Предмет: математика
Класс: 5 класс
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»
Базовый учебник: Виленкин Н.Я.,Жохов В.И., А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2011
Место в общей структуре курса: Глава «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.»
Тип урок: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цели урока:
· Предметные цели: закрепление и усовершенствование навыков сложения, вычитания и округления десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний.
· Метапредметные цели: формирование умения проводить анализ и синтез объектов, наблюдать и делать выводы; развитие умения искать и обрабатывать необходимую информацию.
· Личностные цели: повышение заинтересованности в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности
Задачи урока
· образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
· развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
· воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность.
1. Организационный блок |
||
Планируемые результаты урока |
||
· Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока |
Десятичные дроби Сложение десятичных дробей Вычитание десятичных дробей Округление числа Наибольшее число Наименьшее число |
|
· Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока |
|
Складывать, вычитать ,округлять и сравнивать десятичные дроби |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Личностные : - осознавать значимость поставленных учебных задач - вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения - формулировать собственную позицию. - давать самооценку своей деятельности Регулятивные: -соотносить то , что уже известно, и усвоено с тем, что еще неизвестно -контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. -корректировать – вносить необходимые дополнения и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона -оценивать – выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы Познавательные: -структурировать знания. -выбирать наиболее эффективные способы решения задач. - адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме -контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. -анализировать объекты с целью выделения признаков. -находить и выделятье необходимую информацию. Коммуникативные: - аргументировано доказывать свою точку зрения. -представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме. -владеть монологической и диалогической формами речи - обеспечить совместную бесконфликтную работу |
|
Инструкции и пояснения |
|
|
— Вводное слово учителя |
|
|
— Распределение по группам |
|
|
— Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) |
|
|
2. Мотивационный блок |
||
|
Загадка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Информационный блок. |
||
Устные источники |
Устные задания из презентации |
|
|
|
|
|
|
|
Письменные источники |
Задания из учебника |
№ 1297(а), 1299 ,1300(а,б),1326(а,в) |
Задача из материалов ОГЭ,9кл. |
|
|
Графические источники (схемы, диаграммы) |
|
|
Электронные источники |
Текст из Книги рекордов Гиннеса |
|
|
|
|
Видео источники |
|
|
ДРУГИЕ |
|
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
|
|
4. Аналитический (практический) блок. |
||
Устные упражнения |
Округление десятичных дробей |
|
Письменные источники |
Решение задач, обсуждение. Индивидуальная, парная, фронтальная работа |
|
Интернет источники |
Поисковая деятельность с практической направленностью |
|
5. Оценочный блок. |
||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
||
Самооценка |
||
Взаимооценка |
||
6. Рефлексивный. |
||
Лист самоконтроля |
|
Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку |
Структура и ход урока
№/п |
Этап урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Время, отведенное на выполнение задания |
УУД |
||||||||||
1 |
Организационно- |
Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Создает благоприятную обстановку
|
Прием «Вхождение в урок» |
Погружаются в благоприятную атмосферу |
Загадка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)
|
1 |
Личностные : - осознавать значимость поставленных учебных задач - вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения - формулировать собственную позицию. Регулятивные: -соотносить то , что уже известно, и усвоено с тем, что еще неизвестно Познавательные: - адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: - аргументировано доказывать свою точку зрения. -владеть монологической и диалогической формами речи -обеспечить совместную бесконфликтную работу |
||||||||||
2 |
Сообщение темы и целей урока |
|
Актуализирует ранее полученные знания
Формулирует цели урока для учеников в классе
– Какие задания с этими числами вы можете предложить выполнить? – Все знания и умения, необходимые для выполнения этих заданий, нам нужно повторить |
фронтально |
Принимают учебные цели.
Перечисляют возможные задания |
На доске числа: 4,5 7,03 0,5 22,5 4, 109
|
2 |
Личностные: - осознавать значимость поставленных учебных задач Регулятивные: -соотносить того, что уже известно, и усвоено с тем, что еще неизвестно Познавательные: -сруктурировать знания -выбирать наиболее эффективный способ решения задач - адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: - аргументировано доказывать свою точку зрения -представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме -владеть монологической и диалогической формами речи |
||||||||||
3 |
Проверка домашнего задания
|
Организовать контроля и самоконтроля учащихся |
Организует и координирует работу в парах |
Работа в парах |
Обмениваются тетрадями в парах, проверяют домашнее задание. Сверяют работу товарища с эталоном выполнения домашнего задания |
Запись на доске: № 1297 (а). Округлите дроби до целых: 1,69 ~ 2; 1,198 ~ 1; 37,444 ~ 37; 802, 3022 ~ 802 № 1299. а) меньше миллиона в 10 раз: 100 000; меньше миллиона на 10: 999 990 б) больше миллиона в 10 раз: 10 000 000; больше миллиона на 10: 10 000 010 № 1300 (а, б). а) 480 000 000 б) 1360 000 000 № 1326 (а, в). а) х + 2,8 = 3,72 + 0,38 в) z – 6,8 = 8,7 + 6,4 х + 2,8 = 4,1 z – 6,8 = 15,1 х = 4,1 – 2,8 z = 15,1 + 6,8 х = 1,3 z = 21,9 Ответ: 1,3 Ответ: 21,9
|
3 |
Личностные: -вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения Регулятивные: -контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона . Познавательные: -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, Коммуникативные -организовать совместную бесконфликтную работу.
|
||||||||||
4 |
Актуализация опорных знаний |
Актуализировать опорные знания организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. |
Задает вопросы учащимся.
