Разработка урока по русскому языку "разряды имён прилагательных"
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку "разряды имён прилагательных"

Оценка 5
docx
24.01.2022
Разработка урока по русскому языку "разряды имён прилагательных"
Разряды имён прилагательных.docx

Разряды имён прилагательных.

Цели урока:

- сформировать знания о делении прилагательных по значению на разряды;

-содействовать развитию мышления, речи, внимания, умению анализировать и обобщать;

-воспитывать чувство ответственности за свою работу.

Задачи урока:

- научить обучающихся определять у имён прилагательных разряды по значению, правильно употреблять имена прилагательные в речи;

- отрабатывать  навыки формирования собственного мнения.

Оборудование: картинка «Башня», дерево с «плодами», таблицы «Разряды имён прилагательных по значению», карточки с комплиментами для сказочных героев.

Ход урока:

(Начинается урок со стихотворения, в котором желаю всем удачи)

I. Организационный момент .

Давайте ,друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим друзьям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам.

II .   Повторение ранее изученного. «Затруднение»

Та часть речи, о которой мы сегодня будем говорить, пропала.

- Внимание , розыск! Пропала часть речи! Особые приметы: отзывается на вопросы: какой? чей? Легко приспосабливается к любому предмету. Какая часть речи разыскивается? (Имя прилагательное)

- Как вы догадались?

- Мы продолжаем знакомиться  с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче, образней.

- О каких важных признаках этой части речи вы узнали на предыдущих уроках?

 

Составляем схему

Обозначает  признак предмета

 
 


Отвечают на вопросы : какой?, чей?

 
Овал: Имя прилагательное

Имеют полную и краткую форму

 

В предложении являются определением, сказуемым

 

Изменяться по родам, числам и падежам

 

Могут иметь степень сравнения

 
 

 

 

 

 

 

 

- Откройте тетради, запишите  число, классная работа.

- С чем мы познакомились на прошлом уроке? ( Степени сравнения имен прилагательных)

- Какие степени сравнения имен прилагательных вы знаете? ( Сравнительная и превосходная)

- На какие 2 группы делится сравнительная и превосходная степень сравнения имен прилагательных? ( Простая и составная)

- Как они образуются? (повторяем по таблице)

- Прочитайте стихотворение, написанное на доске.

-Выпишите из данного предложения прилагательные и образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени сравнения.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Белый-  белее, более белый, белейший, самый белый.

Пушистый –  пушистее, более пушистый, самый пушистый .

III. Объяснение нового материала .

- Итак, тема нашего урока  : « Разряды имен прилагательных»

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( Познакомиться с разрядами имен прилагательных)

- Знакомится  с  разрядами  имен  прилагательных  мы  будем  необычно. Сегодня нам с вами предстоит побороться за башню Имен прилагательных.

 1 ступень  Предлагаю  приступить  к «взятию » башни. Чтобы подняться на первую ступень, необходимо выполнить задание.

- Ребята, вам приятно слушать, когда вас за что-то хвалят?

- А вы умеете говорить людям добрые, приветливые слова?

- Сейчас мы в этом убедимся.

- Представьте, что  вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Похвалить вам нужно:

·        Кощея Бессмертного

·        Сивку –Бурку

·        Бабу - Ягу

·        Емелю

·        Золушку

Имена сказочных героев и комплименты написаны на оранжевых листочках.

   КОМПЛИМЕНТЫ:

1.     Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

2.     Ты так долго живёшь на свете, поэтому наверняка очень мудрый.

3.     Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.

4.     Как хорошо иметь такого верного друга, на тебя всегда можно положиться!

5.     Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.

(Ответ: 2, 4, 1, 5, 3.)

 

 

Выберите подходящий для каждого героя комплимент и запишите его номер напротив имени героя.

Проверка по эталону.

 Проверим, как вы справились с заданием. 2,4,1,5,3.

-Прочитайте комплименты.

- Поднимите руку те, у кого 5 правильных ответов. Ваша награда – «золотая» монета.

