Разработка урока по русскому языку на тему: «Узник» А. С. Пушкина в 6 «г» классе
Дата проведения:12.011.2017г.
Провела Асельдерова Б.А. ,
учитель русского языка и литературы
Цели: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
Ожидаемые результаты:
Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать Метапредметные:
путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Выразительное чтение стих. «И.И.Пущину»
3.Мотивационно-целевой этап.
Эпиграф к уроку:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
/Анна Ахматова/,
Как вы понимаете эти слова Ахматовой, о ком идет речь?
4.Работа по теме урока.
Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Узник». Южная ссылка поэта.
Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.
«Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с
театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с
молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться
свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его
приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь
решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию
возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
Однажды Пушкина вызвали к
генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на
квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня
ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам
все напишу.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую
тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью.
И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья,
они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там
он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией.
Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из
огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к
столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились
ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно
принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог,
чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе.
Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные
читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».
Пояснения.
Кишинев — столица
Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за
восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не
было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие
пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
Ссылка — удаление
осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в
определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка
применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке
главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
За ссыльным устанавливался постоянный
надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
У детей возникает вопрос: почему
А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
Если бы он уехал в другую страну, то,
во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы
фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один,
вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись
полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все
становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он
мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую
он не мог покинуть.
5.Физкультминутка.
Выразительное чтение стихотворения
учителем.
— Понравилось ли вам это
стихотворение?
— Чем поразило это стихотворение?
— Какие слова и выражения показались
вам необычными и запомнились после первого чтения.
6.Словарная работа
Работа над выразительным чтением
стихотворения «Узник»
(по вопросам на с. 54—55, ч. 1 учебника).
7.Анализ стихотворения.
- Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о
свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода
ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение построено на антитезе
(определение дано на с. 57 учебника).
Слову сижу противопоставлено движение:
«Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские
края.
В первой строфе два товарища —
узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два
товарища — орел и ветер.
Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях
устного народного творчества — вольный; эта жажда движения
подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные
птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!».
В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение
призыва к движению и свободе.
Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.
Работа с интерактивной доской.
– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник».
Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?
И тихо и грустно в темнице (глухой)!
Пленен, обескрылен орел молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моем,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить (хочет) мне слово одно.
Зовет меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:
Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол (и коршун), там наша семья!»
– Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).
Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.
8.Подведение итогов урока.
Активизация воображения учащихся.
1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?
2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?
3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
9.Рефлексия.
10 Д.задание.
Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.