Корректирует ответы
Учитель молча и непоследовательно показывает на число в столбцах. |
Фронтально
Самостоятельно |
Отвечают на вопросы
Учащиеся выполняют то действие, которое написано или в рамке, или в столбце.)
|
Игра «Экзамен» Вопросы на слайде: (Приложение 1) Устные упражнения ( задания на слайде) Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание: а) ,62 » 5 б) ,35 » 6,8 в) ,26 » 8 г) ,3 » 9,35 д) ,53 » 7,2 е) ,5 » 4,24 Игра «Молчанка». (приложение2)
Задача из материалов ОГЭ-9 В таблице приведены результаты забега участников соревнований. Норматив считается выполненным, если показан результат не хуже чем 14,7 мин. Кто из спортсменов выполнил норматив?
1) А и Г 2) А, В и Г 3) Б и В 4) только Б
|
10 |
Личностные -осознавать значимость поставленных учебных задач - вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения - формулировать собственную позицию. Регулятивные: -выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению Познавательные: - адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме -структурировать знания. -анализировать объекты с целью выделения признаков. -искать и выделять необходимую информации. -выбирать наиболее эффективные способы решения задач. -составлять целое из частей (самостоятельное достраивание с выполнением недоста-ющих компонентов). -контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: -аргументировано доказывать свою точку зрения. -представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. -владеть монологической и диалогической формами речи |
||||||||||
5 |
Обобщение и систематизация знаний |
Повторить основные правила по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление дробей» |
Задает вопросы. – Ребята, слово «рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».
Корректирует ответы учащихся.
Стимулирует учащихся на успешное выполнение будущей контрольной работы |
Самостоятельно |
Письменно отвечают на вопросы. Работают с текстами публицистического стиля |
На доске написано слово «Рекорд». Задание (компетентностно-ориентированное). Просмотрите текст из «Книги рекордов Гиннеса». 1) Выпишите только десятичные дроби. 2) Округлите дроби до единиц. 3) Запишите числа в порядке возрастания. 4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами. 5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых. 6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых. (Текст на слайде №3), (Слайд № 4 фото героев текста) |
15 |
Личностные: -осознавать значимость поставленных учебных задач Познавательные: -структурировать знания. -анализировать объект с целью выделения признаков. - извлекать необходимую информацию из текстов различных стилей и жанров. -использовать определенный вид чтения в зависимости от цели (в данном случае – просмотровое чтение). -выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: аргументировано доказывать свою точку зрения -представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме
|
||||||||||
|
Физкультминутка |
|
Учитель называет один из цветов, красный, желтый или зеленый, и воспитанники выполняют определенное задание. Зеленый – движения по кабинету, общаются, разговаривают. Желтый – движения совершают молча. Красный – замирают в той позе, в которой их застало это слово. Учитель называет цвета светофора громко, последовательность – произвольная |
|
|
|
2 |
|
||||||||||
6 |
Проверка выполнения работ. Корректировка |
|
Создает ситуацию успеха |
Самопроверка |
Самостоятельно проверяют выполнение работы.
Заполняют лист самоконтроля |
На доске: «Модельный ответ: 1)107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5 2)107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20 3) 2,19; 19,5; 44,5; 107,18 4)107,18 – 2, 19 = 104,99 5) 107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37 ~ 173,4 6) 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»
|
4 |
Личностные: -давать самооценку своей деятельности Регулятивные: -контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. -корректировать – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Познавательные: -контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
|
||||||||||
7 |
Формулирование выводов по изученному материалу |
Сформулировать основные выводы по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление числе» |
Подводит учащихся к формулированию выводов.
Корректирует ответы учащихся |
Индивидуальная |
Готовят рас-сказ на тему «Что я знаю про десятичную дробь» |
Опорная схема на слайде №5 |
4 |
Личностные : - осознавать значимость поставленных учебных задач - формулировать собственную позицию. Регулятивная: - выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; Познавательные: -структурировать знания - адекватно и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме Коммуникативные: - аргументировано доказывать свою точку зрения. -представлять его в устной и письменной форме.
|
||||||||||
8 |
Оценка результатов урока |
Провести рефлексию деятельности. Сформулировать выводы по уроку. Оформить лист самоконтроля.
|
Обращается к личному опыту учащихся.
Формулирует задание для самоконтроля |
|
Оценивают свою работу. Заполняют лист самоконтроля.
Записывают задание для самоконтроля |
Можно предложить ребятам такую ситуацию: Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
|
4 |
Личностная: давать самооценку своей деятельности. Регулятивная: -оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результаты работы Познавательная: -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативная: -владеть монологической и диалогической формами речи |
||||||||||
9 |
Домашнее задание |
|
|
|
|
п. 30–33, повторить; дидактический материал, с. 71, № 258, 259, 260, 263. Дополнительное задание: «Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна "магическому" числу 3».
|
|
|
Приложение1.
Игра «Экзамен»
· Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?
· Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?
· Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
· Расскажите правило округления числа до какого-либо разряда.
Приложение 2. Игра «Молчанка»
Слайд № 3
Текст.
Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров. На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.
На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар – бельгий-ский конь – тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе. Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года.
Слайд №5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.