Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Оценка 5

Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

Оценка 5
doc
математика
03.04.2020
Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Диагностическая карта ФГОС
Сложение и вычитание десятичных дробей.doc

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин и др.

Место в общей структуре курса: §6 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. 109 урок  календарно-тематического плана. Первый урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урок: открытие новых знаний

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

Целевые установки на достижение планируемых результатов:

- личностные: содействовать формированию и развитию  нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся  (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам) (организационный блок: личностные универсальные учебные действия);

- метапредметные: развивать  устную и письменную речь, излагать мысли с применением математической терминологии, обогащать ее словарный запас, самостоятельно  мыслить, формировать навык  самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради (организационный блок: познавательные, регулятивные и коммуникативные  универсальные учебные действия);

- предметные: создать условия для вывода правила сложения и вычитания десятичных дробей, для понимания и первичного усвоения этого правила (организационный блок: понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока; предметные знания и умения,  которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока).

 

1.     Организационный блок

Планируемые результаты урока

·        Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Десятичная дробь, разряды десятичной дроби, сложение, вычитание, сумма, разность.

 

·        Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Умение читать и записывать десятичные дроби, уравнивать количество знаков после запятой. Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся   применять правило сложения и вычитания десятичных дробей.

УМЕНИЯ:

- читать и записывать десятичные дроби;

- выполнять сложение и вычитание десятичных дробей в столбик;

- ставить запятую в полученном результате.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД: осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей, проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Познавательные: выполнять логические действия и операции, применять различные способы решения задач.

Регулятивные: совместно с учителем управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть  готовым  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

 

Инструкции и пояснения

 

 

  Вводное слово учителя

 

 

  Распределение по группам

Организуется работа в группах, в парах.

На этапах «Открытие новых знаний», «Первичное закрепление новых знаний».

  Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает  в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися  на предыдущих уроках, в частности памятка «Работа в группе», «Работа в парах»:

-распределение обязанностей внутри группы;

- внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

- не мешать другим парам;

- соблюдение регламента работы.

 

2.     Мотивационный блок

На каждом этапе урока используется лист - накопитель оценок.

 

Осуществляется настрой на продуктивную деятельность.

Организуется внимание детей.

Задание для устной работы.

 

Записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей со знаменателем 100.

Итог: составляется карта путешествия, определяются названия станций. Осуществляется активизация опорных знаний учащихся

Задание с затруднением.

Для того, чтобы подвести обучающихся  к формулировке темы и цели  урока

Вычислить длину маршрута.

Сформулирована тема урока и цель каждого учащегося на этом уроке.

Задания по станциям.

Задания на карточках, № по учебнику, примеры с диска – тренажера.

Выводится правило, идёт репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся по первичному закреплению и отработке полученного правила.

3.     Информационный блок.

Устные источники

Устные упражнения (7 заданий).

Запись на доске

Задания с затруднением

Карта маршрута с заданиями

Правило сложения и вычитания

Учебник (текст)

Оценочный лист накопитель

Индивидуальная карточка

Письменные источники        

Задачи поисковой деятельности

Карта маршрута с заданиями

Репродуктивные и продуктивные задания.

 

 

Учебник: Математика 5 класс. № 1255, №1256.

Карточки - задания

Графические источники

(схемы, диаграммы)

 

Карта маршрута с заданиями

Электронные источники

Задания на сложение и вычитание десятичных дробей (задания с онлайн проверкой ответов).

Диск «Тренажёр. Математика 5 класс» (Бука софт): задание №81, №82.

 

Видео источники         

Видеоролик для релаксации

«Мир в капле росы».

http://www.zavuch.ru/

 

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

 

 

Источники информации для учащихся подбирает учитель

 

 

4.     Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби. Чтение десятичных дробей, уравнивание количества знаков после запятой. Чтение правила.

Письменные задания

Обсуждение, анализ,  синтез, выбор, поисковая деятельность, представление результата деятельности.

Сочетание  фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

5.     Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика, цветные жетоны, лист оценки)

Самооценка

Взаимооценка

6.     Рефлексивный.

Беседа «Учитель – ученик»

Цветные жетоны

Выявление отношения обучающихся  к прошедшему уроку.

Оценка успешности усвоения материала на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход урока

№п/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

I  

Мотивирование (самоопределение)  к учебной деятельности

 

Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствует учащихся, знакомит с формой урока: «урок – путешествие», с правилами работы на уроке, организует внимание и познавательную деятельность.

