Разработка урока по теме: "Сравнительная характеристика природных зон - тундра и тайга" 8 класс
Оценка 4.6

Разработка урока по теме: "Сравнительная характеристика природных зон - тундра и тайга" 8 класс

Оценка 4.6
docx
04.05.2021
Разработка урока по теме: "Сравнительная характеристика природных зон - тундра и тайга" 8 класс
открытый урок 8 класс.docx

ГБОУ НАО «Средняя школа с.Тельвиска»

 

 

 

 

Открытый урок

8 класс

 

«Сравнительная характеристика природных зон России –

тундра и тайга»

 

 

Учитель – Загудалова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Сравнительная характеристика природных зон России –

тундра и тайга»

Цели урока:

·        проверить и закрепить уровень знаний учащихся изученных природных зон России;

·        углубить представление о природных зонах, как региональных ПК;

·        продолжить формирование навыков составления комплексной характеристики природных зон;

·        продолжить формирование умений сопоставлять тематические карты, как источник географических знаний, с целью выявления зависимости между компонентами природы.

Оборудование:

·        карта природных зон России

·        атласы

·        листы с заданиями

·        план характеристики природных зон

·        картины, схемы, таблицы

·        интерактивная доска

На доске:

·        тема урока

·        план характеристики природных зон

·        иллюстрации

·        карта природных зон

                                            Оформление доски

 

 

Тундра

 

Фото, иллюстрации

 

 

 

Сравнительная характеристика природных зон России

 

«Сравнение – душа географии»

Н.Н. Баранский

 

Девиз: «То, что спрятал, то пропало,  то,  что отдал, то твоё»

 

План характеристики:

              (прилагается)

 

 

 

Тайга

 

Фото, иллюстрации

 

 

Карта

 

Природные зоны России

Ход урока.

I.                   Объявление темы и целей урока.

       Сегодня на уроке мы:

- составим сравнительную характеристику изученных природных зон России, используя план;

- объясним причины разнообразия компонентов природы;

- отметим особенности разнообразия животного и растительного мира;

- выделим особо охраняемые виды живой природы;

- оценим условия жизни и деятельности человека  в этих природных зонах.

 

II.                 Основная часть. Выполнение заданий.

              План характеристики природных зон.

1. Где размещается природная зона.

2. Особенности климата

 3. Типичные почвы

4. Разнообразие животного мира. Как они приспособились к этим условиям?

5. Разнообразие растительного мира. Назвать особенности растений и причины этих особенностей.

6.Оценка условий для жизни и деятельности человека

Таблица оценки результатов.

 Ф И

ГП

климат

почвы

Ж

Р

Вывод

Письм.

Итог

«Тундра»

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тайга»

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде, чем приступить к основной части урока, я предлагаю этот урок провести под девизом:

«То, что спрятал, то пропало,  то,  что отдал, то твоё».

Т.е. все, что вы знаете, знали, узнали  -  расскажите и будете знать ещё лучше, да и другие ребята будут это знать.

Класс разделён на две команды:

                            1 команда  -  «Тундра»

                             2 команда -  «Тайга»

Было дано задание на опережение – подготовить презентацию не более 5 слайдов.

Вся работа ведётся по плану характеристики природных зон.

 Каждая команда отвечает свою часть, т. е. команда «Тундра» -  всё  только о тундре, а команда «Тайга» - только о тайге.

1.Размещение природных зон.                                                                                        Ученики отвечают и показывают на карте географическое положение  природной зоны. Из каких компонентов складывается природная зона

2.Особенности климата.

Климатообразующие факторы  (ВМ, рельеф, солнечная радиация, океанические течения, близость морей и т.д.), средние температуры, влажность, вечная мерзлота, снежный покров.

3.Типичные почвы.

Типы почв, причины их формирования.

Диктант на знание характерных признаков природных зон.

Зона тундры

А) средняя температура июля +5 - 10°С

Б) выпадает много осадков

В) увлажнение избыточное

Г) почвы подзолистые

Д) сильные ветры

Е) территория зоны – огромные пастбища домашних оленей

Зона тайги

А) увлажнение избыточное, много болот, озёр, рек

Б) главная ценность – плодородные почвы

В) преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна

Г) зима холодная, лето тёплое

Д) преобладают подзолистые почвы

Е) самая большая по площади природная зона России

Ответ: а, в, д, е

Ответ: - а, в, г, д, е

 

«Всегда со мной олений рай –

                                                    Земля моих отцов

Страна озёр и птичьих стай,

                                                     Оленей и песцов!»

                                            П.Явтысый       (поэт НАО)

Эти  замечательные строки ведут нас к следующему этапу:

4. Животный мир.

Показ презентации, подготовленной учениками и рассказ о представителях хищных и травоядных животных, об особенностях местообитаний и приспособлений.

Заполните таблицу:

Природная зона

Охота

(мясо и шкуры)

Пушнина

Красная книга

1.     Тундра

 

 

 

2.     Тайга

 

 

 

Каждая команда заполняет свою часть

 

«А ствол  -  гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна, но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И зной, и сухость солнечного света!»

                                                                        (Сосна Сибирская)

Просмотр отрывка из видеофильма «Остров Долгий. Остров Колгуев»

5. Растительный мир.

А) Показ презентации, подготовленной учениками и рассказ о представителях, об особенностях местопроизрастания и приспособлений.

Б) Рабочая тетрадь по географии Э.М.Раковской  8 класс, стр. 35

1.Слева или справа  показаны деревья, растущие в лесотундре?

