1 класс УМК «Школа России»
«Что мы знаем о народах России»
Учитель высшей категории, заслуженный учитель России
Мягких Лариса Викторовна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»,
г. Новокузнецка
Урок проведен - 25.11. 2021 года.
Количество учащихся –
Тип урока – изучения нового материала.
Цель урока: познакомить детей с многонациональностью России, дать представление о костюмах и праздниках некоторых из народов.
Задачи урока:
Обучающая: обучить детей названиям некоторых народов, научить отличать их между собой по костюму, праздникам.
Развивающая: развивать познавательный интерес, мышление, чувство воли.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение ко всем народам мира, порядочность.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: умение осознавать свою этническую и национальную принадлежность, уважительно относиться к истории и культуре других народов; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Методы обучения: практические (упражнение), наглядные (иллюстрация), словесные (рассказ, беседа), видеометод (просмотр).
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Педагогический стиль: демократический.
Оборудование раздаточный материал - сложи с помощью пазл природу местности, карточки (народные костюмы – мини), и максидля живописного воспроизведения, презентация PowerPoint «Что мы знаем о народах России»
Ход урока
1.Организационный момент
Слайд 1 Здравствуйте, ребята, меня зовут Лариса Викторовна.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
- Да, дружба начинается с улыбки.
- А почему важно дружить? (ответы детей)
2. Актуализация опорных знаний
Слайд 2. Вот и сегодня к нам прошло много гостей,
- Как называется наша страна?(Россия)
Главное богатство каждой страны – это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.
Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия – многонациональная страна».
3. Сообщение темы и цель урока
-Давайте порассуждаем и разберемся.
--Что обозначают эти слова?
-Какие народы проживают в нашей стране?( руссские чукчи татары армяне…)
А начать новую тему я хочу со стихотворения Владимира Степанова:
Живут в России - разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Слайд 3 Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность – настоящее богатство России.
-Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем пойдет речь на уроке?(ответы детей)
Слайд 4 Правильно, сегодня мы узнаем , как много народов населяют нашу страну. Узнаем о некоторых праздниках, обычаях и религии. Но чтобы всё хорошо запомнить, нам нужно собрать природные картинки, которые раскололись на кусочки. Работать будем в группах. Картинки собранные оставьте на столах, они нам пригодятся позже.
Слайд 5Ребята, хочу спросить, а какой у нас главный город России? Ответы.
Конечно, правильно. Москва – центр нашей России, нашей Родины
Слайд 6 Но, у каждого из нас есть своя Родина, там, где мы родились. И это наш город Кемерово – наша малая Родина.
4. Изучение нового материала
Слайд 7Наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Всем хватает места. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете? Какие народы населяют наш край?
Ребята, в России проживает около 140 миллионов человек.
Рассмотрите рисунок на слайде Перед вами представители только нескольких народов России. Посчитайте, сколько народов представлено? А, в общем в России живет более 180 народов. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность - настоящее богатство России.
Рассмотрим подробнее некоторых представителей н народов России.
Слайд 8 У каждой нации есть свой национальный костюм - это костюм который характеризует каждый народ. Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык.
Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.
Слайд 9 Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом. Народы Южного Урала.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.
Слайд 10 Украинский народ: Украинский народный костюм – это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы и ленты.
Слайд 11 Башкирский народ: Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян – пальто. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей. Обувь, была чаще всего кожаная.
Слайд 12 Чувашский народ: Чувашский народный костюм – один из основных цветов белый – символ чистоты. Красный – символ жизни.
Слайд 13 Чеченский народный костюм - Кавказская земля очень плодородна, поэтому люди занимаются земледелием и садоводством. Ее народы издавна считались прекрасными воинами. Они отлично стреляют и ездят верхом.
Слайд 14 Бурятский народ: Живут в Сибири. Сибирь – самая большая территория России. Мужская одежда - летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки. Женская одежда - Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались, чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки.
Слайд 15 Чукотский народ: Живут на Севере, дальневосточной Земле. Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.
Слайд 16 Мы познакомились с национальными костюмами разных народов. Все заметили, что люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом. Не только одеждой, но и овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. Также были подсказки, где проживают наши герои. Давайте проверим себя и поиграем. Два человека пойдут к доске и исправят ошибки, которые я допустила на слайде, а остальные будут работать в парах на партах. Мы должны заселить каждую национальность, на ту местность, где он проживает.
Слайд 17 Молодцы, справились! Россия – многонациональная страна. Мы разные, но мы вместе. Все народы живут в одной стране, единой семьёй. Вместе трудятся, отдыхают, решают проблемы, но у каждого народа есть свои обычаи, праздники. Ребята, а вы какие праздники знаете (ответы детей)?
Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 18 Русский народный праздник - Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы)
Слайд 19 Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей
Слайд 20 Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.
Слайд 21 Пословицы о дружбе: (Помоги распутаться предложению)
Народы нашей страны – дружбой сильны.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
У народа один дом – Родина.
Слайд 22 Важную роль в жизни народов России играет религия. Религия - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Слайд 23- Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России?
- Чем различаются представители разных народов?
- Какие русские народные праздники вы запомнили? Вывод: У каждого свои черты лица, национальные костюмы, народные праздники и религия. Но все народы России связывает в единую семью: общая Родина, взаимное уважение и дружба.
Слайд 24 И сейчас я хочу подарить каждому из вас национальный костюм, чтобы дома он приобрел цветовое решение. Всем спасибо. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.