Раздает листы –накопители оценок, цветные жетоны.

Ф

Приветствуют учителя.

Слушают вступительное слово учителя, настраиваются на продуктивную деятельность.

Получают положительную мотивацию на результат своей деятельности по окончании урока.

 

 

 

 

Записывают дату и вид работы «Классная работа».

1 мин

Осознать и выработать собственную позицию  в отношении своей учебной деятельности.

Саморегуляция, готовность к активной учебной деятельности.

II

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

Мотивировать к пробному учебному действию: «надо» - «могу» - «хочу» и его самостоятельное осуществление.

 Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

 

Организует устный счет и его фронтальную проверку.

Выдаёт за правильный ответ цветной жетон и конверты с названиями станций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запускает «Старт»: распределяет учащихся на три группы.

 

 

 

 

 

Организует решение задачи из второго конверта.

 

 

 

Ведёт беседу: «Почему не можем решить задачу?»

Ф

Г

И

Выходят по – одному к доске выполняют задание.

Получают конверты – названия станций, прикрепляют их на карту маршрута.

Старт

 
1.

 

Реши задачу

 
2.

 

Правило

 
3.

 

Вычисли

 
 


4.

Учебник

 
 


5.

Тренажёр

 
 


6.

Финиш

 
 


7.

 

Рассаживаются по группам.

Распределяют роли внутри группы.

 

 

 

 

 

Обсуждают в группе решение задачи.

Записывают действия для её решения в тетрадях.

Выявляют и фиксируют затруднения.

Высказываются представители от каждой группы.

Представить десятичную дробь в виде обыкновенной дроби со знаменателем 1000:

2,4=

3,16=

0,027=

17,05=

25,10=

8,009=

3,0=

 

Формируют карту маршрута (рисунок на доске).

Выставляют оценки в листок – накопитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычислите длину предстоящего маршрута (см. карту).

5,8+3,1+11,02+6,13+0,42+9,327=?

6мин

Выполнять логические действия.

Правильно выражать свои мысли в речи. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь  и быть  готовым  вести диалог. Контролировать, корректировать свои  действия, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

III

Проблемное объяснение нового знания

Зафиксировать  причину затруднения.

Сформулировать и согласовать цели урока.

 Организовать уточнение и согласование темы урока. Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Организовать использование предметных действий с моделями, схемами.

Соотнесение нового знания с правилом в учебнике

Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Организует работу групп по формулировке темы урока и цели урока.

Согласует и уточняет тему и цель урока.

Организует работу групп по выводу правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Организует сравнение версии с оригиналом и  фиксацию правила в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По окончании этапа оценивает работу групп цветными жетонами.

Г

Ф

Работают в группах. Обсуждают и формулируют тему и цель урока.

Выступление групп.

 

Работают в группах по предложенному учителем алгоритму на листе А4.

Один участник группы выписывает решение своей группы на доску, комментирует его.

 

 

 

 

 

Обсуждают в группе формулировку правила.

Представляют его на весь класс.

Работают по тексту учебника.

 

Проговаривают правило друг другу в парах.

Оценивают  ответы, выставляют оценки в листы оценок.

Подводят итог работы на данном этапе.

Сформулировать тему и цель урока.

 

 

 

Фиксируют в тетрадях тему урока.

Сложить десятичные дроби 5,8+3,1

предварительно перевести их в обыкновенные дроби. Полученный результат перевести в десятичную дробь.

Записать сложение этих десятичных дробей «столбиком».

Сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.

 

Сравнить свою версию с правилом из учебника.

Проговорить полученное правило в парах.

Оценить ответы участников группы.

10 мин

Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя.  Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь  и  быть готовым  вести диалог. Управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности. Способствовать  развитию  устной и письменной речи, изложению  своих  мыслей  с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради

IV

Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в группах.

Организует решение задачи до конца из конверта «Вычисли».

Ведет беседу по решению.

Совместно с учащимися оценивает каждое решение цветным жетоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу в группах из конверта «Учебник».

Оценивает решение консультантов.

Ф

Г

Выходят по одному к доске записывают действия «столбиком», проговаривая правило. Остальные записывают решение в тетрадях.

Обсуждают правильность вычисления.

Выставляют полученные оценки в лист оценок.

 

 

 

Работают в группах.

Консультанты проверяют своё решение у учителя, выставляют себе оценки в лист оценок.

