Разработка урока по теме: "Состав крови"

  • docx
  • 22.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Био 9 Состав крови.docx

Биология 9 класс     Дата___________

Тема: Состав крови. Лабораторная работа 1: «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение)».

Цель: сформировать  у  учащихся представление о  внутреннюю среду организма и его гомеостаз, определить функции и состав крови; развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ; воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье.

Тип урока: изучение нового материала

Методы урока: Информационно - рецептивный: словесный: рассказ-объяснение, беседа, работа с учебником; нагляден: иллюстрация. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.

УУД: Личностные: мотивация учения, поиск и выделение информации. Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); Планирование (составление плана и последовательности действий). Познавательные: Общеучебные: формулирование познавательной цели; Логические: анализ с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации процессов; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование и материалы: плакаты, схемы, позволяю­щие иллюстрировать кровеносную систему. 

Ход урока

1.      Организационный этап

2.      Проверка домашнего задания.

 

3.      Изучение нового материала.

Внутренняя среда организма образована кровью, лимфой и тканевой жидкостью.

Кровь составляет 7% от массы тела, лимфа — 1,2%, тканевая жидкость — 25%.

Обмен веществ между клетками, лимфой и кровью осуществляется через тканевую жидкость, которая образуется из плазмы крови. Внутренняя среда организма обеспечивает гуморальную связь между органами. Она относительно постоянна. Постоянство внутренней среды организма называют гомеостазом.

Кровьважнейшая составная часть внутренней среды, жидкая соединительная ткань, состоящая из форменных элементов и плазмы.

Функции крови:

• транспортная — осуществляет транспорт и распределение химических веществ по организму;

• защитная — содержит антитела, осуществляет фагоцитоз бактерий;

• терморегуляционная — обеспечивает распределение тепла, образующегося в процессе метаболизма и выделения его во внешнюю среду;

• дыхательная — обеспечивает газообмен между тканями, клетками и внутренней средой.

В организме взрослого человека около 5 л крови, часть ее циркулирует по сосудам, а часть находится в кровяных депо.

Условия нормального функционирования крови:

а) объем крови не должен быть меньше 7%;

б) скорость кровотока — 5 л/мин. Определяется частотой сердечных сокращений (70—75 уд./мин.) и ударным объемом (75 мл);

в) сохранение нормального тонуса сосудов.

Форменные элементы крови

 
Состав крови:

Шестиугольник: Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Плазма составляет 55% объема крови, из которых 90— 92% — вода и 8—10% — неорганические и органические вещества.

В состав плазмы крови входят белки — альбумин, глобулины, фибриноген, протромбин. Плазму, лишенную фибрина, называют сывороткой, рН плазмы составляет 7,3—7,4.

Форменные элементы крови:

• эритроциты — красные безъядерные клетки крови диаметром 7,5 мкм (в 1 мм3 — 4—5 млн);

• лейкоциты — белые клетки крови диаметром 8—10 мкм (в 1 мм3 — 5—8 тыс.);

• тромбоциты — безъядерные обломки клеток (кровяные пластинки) диаметром 5 мкм (в 1 мм3— 200—400 тыс.).

Зрелые эритроциты — безъядерные, двояковогнутые клетки. Основную часть составляет железосодержащий белок гемоглобин. Транспортирует молекулярный кислород, превращаясь в непрочное соединение — оксигемоглобин. Из тканей эритроцитами транспортируется углекислый газ. При этом гемоглобин превращается в карбгемоглобин. При отравлениях угарным газом образуется стойкое соединение гемоглобина — карбоксигемоглобин, неспособный связывать кислород.

Эритроциты образуются в красном костном мозге плоских костей из ядерных, стволовых клеток. Созревшие эритроциты циркулируют по крови 100—120 дней, после чего они разрушаются в селезенке, печени и костном мозге. Эритроциты могут разрушаться и в других тканях (исчезают синяки).

Тромбоциты — плоские безъядерные осколки клеток неправильной формы, участвующие в процессе свертывания крови и способствующие сокращению гладких мышц кровеносных сосудов. Образуются в красном костном мозге. В крови циркулируют 5—10 дней, затем разрушаются в печени, легких и селезенке.

Лейкоциты — бесцветные ядерные клетки, не содержащие гемоглобина. Численность лейкоцитов может колебаться в течение суток в зависимости от функционального состояния организма.

Образование крови

Продолжительность жизни форменных элементов крови различна. Естественная их убыль непрерывно восполняется. А «следят» за этим органы кроветворения - именно в них образуется кровь. К ним относятся красный костный мозг, селезенка и лимфатические узлы. В период внутриутробного развития клетки крови образуются также в печени и в соединительной ткани почки. У новорожденного и у ребенка первых 3—4 лет жизни во всех костях содержится только красный костный мозг. У взрослых он сосредоточен в губчатом веществе костей. В костномозговых полостях длинных трубчатых костей красный мозг замещается желтым мозгом, который представляет собой жировую ткань. 

Находясь в губчатом веществе костей черепа, таза, грудины, лопаток, позвоночника, ребер, ключиц, в концах трубчатых костей, красный костный мозг надежно защищен от внешних воздействий и исправно выполняет функцию кроветворения. 

Селезенка располагается в брюшной полости в левом подреберье между желудком и диафрагмой. Хотя функции селезенки не исчерпываются кроветворением, ее конструкция определяется именно этой главной «обязанностью».

Лимфатические узлы — составная часть лимфатической системы организма. Это мелкие образования овальной или бобовидной формы, различные по величине (от просяного зерна до грецкого ореха). На конечностях лимфатические узлы концентрируются в подмышечных впадинах, паховых, подколенных и локтевых сгибах; их много на шее в подчелюстной и зачелюстной областях. Они располагаются по ходу воздухоносных путей, а в брюшной полости как бы гнездятся между листками брыжейки, в воротах органов, вдоль аорты. В организме человека насчитывается 460 лимфатических узлов. 

Кроме участия в процессе кроветворения, лимфатические узлы выполняют и другие важные функции: в них происходит механическая фильтрация лимфы, обезвреживание ядовитых веществ и микробов, проникших в лимфатические сосуды. 

 

4.      Закрепление материала.

Практическая работа № 5: "Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки".

Цель работы:

1.                      Изучить строение крови человека и лягушки.

2.                      Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки;

Ход работы:

1.                      Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

2.                      При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

1.                      Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

2.                      Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

3.                      Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу

Признаки

Общее для 2-х организмов

Характерные для человека

Характерные для лягушки

Наличие клеточной мембраны

 

 

 

Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина

 

 

 

Наличие ядра

 

 

 

Форма вогнутого диска

 

 

 

Форма выпуклого диска

 

 

 

Функция-перенос кислорода

 

 

 

4.                      Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода. 
Объясните ___________________________________________________________________

5.                      Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении 
_____________________________________________________________________________

 

6.      Домашнее задание.

Изучить § ______, ответить на вопросы.

 

7.      Закрепление материала

Проблемные вопросы:

1.                      Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты, к каким последствиям это приведет?

2.                      Почему в крови эритроцитов намного больше, чем лейкоцитов?

3.                      Почему в течение 3-4 ч после приема пищи содержание лейкоцитов в крови человека повышено?


 

4.