- 3-4 правильных ответов - серебряная монета.

- У кого меньше правильных ответов, не получают ничего, но я предлагаю принимать активное участие в следующих заданиях.

- Молодцы, справились с этим заданием. Поднялись на 1 ступень. Впереди еще одна преграда.

 

2 ступень  

- Вернемся к комплиментам, которые вы произносили в адрес сказочных героев.

- Назовите те прилагательные, с помощью которых вы хвалили героев? Будем записывать их столбиком в тетради.

Итак:                                                                   

 Кощей   - мудрый                                              

Сивка-Бурка – верный                                        

Баба –Яга – ловкая                                             

Емеля - добрый                                                  

Золушка – трудолюбивая                                   

  - Почему  с их помощью можно охарактеризовать героев?

- Что они называют? (Качества человека)

- Попробуем  эти качества сравнить. Образуем от каждого прилагательного одну из степеней сравнения прилагательных.

Кощей   - мудрый                                                мудрее

Сивка-Бурка – верный                                           самый верный

Баба –Яга – ловкая                                              более ловкая

Емеля - добрый                                                   добрее

Золушка – трудолюбивая                                    самая трудолюбивая

 

 «Открытие»

Оказывается, сравнить эти признаки  можно, ребята,  именно потому, что данные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных.

У каждого на столе готовая табличка. Работаем по ней.

 

Разряды имён прилагательных по значению

Качественные

Относительные

Притяжательные

Какой?

Какой?

Чей? Чья? Чьё?

Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени

Обозначают такой признак предмета, который не  может в  предмете быть в большей или в меньшей степени

Обозначает принадлежность

чего-либо лицу или животному

Переменный признак

Постоянный признак

( указывает на материал, из которого  сделан предмет; пространственные, временные признаки предмета)

Постоянный признак

Имеют степени сравнения

-

-

Имеют краткую форму

-

-

Сочетаются с наречиями

очень, слишком, чрезвычайно

-

-

Образуют сложные прилагательные путём повтора

-

-

Темная ночь

Деревянная ложка

Мамино пальто

 

- Посмотрите, какими еще свойствами они обладают. У каждого есть табличка.

-  Вопрос                                      добрый

- признак                                  добрее – степ.сравнения

- что обозначают                       добр – краткая форма

                                                     добрый -предобрый 

                                                      очень добрый

Но, ребята, обращаю ваше внимание на то, что не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного.

 Поднялись на ступень 2 ступень.

3 ступень   Новое испытание.

- Попробуем произвести подобные изменения с прилагательным, которые обозначают признаки ваших монет.

Золотая, серебряная.

- Что обозначают эти прилагательные? ( Материал, из которого сделаны предметы)

-Такие прилагательные называются относительными.

-Найдите в табличке относительные  прилагательные.

-Приведите свои примеры. ( зимний, школьный….)

Поднялись еще на одну ступень.

4 ступень  Продолжаем покорять башню.

-Итак, с двумя разрядами прилагательными познакомились, для знакомства с третьими я предлагаю вам открыть учебник.

&60 –  стр.20

- Прочитайте определение притяжательных  прилагательных.

- Могут иметь притяжательные  прилагательные

- степень сравнения?

- имеют ли они краткую форму?

- сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком?

- образуют сложные прилагательныме  путем повтора слов?

Еще одна ступень взята.

Мы хорошо поработали , впереди нас еще ждут интересные и трудные дела, поэтому давайте разомнемся, чтобы настроится на них.

Физминутка.

IV.Закрепление изученного.

5 ступень 

В этом задании вам нужно быть внимательными и наблюдательными.

- Хотите поиграть? Игра называется «Подарок»

- Я буду показывать предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественные  и относительные прилагательные, пользуясь таблицей.

1 ряд называет качественные  прилагательные

2 ряд- относительные прилагательные

За каждое правильно названное прилагательное получаете монету.

