою бабочку и прикрепить её на нашу полянку из цветов. - Сначала к доске выходит первый ряд и крепит свои бабочки, после идёт второй ряд и последними выходит третий ряд. - Дорогие ребята! - Я поздравляю Вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну слов. - До свидания! |
Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты , намечают дальнейшие цели деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.