Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин и др.
Место в общей структуре курса: §6 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. 109 урок календарно-тематического плана. Первый урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урок: открытие новых знаний
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Целевые установки на достижение планируемых результатов:
- личностные: содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам) (организационный блок: личностные универсальные учебные действия);
- метапредметные: развивать устную и письменную речь, излагать мысли с применением математической терминологии, обогащать ее словарный запас, самостоятельно мыслить, формировать навык самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради (организационный блок: познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия);
- предметные: создать условия для вывода правила сложения и вычитания десятичных дробей, для понимания и первичного усвоения этого правила (организационный блок: понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока; предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока).
1. Организационный блок |
||
Планируемые результаты урока |
||
· Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока |
Десятичная дробь, разряды десятичной дроби, сложение, вычитание, сумма, разность. |
|
· Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока |
Умение читать и записывать десятичные дроби, уравнивать количество знаков после запятой. Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся применять правило сложения и вычитания десятичных дробей. |
УМЕНИЯ: - читать и записывать десятичные дроби; - выполнять сложение и вычитание десятичных дробей в столбик; - ставить запятую в полученном результате. |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Познавательные: выполнять логические действия и операции, применять различные способы решения задач. Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
|
Инструкции и пояснения |
|
|
— Вводное слово учителя |
|
|
— Распределение по группам |
Организуется работа в группах, в парах. |
На этапах «Открытие новых знаний», «Первичное закрепление новых знаний». |
— Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) |
Учитель напоминает в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на предыдущих уроках, в частности памятка «Работа в группе», «Работа в парах»: -распределение обязанностей внутри группы; - внимание; - собранность; - дисциплина и самодисциплина; - уважительное отношение друг к другу; - не мешать другим парам; - соблюдение регламента работы. |
|
2. Мотивационный блок |
||
На каждом этапе урока используется лист - накопитель оценок. |
|
Осуществляется настрой на продуктивную деятельность. Организуется внимание детей. |
Задание для устной работы.
|
Записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей со знаменателем 100. |
Итог: составляется карта путешествия, определяются названия станций. Осуществляется активизация опорных знаний учащихся |
Задание с затруднением. Для того, чтобы подвести обучающихся к формулировке темы и цели урока |
Вычислить длину маршрута. |
Сформулирована тема урока и цель каждого учащегося на этом уроке. |
Задания по станциям. |
Задания на карточках, № по учебнику, примеры с диска – тренажера. |
Выводится правило, идёт репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся по первичному закреплению и отработке полученного правила. |
3. Информационный блок. |
||
Устные источники |
Устные упражнения (7 заданий). |
Запись на доске |
Задания с затруднением |
Карта маршрута с заданиями |
|
Правило сложения и вычитания |
Учебник (текст) |
|
Оценочный лист накопитель |
Индивидуальная карточка |
|
Письменные источники |
Задачи поисковой деятельности |
Карта маршрута с заданиями |
Репродуктивные и продуктивные задания.
|
Учебник: Математика 5 класс. № 1255, №1256. Карточки - задания |
|
Графические источники (схемы, диаграммы) |
|
Карта маршрута с заданиями |
Электронные источники |
Задания на сложение и вычитание десятичных дробей (задания с онлайн проверкой ответов). |
Диск «Тренажёр. Математика 5 класс» (Бука софт): задание №81, №82.
|
Видео источники |
Видеоролик для релаксации «Мир в капле росы». |
http://www.zavuch.ru/
|
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
|
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
|
|
4. Аналитический (практический) блок. |
||
Устные упражнения |
Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби. Чтение десятичных дробей, уравнивание количества знаков после запятой. Чтение правила. |
|
Письменные задания |
Обсуждение, анализ, синтез, выбор, поисковая деятельность, представление результата деятельности. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. |
|
5. Оценочный блок. |
||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика, цветные жетоны, лист оценки) |
||
Самооценка |
||
Взаимооценка |
||
6. Рефлексивный. |
||
Беседа «Учитель – ученик» |
Цветные жетоны |
Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку. Оценка успешности усвоения материала на уроке. |
Структура и ход урока
№п/п |
Этап урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Время, отведенное на выполнение задания |
УУД |
||||||||||||||||||||||
I |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
|
Подготовка учащихся к работе на уроке |
Приветствует учащихся, знакомит с формой урока: «урок – путешествие», с правилами работы на уроке, организует внимание и познавательную деятельность.Раздает листы –накопители оценок, цветные жетоны. |
Ф |
Приветствуют учителя. Слушают вступительное слово учителя, настраиваются на продуктивную деятельность. Получают положительную мотивацию на результат своей деятельности по окончании урока. |
Записывают дату и вид работы «Классная работа». |
1 мин |
Осознать и выработать собственную позицию в отношении своей учебной деятельности. Саморегуляция, готовность к активной учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||
II |
Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
Мотивировать к пробному учебному действию: «надо» - «могу» - «хочу» и его самостоятельное осуществление. Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
|
Организует устный счет и его фронтальную проверку. Выдаёт за правильный ответ цветной жетон и конверты с названиями станций.
Запускает «Старт»: распределяет учащихся на три группы.
Организует решение задачи из второго конверта.
Ведёт беседу: «Почему не можем решить задачу?» |
Ф Г И |
Выходят по – одному к доске выполняют задание. Получают конверты – названия станций, прикрепляют их на карту маршрута.
