Биология 9 класс Дата___________
Тема: Состав крови. Лабораторная работа 1: «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение)».
Цель: сформировать у учащихся представление о внутреннюю среду организма и его гомеостаз, определить функции и состав крови; развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ; воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье.
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: Информационно - рецептивный: словесный: рассказ-объяснение, беседа, работа с учебником; нагляден: иллюстрация. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.
УУД: Личностные: мотивация учения, поиск и выделение информации. Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); Планирование (составление плана и последовательности действий). Познавательные: Общеучебные: формулирование познавательной цели; Логические: анализ с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации процессов; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование и материалы: плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать кровеносную систему.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
Внутренняя среда организма образована кровью, лимфой и тканевой жидкостью.
Кровь составляет 7% от массы тела, лимфа — 1,2%, тканевая жидкость — 25%.
Обмен веществ между клетками, лимфой и кровью осуществляется через тканевую жидкость, которая образуется из плазмы крови. Внутренняя среда организма обеспечивает гуморальную связь между органами. Она относительно постоянна. Постоянство внутренней среды организма называют гомеостазом.
Кровь — важнейшая составная часть внутренней среды, жидкая соединительная ткань, состоящая из форменных элементов и плазмы.
Функции крови:
• транспортная — осуществляет транспорт и распределение химических веществ по организму;
• защитная — содержит антитела, осуществляет фагоцитоз бактерий;
• терморегуляционная — обеспечивает распределение тепла, образующегося в процессе метаболизма и выделения его во внешнюю среду;
• дыхательная — обеспечивает газообмен между тканями, клетками и внутренней средой.
В организме взрослого человека около 5 л крови, часть ее циркулирует по сосудам, а часть находится в кровяных депо.
Условия нормального функционирования крови:
а) объем крови не должен быть меньше 7%;
б) скорость кровотока — 5 л/мин. Определяется частотой сердечных сокращений (70—75 уд./мин.) и ударным объемом (75 мл);
в) сохранение нормального тонуса сосудов.
Форменные
элементы крови
Состав крови:
![]() |
|||
![]() |
|||
Плазма составляет 55% объема крови, из которых 90— 92% — вода и 8—10% — неорганические и органические вещества.
В состав плазмы крови входят белки — альбумин, глобулины, фибриноген, протромбин. Плазму, лишенную фибрина, называют сывороткой, рН плазмы составляет 7,3—7,4.
Форменные элементы крови:
• эритроциты — красные безъядерные клетки крови диаметром 7,5 мкм (в 1 мм3 — 4—5 млн);
• лейкоциты — белые клетки крови диаметром 8—10 мкм (в 1 мм3 — 5—8 тыс.);
• тромбоциты — безъядерные обломки клеток (кровяные пластинки) диаметром 5 мкм (в 1 мм3— 200—400 тыс.).
Зрелые эритроциты — безъядерные, двояковогнутые клетки. Основную часть составляет железосодержащий белок гемоглобин. Транспортирует молекулярный кислород, превращаясь в непрочное соединение — оксигемоглобин. Из тканей эритроцитами транспортируется углекислый газ. При этом гемоглобин превращается в карбгемоглобин. При отравлениях угарным газом образуется стойкое соединение гемоглобина — карбоксигемоглобин, неспособный связывать кислород.
Эритроциты образуются в красном костном мозге плоских костей из ядерных, стволовых клеток. Созревшие эритроциты циркулируют по крови 100—120 дней, после чего они разрушаются в селезенке, печени и костном мозге. Эритроциты могут разрушаться и в других тканях (исчезают синяки).
Тромбоциты — плоские безъядерные осколки клеток неправильной формы, участвующие в процессе свертывания крови и способствующие сокращению гладких мышц кровеносных сосудов. Образуются в красном костном мозге. В крови циркулируют 5—10 дней, затем разрушаются в печени, легких и селезенке.
Лейкоциты — бесцветные ядерные клетки, не содержащие гемоглобина. Численность лейкоцитов может колебаться в течение суток в зависимости от функционального состояния организма.
Образование крови
Продолжительность жизни форменных элементов крови различна. Естественная их убыль непрерывно восполняется. А «следят» за этим органы кроветворения - именно в них образуется кровь. К ним относятся красный костный мозг, селезенка и лимфатические узлы. В период внутриутробного развития клетки крови образуются также в печени и в соединительной ткани почки. У новорожденного и у ребенка первых 3—4 лет жизни во всех костях содержится только красный костный мозг. У взрослых он сосредоточен в губчатом веществе костей. В костномозговых полостях длинных трубчатых костей красный мозг замещается желтым мозгом, который представляет собой жировую ткань.
Находясь в губчатом веществе костей черепа, таза, грудины, лопаток, позвоночника, ребер, ключиц, в концах трубчатых костей, красный костный мозг надежно защищен от внешних воздействий и исправно выполняет функцию кроветворения.
Селезенка располагается в брюшной полости в левом подреберье между желудком и диафрагмой. Хотя функции селезенки не исчерпываются кроветворением, ее конструкция определяется именно этой главной «обязанностью».
Лимфатические узлы — составная часть лимфатической системы организма. Это мелкие образования овальной или бобовидной формы, различные по величине (от просяного зерна до грецкого ореха). На конечностях лимфатические узлы концентрируются в подмышечных впадинах, паховых, подколенных и локтевых сгибах; их много на шее в подчелюстной и зачелюстной областях. Они располагаются по ходу воздухоносных путей, а в брюшной полости как бы гнездятся между листками брыжейки, в воротах органов, вдоль аорты. В организме человека насчитывается 460 лимфатических узлов.
Кроме участия в процессе кроветворения, лимфатические узлы выполняют и другие важные функции: в них происходит механическая фильтрация лимфы, обезвреживание ядовитых веществ и микробов, проникших в лимфатические сосуды.
4. Закрепление материала.
Практическая работа № 5: "Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки".
Цель работы:
1. Изучить строение крови человека и лягушки.
2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки;
Ход работы:
1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.
Отчетное задание:
1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу
|
Признаки |
Общее для 2-х организмов |
Характерные для человека |
Характерные для лягушки |
|
Наличие клеточной мембраны |
|
|
|
|
Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина |
|
|
|
|
Наличие ядра |
|
|
|
|
Форма вогнутого диска |
|
|
|
|
Форма выпуклого диска |
|
|
|
|
Функция-перенос кислорода |
|
|
|
4.
Эритроциты
чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода.
Объясните ___________________________________________________________________
5.
Запишите
вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении
_____________________________________________________________________________
6. Домашнее задание.
Изучить § ______, ответить на вопросы.
7. Закрепление материала
Проблемные вопросы:
1. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты, к каким последствиям это приведет?
2. Почему в крови эритроцитов намного больше, чем лейкоцитов?
3. Почему в течение 3-4 ч после приема пищи содержание лейкоцитов в крови человека повышено?
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.