Взаимопроверка: консультанты проверяют и оценивают решения членов группы.

Выполняют действия:

 

   

    8,90

+11,02

   19,92

 

    19,92

+    6,13

    26,05

 

    26,05

+    0,42

     26,47

 

    26,470

+    9,327

    35,797

Решают в тетрадях №1213 (1 стб.)

№1214 (1 стб.) из учебника.

15мин

Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя.  Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь  и  быть готовым  вести диалог. Управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности

 

Физминутка

Видеоролик для релаксации

«Мир в капле росы»

http://www.zavuch.ru/

 

V

Самостоятельная работа с самопроверкой

 Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать самопроверку самостоятельной работы.

 По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Организует самостоятельное решение по тренажёру с онлайн проверкой.

Проводит контроль выполнения заданий.

И

Работают индивидуально за компьютерами.

Проводят самооценку, выставляют оценки в лист оценок.

Решают примеры на сложение и вычитание десятичных дробей.

Тренажёр: задания №81, №82  (по 5 примеров)

8мин

Управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

Осознать  и выработать собственную жизненную  позицию  в отношении себя.

VI

  Итог урока

 Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

 Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

 По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организует беседу по результатам учебной деятельности на уроке, «достигли ли поставленной цели».

Проводит рефлексию с помощью цветных жетонов:

·         над этой темой я хотел (а) бы ещё поработать, она вызывает некоторые затруднения;

·         эту тему я понял (а), она не вызывает у меня затруднения;

·         мне на уроке работалось легко;

·         урок мне понравился;

·         мое настроение;

Выставляет оценки за работу на уроке.

Задает и поясняет дифференцированное домашнее задание:

По учебнику п.32 учить правило (с.190),

I гр.  №1255(1 столбик)

№ 1256 (1,2 столбик).

 II гр. «+» составить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей.

Ф

И

Отвечают с места на вопросы учителя.

Еще раз проговаривают правило. Каждый оценивает свою деятельность по достижению поставленной цели и результат деятельности.

Проводят рефлексию цветными жетонами.

Сдают учителю листы оценок.

Выставляют оценки в дневник. Записывают д/з в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнализируют цветными жетонами:

Красный - отлично

Синий - хорошо

Зелёный –удовлетворительно

4мин

Оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

Осознать и выработать собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей

 

Приложение

ЛИСТ ОЦЕНКИ

ФИ учащегося:__________________________________________

Цели урока

Достигнуты ли цели урока

 

 

 

Устная работа

Вывод правила

Выполнение действий

по тексту задачи

Решение примеров с консультантами

Самостоятельное

решение

Итоговая оценка

Самооценка

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка

 

 

 

 

 

 

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

Карта – маршрут

Правило

 

Старт

 
                          5,8км

Учебник

 
                                                                     3,1 км

Реши задачу

 
 


Финиш

 
                                                                                                  11,02 км                                   0,42км                       9,327 км

Тренажёр

 
                                                                                                                   6,13км

 

Вычисли

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Предмет: математика Класс: 5

Предмет: математика Класс: 5

Организационный блок

Организационный блок

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в…

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в…

Мотивационный блок На каждом этапе урока используется лист - накопитель оценок

Мотивационный блок На каждом этапе урока используется лист - накопитель оценок

Мотивационный блок На каждом этапе урока используется лист - накопитель оценок

Мотивационный блок На каждом этапе урока используется лист - накопитель оценок

Взаимооценка 1.

Взаимооценка 1.

Время, отведенное на выполнение заданияУУД

Время, отведенное на выполнение заданияУУД

Мотивировать к пробному учебному действию: «надо» - «могу» - «хочу» и его самостоятельное осуществление

Мотивировать к пробному учебному действию: «надо» - «могу» - «хочу» и его самостоятельное осуществление

Зафиксировать причину затруднения

Зафиксировать причину затруднения

Г ФРаботают в группах. Обсуждают и формулируют тему и цель урока

Г ФРаботают в группах. Обсуждают и формулируют тему и цель урока

Учебник». Оценивает решение консультантов

Учебник». Оценивает решение консультантов

Организовать самопроверку самостоятельной работы

Организовать самопроверку самостоятельной работы

По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

Приложение ЛИСТ ОЦЕНКИ ФИ учащегося:__________________________________________

Приложение ЛИСТ ОЦЕНКИ ФИ учащегося:__________________________________________

Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020