Разработка урока по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" (3 класс)
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" (3 класс)

Оценка 5
docx
04.12.2023
Разработка урока по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" (3 класс)
obobshchenie_znaniy_o_sostave_slova.docx

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Учитель: Черепанова С.К.

Класс: 3Б

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:  совершенствование знаний учащихся о частях слова,

Задачи:

·        развитие умений разбирать слова по составу;

·        обогащение словарного запаса учащихся;

·        развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;

·        воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.

1. Организационный момент.

- Динь – динь - динь, звенит звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Будем чисто мы писать

И все дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.

2. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа. И как всегда в начале урока уделим внимание минутке чистописания. Что записано в ваших тетрадях? (очк и ечк). Где встречаются такие сочетания букв? (В словах с суффиксами)

- Запишите слова, которые вы видите на доске, через запятую. Ниже запишите пословицу.

улыбка  улыбочка улыбчивый

Где слова привета, там улыбка для ответа.

- Как вы понимаете данную пословицу?

 

3. Целеполагание.

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова родственные)

-Вспомните, какие  слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какая схема подойдёт ко всем этим словам.

-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Да, всё на свете  из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы обобщим свои знания о частях слова, будем разбирать слова по составу. Тема урока «Обобщение знаний о составе слова»

-Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова)

-Поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь всё толково!»

4. Работа по теме урока.

- Сегодня мы будем путешествовать по станциям СТРАНЫ СЛОВ – МОРФОЛОГИИ. А на чём, вы должны догадаться.

- Перед вами схема данного слова, подсказка, это наземный транспорт.

- Молодцы! Итак, поехали.

а) - Мы приближаемся к первой станции, и нас приглашает в гости ее Правитель.

Также, как и у кустов,

       Он бывает и у слов. (Корень)

-К кому же мы попали в гости?

КОРЕНЬ

В корне слова смысл упрятан

Это помните, ребята,

От него растут всегда

быстро новые слова

 

Лес – лесник, лесной, лесок,

Дружный - друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава.

Это корень слова? Да!

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

 

5. Грамматическая сказка.

 «Вот так родственники!»

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово занимало свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.

Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово.

 Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для третьеклассников, попросил прислать ему на работу слова ГОРА, ПАР, ОСИНА и ЛИМОН. Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. Гора привела с собой ГОРЛО и ГОРНЯКА, ОСИНА захватила слова ОСИННИК и ОСА, ПАР взял прилагательные ПАРНЫЙ и ПАРОВОЙ, а ЛИМОН явился с АПЕЛЬСИНОМ и МАНДАРИНОМ.

Удивился Автор, когда увидел некоторых родственников, и отправил их домой.

Почему удивился Автор? Какие слова он отправил назад в Словарь?

- Корень предлагает выполнить упражнение186 на стр. 98.

- Какое новое словарное слово нам встретилось, давайте запишем его в словарь.

 

6. Обобщение знаний о приставке. Работа над ребусами.

 

Наше путешествие продолжается. 

 Мы приближаемся к следующей станции. Ее глава приготовил для Вас загадку.

 

Перед корнем может встать,

Чтоб слово новое назвать. (приставка)

 

ПРИСТАВКА


А приставка перед корнем

Любит место занимать,

Впереди его проворно

Норовит всегда вставать.

 

 

 

У приставки дело важное-

Изменяет слово каждое,

Новый смысл дает словам:

Делал, сделал, переделал,

Ехал, въехал и заехал,

Вертит слово так и сяк

И работа не пустяк.


 

- Ребята, скажите, что такое приставка?

-Разгадайте ребусы. Запишите слова  в тетрадь и выделите в них приставку. (ПОДАРОК, ПОЕЗД, ПОДРУГА, ПЕРЕДАЧА,)

 

(Ответы детей)

-Молодцы, справились и с этой задачей!

 

7. Физкультминутка.

Потрудились мы на славу,

Время отдыха настало.

Приставка просит вас всех встать,

Зарядку дружную начать.

 

С при приставкою- присесть.

С по приставкою- подняться.

С под- подпрыгнуть, подмигнуть.

С по приставкой- посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о- опустим их опять.

Вот и все, настало время

С за- зарядку завершать.

 

8. Обобщение знаний о суффиксе. Работа с диском.

 

- Мы продолжаем наше путешествие и делаем остановку на следующей станции.

 

После корня он стоит перед окончанием.

Если его я заменю, другое слово получу. (суффикс)

-Почему вы так решили?

 

СУФФИКС

Суффикс – важная часть слова,

Им кончается основа.

После корня он стоит,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, в ружьишко.

Кота Мурзика в котенка,

А собаку в собачонку.

 

- Что такое суффикс?

(Ответы детей)

 

-Выполним упражнение на карточках в парах. Запишите слова, вставляя подходящий суффикс.

-Какой оттенок дал слову суффикс?

 

Маш---а, слов---о, зим---а, берёз---а. рябин---а, роз---а, мест---о,  корзин---а, лис---а,  чаш---а.

 

( Работа на карточках)

-Молодцы, и с этим заданием вы справились!

9. Обобщение знаний об окончании и основе слова.

 -А  на какой станции нам осталось побывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку Правителя этой станции.

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть нулевое. (окончание)

 

- Как вы думаете, на какой  станции мы оказались?

(Ответы детей)

 

-Почему так решили? Что такое окончание?

ОКОНЧАНИЕ

На конце у слова – окончание.

Прилагает и оно свое старание.

Чтобы слова в предложении

Были связаны крепко,

Чтоб держались они

Друг за друга цепко.

 

А вот и следующее задание от жителей этой станции.

 

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

Хорошо ли вы умеете находить в словах окончание, мы узнаем, выполнив проверочную работу (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина) ОКОНЧАНИЕ – ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА)

- Отправляемся дальше, следующая станция.

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

- Задание от жителей этой станции – выделить основу в словах, записанных в предыдущем задании.

 

       Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... разбор

 

Попрошу вас заполнить кластер на тему «Части слова»

10. Рефлексия.

1. Урок  был  полезный, познавательный…

2. На уроке я чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу?..

11. Домашнее задание.

- Завтра на уроке русского языка мы проверим, как вы хорошо усвоили тему «Части слова» и напишем диктант, к которому вам дома нужно будет подготовиться.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова

Целеполагание. -Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке? (Эти слова родственные) -Вспомните, какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую часть…

Целеполагание. -Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке? (Эти слова родственные) -Вспомните, какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую часть…

Что такое корень слова? (Ответы детей) 5

Что такое корень слова? (Ответы детей) 5

Ребята, скажите, что такое приставка? -Разгадайте ребусы

Ребята, скажите, что такое приставка? -Разгадайте ребусы

Маш---а, слов---о, зим---а, берёз---а

Маш---а, слов---о, зим---а, берёз---а

Попрошу вас заполнить кластер на тему «Части слова» 10

Попрошу вас заполнить кластер на тему «Части слова» 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2023