4.
5.
6.
7.
Рассаживаются по группам. Распределяют роли внутри группы.
Обсуждают в группе решение задачи. Записывают действия для её решения в тетрадях. Выявляют и фиксируют затруднения. Высказываются представители от каждой группы. |
Представить десятичную дробь в виде обыкновенной дроби со знаменателем 1000: 2,4= 3,16= 0,027= 17,05= 25,10= 8,009= 3,0=
Формируют карту маршрута (рисунок на доске). Выставляют оценки в листок – накопитель
Вычислите длину предстоящего маршрута (см. карту). 5,8+3,1+11,02+6,13+0,42+9,327=? |
6мин |
Выполнять логические действия. Правильно выражать свои мысли в речи. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. Контролировать, корректировать свои действия, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||
III |
Проблемное объяснение нового знания |
Зафиксировать причину затруднения. Сформулировать и согласовать цели урока. Организовать уточнение и согласование темы урока. Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания. Организовать использование предметных действий с моделями, схемами. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
Организует работу групп по формулировке темы урока и цели урока. Согласует и уточняет тему и цель урока. Организует работу групп по выводу правила сложения и вычитания десятичных дробей. Организует сравнение версии с оригиналом и фиксацию правила в речи.
По окончании этапа оценивает работу групп цветными жетонами. |
Г Ф |
Работают в группах. Обсуждают и формулируют тему и цель урока. Выступление групп.
Работают в группах по предложенному учителем алгоритму на листе А4. Один участник группы выписывает решение своей группы на доску, комментирует его.
Обсуждают в группе формулировку правила. Представляют его на весь класс. Работают по тексту учебника.
Проговаривают правило друг другу в парах. Оценивают ответы, выставляют оценки в листы оценок. Подводят итог работы на данном этапе. |
Сформулировать тему и цель урока.
Фиксируют в тетрадях тему урока. Сложить десятичные дроби 5,8+3,1 предварительно перевести их в обыкновенные дроби. Полученный результат перевести в десятичную дробь. Записать сложение этих десятичных дробей «столбиком». Сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Сравнить свою версию с правилом из учебника. Проговорить полученное правило в парах. Оценить ответы участников группы. |
10 мин |
Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. Управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради |
||||||||||||||||||||||
IV |
Первичное закрепление во внешней речи |
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в группах. |
Организует решение задачи до конца из конверта «Вычисли». Ведет беседу по решению. Совместно с учащимися оценивает каждое решение цветным жетоном.
Организует работу в группах из конверта «Учебник». Оценивает решение консультантов. |
Ф Г |
Выходят по одному к доске записывают действия «столбиком», проговаривая правило. Остальные записывают решение в тетрадях. Обсуждают правильность вычисления. Выставляют полученные оценки в лист оценок.
Работают в группах. Консультанты проверяют своё решение у учителя, выставляют себе оценки в лист оценок. Взаимопроверка: консультанты проверяют и оценивают решения членов группы. |
Выполняют действия:
8,90 +11,02 19,92
19,92 + 6,13 26,05
26,05 + 0,42 26,47
26,470 + 9,327 35,797 Решают в тетрадях №1213 (1 стб.) №1214 (1 стб.) из учебника. |
15мин |
Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. Управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности
|
||||||||||||||||||||||
Физминутка Видеоролик для релаксации «Мир в капле росы» http://www.zavuch.ru/
|
||||||||||||||||||||||||||||||
V |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать самопроверку самостоятельной работы. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. |
Организует самостоятельное решение по тренажёру с онлайн проверкой. Проводит контроль выполнения заданий. |
И |
Работают индивидуально за компьютерами. Проводят самооценку, выставляют оценки в лист оценок. |
Решают примеры на сложение и вычитание десятичных дробей. Тренажёр: задания №81, №82 (по 5 примеров) |
8мин |
Управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя. |
||||||||||||||||||||||
VI |
Итог урока |
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Организует беседу по результатам учебной деятельности на уроке, «достигли ли поставленной цели». Проводит рефлексию с помощью цветных жетонов: · над этой темой я хотел (а) бы ещё поработать, она вызывает некоторые затруднения; · эту тему я понял (а), она не вызывает у меня затруднения; · мне на уроке работалось легко; · урок мне понравился; · мое настроение; Выставляет оценки за работу на уроке. Задает и поясняет дифференцированное домашнее задание: По учебнику п.32 учить правило (с.190), I гр. №1255(1 столбик) № 1256 (1,2 столбик). II гр. «+» составить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей. |
Ф И |
Отвечают с места на вопросы учителя. Еще раз проговаривают правило. Каждый оценивает свою деятельность по достижению поставленной цели и результат деятельности. Проводят рефлексию цветными жетонами. Сдают учителю листы оценок. Выставляют оценки в дневник. Записывают д/з в дневник. |
Сигнализируют цветными жетонами: Красный - отлично Синий - хорошо Зелёный –удовлетворительно |
4мин |
Оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей |
Приложение
ЛИСТ ОЦЕНКИ
ФИ учащегося:__________________________________________
Цели урока |
Достигнуты ли цели урока |
|||||
|
|
|||||
|
Устная работа |
Вывод правила |
Выполнение действий по тексту задачи |
Решение примеров с консультантами |
Самостоятельное решение |
Итоговая оценка |
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
Взаимооценка |
|
|
|
|
|
|
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
|
Карта – маршрут
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.