2.Чем обусловлены особенности их строения?

3.Укажите направление ветра на рис. Б и В.

 

6.Оценка условий  для жизни  и деятельности человека.

Эпиграфом к этой части урока можно взять отрывок из стихотворения:

Человек  -  твоё влияние на природу велико,

Но в своих благих деяниях нужно видеть далеко.

Раскопал ли котлован или ты прорыл канал,

Распахал земли участок или трассу проложил,

Ты подумай: «А природе я ни чем не навредил?»

Да, рельеф он неживой и не чувствует он боль,

Но на нём ведь почва есть, и трава, и чудо -  лес.

Ведь прекраснейший пейзаж –

Он всегда волнует нас.

Человек  -  ты весь в делах и тебе не ведом страх

За последствия творений, не обдуманных подчас.

Подожди, остановись! За природу ты борись!

Ведь природа – это всё, без природы -   ты ничто!

Рассказ учащихся о традиционных занятиях людей в тундре и тайге. Экологическая обстановка природы.

7. Заключительная часть.

Вывод.

Природа тундры мало преобразована человеком. С открытием богатейших месторождений многих видов полезных ископаемых освоение тундры и лесотундры нарастают год от года. Эти освоения приводят к непоправимому ущербу природы во многих районах. Коренное население в течение многих веков хорошо приспособились к жизни в суровых условиях. Бездумное изменение уклада жизни местных жителей приводит к необратимому нарушению этой системы. Но в то же время, жизнь не стоит на месте – людям хочется жить в хороших условиях, использовать новые технологии.

Необозримы таёжные ландшафты России. Это самое большое на нашей планете царство хвойных лесов. Издавна тайга давала человеку дом, кормила его и одевала. Но далеко не многие могли приспособиться к жизни в суровых условиях. Таёжные ландшафты изменены человеком пока ещё не значительно. Освоение носит очаговый характер и связано главным образом с освоением лесных ресурсов и полезных ископаемых. Лесные пожары и лесозаготовки  -  основные  причины нарушений природных комплексов.

 

III.              Итоги урока.

Таблица оценки результатов.

Д/З    Написать отзыв об уроке

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Тельвиска»

Пояснительная записка

Класс:   8 класс

Учитель:  Загудалова Татьяна Владимировна

Предмет: География. Россия. Природа и население (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Программа: Программа для общеобразовательных учреждений 6, 7, 8, 9, 10-11 классы. География.   Изд,  Просвещение Составители В.В.Николина. А.И.Алексеев, Е.К. Липкина                                                                                                                            Тема урока: «Сравнительная характеристика природных зон России – тундра и тайга»       

Тип урока: коммуникативный урок                                                                                               Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения и закрепления темы: «Природные зоны России –тундра и тайга»       

Задачи:  личностные: формирование норм нравственно-эстетического поведения в разных формах работы

метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя и одноклассников;

- умение работать с различными источниками информации;

- формировать навык делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;

- способствовать иллюстрации, демонстрация презентации);

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля

формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

система контроля:

-контроль учителя

-самоконтроль

-взаимоконтроль

Средства обучения: учебник География. Россия. Природа и население. Под редакцией А.И.Алексеева  Изд. Дрофа 2007г.

        На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Учение о природных зонах», «Чуткая субарктика» и «Таёжная зона»

Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Природно-хозяйственные зоны».

     Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

образовательный:  проверить и закрепить уровень знаний учащихся изученных природных зон России;  развивающий: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.  воспитательный: воспитывать интерес к окружающему миру, формировать глубокую  причастность к  окружающей природе нашей Родины.

     Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Это урок усвоения новых знаний, пятый урок темы «Природно-хозяйственные зоны»

     Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления полученных знаний. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность  школьников.

     На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

     Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

     Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Затем учащимся предлагается работу урока построить под девизом: «То, что спрятал, то пропало,  то,  что отдал, то твоё». Затем были объявлены цель и задачи урока, этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

     Следующий этап – проверка домашнего задания и повторение раннее изученных тем. На этом этапе использовались эвристический метод (пересказ учащимися подготовленных ранее докладов). Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

     Следующий этап урока – творческая работа учащихся. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся самостоятельно работали с заранее подготовленной ими презентацией. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, групповая.

     По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на следующем этапе урока использовался показ отрывка из видеофильма, что позволило детям  отдохнуть и закрепить полученные знания, систематизировать их.

     Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о природных зонах России.

     При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 40 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: подготовка презентаций. Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

     По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности  школьников, пропагандировать широкое использование  ИКТ  в  школе как неотъемлемый метод обучения.

когнитивному развитию

предметные:   углубить представление о природных зонах, как региональных ПК;

Основные методы:

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);

наглядные (

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ НАО «Средняя школа с.Тельвиска»

ГБОУ НАО «Средняя школа с.Тельвиска»

Тема урока: «Сравнительная характеристика природных зон

Тема урока: «Сравнительная характеристика природных зон

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Класс разделён на две команды: 1 команда - «Тундра» 2 команда - «Тайга»

Класс разделён на две команды: 1 команда - «Тундра» 2 команда - «Тайга»

Показ презентации, подготовленной учениками и рассказ о представителях хищных и травоядных животных, об особенностях местообитаний и приспособлений

Показ презентации, подготовленной учениками и рассказ о представителях хищных и травоядных животных, об особенностях местообитаний и приспособлений

Человек - твоё влияние на природу велико,

Человек - твоё влияние на природу велико,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам

Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием

Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021