Дневник  –                       качественные :                      относительные:

                                               яркий                                           школьный

                                              зеленый                                       ученический

                                              большой                                        новый

карандаш-                            мягкий                                           деревянный

                                             короткий                                         пластиковый

                                              зеленый                                             чертежный

мяч-                                     красный                                        резиновый

                                            большой                                       теннисный

                                            маленький                                    круглый

Притяжательные  прилагательные  образуйте от своего имени.

6  ступень 

Чтобы подняться на следующую ступень, нужно выполнить работу  тетради. Помните, в начале урока цель, которую мы поставили : различать разряды прилагательных. Самое время проверить, достиг ли каждый из вас поставленной цели. В необычном саду выросло необычное дерево. Растут  на нем прилагательные. Нам нужно «собрать» урожай, распределитв его по группам в тетради 3 колонки К.О.П.

- Нужно подойти к доске, сорвать плод, прочитать записанное прилагательное, определить разряд и записать в соответствующую колонку.

Не забывайте, что вы зарабатываете монеты.

К.                                          О.                                         П.

 Холодный ветер                  Кожаный ремень              Мамина шуба

 Яркий свет                            Осенний пейзаж              Папин портфель

Темный переулок                  Утренний заморозок            Волчий хвост

Большое озеро                      Сельский житель                  Птичье пение

Интересная книга                  Верхний этаж                       Девичья коса.

Молодцы. Совсем  немного осталось до вершины башни Имени прилагательного. Скоро она нам покорится. Сейчас предстоит

7 ступень 

Буквенный диктант.

Я зачитываю словосочетания, вы определяете разряд прилагательного по значению. Напишите К, если прилагательное качественное; О, если прилагательное относительное; П, если прилагательное притяжательное.

Зимний вечер, заюшкина избушка, приятный собеседник, малиновое варенье, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, лисья нора, чудесное превращение, соломенная шляпка, воронье гнездо, мохнатый шмель.

Самопроверка. Ответы на доске.

1.О

2.П

3.К

4.О

5.П

6.К

7.О

8.П

9.К

10.О

11.П

12.К

8  ступень 

Стр. 22, упр.350

Победа!

Мы покорили башню Имени прилагательного. Крепим в знак победы флаг к вершине башни. Поздравляю вас. Вы достойно боролись за взятие башни.

Итог.

-Наш урок подошел к концу.

-Впереди нас ожидают  еще уроки,  на которых мы продолжим знакомство с именем прилагательным.

- А теперь скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что было трудно?

- Придумайте и запишите прилагательные, которые опишут наш урок.

-Оценивание.

-Сосчитайте свои золотые и серебряные монеты, которые вы сегодня заработали.

-Спасибо за урок.

 

 

 


 

Разряды имён прилагательных.

Разряды имён прилагательных.

О каких важных признаках этой части речи вы узнали на предыдущих уроках?

О каких важных признаках этой части речи вы узнали на предыдущих уроках?

Белый- белее, более белый, белейший, самый белый

Белый- белее, более белый, белейший, самый белый

Выберите подходящий для каждого героя комплимент и запишите его номер напротив имени героя

Выберите подходящий для каждого героя комплимент и запишите его номер напротив имени героя

Оказывается, сравнить эти признаки можно, ребята, именно потому, что данные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных

Оказывается, сравнить эти признаки можно, ребята, именно потому, что данные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных

Но, ребята, обращаю ваше внимание на то, что не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного

Но, ребята, обращаю ваше внимание на то, что не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного

Физминутка. IV .Закрепление изученного

Физминутка. IV .Закрепление изученного

Нужно подойти к доске, сорвать плод, прочитать записанное прилагательное, определить разряд и записать в соответствующую колонку

Нужно подойти к доске, сорвать плод, прочитать записанное прилагательное, определить разряд и записать в соответствующую колонку

П 9.К 10.О 11.П 12.К 8 ступень

П 9.К 10.О 11.П 12.К 8 ступень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022