Разработка урока русского языка и литературы в 10 классе на тему "Философская сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Оценка 5

Разработка урока русского языка и литературы в 10 классе на тему "Философская сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Оценка 5
docx
26.11.2020
Разработка урока русского языка и литературы в 10 классе на тему "Философская сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Шаяхметова А.Ш._план урока в 10 классе_русс.яз. и лит..docx

Раздел: Планета Земля. Океаны

Тема: Философская сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дата:

Школа: КГУ «Средняя школа Бакырчик»

ФИО учителя: Шаяхметова А.Ш.

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.4 создавать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию;

10.3.1 понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

10.3.4 владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

10.3.5 анализировать содержание художественных произведений, определяя детали, в раскрытии основной мысли;

10.4.4 писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей.

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

объяснять смысл афоризмов;

Большинство учащихся смогут:

анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли: кластер «ценность»;

написать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей: текст-рассуждение на тему “Встреча с Лисом”.

Некоторые учащиеся смогут:

создать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию.

Языковая цель

Развитие устной и письменной речи учащихся

Ключевые слова и фразы:

Ценности, сердце, истина, приручил,

Полезные фразы для письма:

Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

Вопросы для обсуждения:

 

О чем говорили персонажи произведения?

Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом?

Разделяете ли вы взгляды Лиса?

Письменные подсказки:

Афоризмы из произведения

Предыдущее обучение:

Антуан де Сент-Экзюпери. Литературный хронограф.

Привитие ценностей

Воспитание патриотизма,  любви и бережного отношения к Родине, трудолюбия, взаимопомощи и дружеских отношений в коллективе на примере изучаемого произведения. Воспитание интереса к урокам русского языка и литературы,

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, самопознание

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, интернет-ресурсов, фрагмента из кинофильма «Маленький принц».

Этапы урока (и время)

 

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

 

Орг.момент.

Эпиграф к уроку

                             Зорко одно лишь сердце.
                        Самого главного глазами
                        не увидишь…
                                Антуан де Сент-Экзюпери.

 

Приветствие-ледокол «Приветствие разных народов мира».

Образовывают два круга: внешний и внутренний. Внешний движется по часовой стрелке, внутренний не движется. Двигаясь, ученики приветствуют друг друга по-японски (руки к груди и поклон), по-французски (обнимаясь друг с другом), по-английски (приподнимая шляпу), по-немецки (крепкое рукопожатие),  как африканское племя туарегов (прыгая при встрече) и как папуасы (приподнимая бровь).

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка и литературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Деление на группы, определяющее тему урока:

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое афоризм?

Примерный ответ учащихся: краткое изречение.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…

Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

У каждого человека свои звёзды.

Учитель: Назовите свою команду ключевым словом из вашего афоризма.

Ответ: «Сердце», «Истина», «Звёзды».

Как вы понимаете фразу «У каждого человека свои звёзды»?
Примерный ответ: «У каждого человека свои ценности»

Кластер со словом «Ценности»:

Учитель: Ребята, какие у вас возникают ассоциации со словом «ценности»?

Критерии

Дескрипторы

Обучающиеся

Составление кластера к слову «ценности»

достигли цели, если смогли подобрать ассоциативные слова к слову «ценности»

Русский язык и литература. Учебник. ./ Ж.Х. Салханова, Ж.К. Киынова, А.Е.Бектурова. – Алматы: Мектеп, 2019. – 232 с. – С.97-103.

 

 

 Русский язык и литература. Хрестоматия. Часть 2./ Ж.Х. Салханова, Ж.К. Киынова, А.Е.Бектурова. – Алматы: Мектеп, 2019. – 216 с. – С.5-46.

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомительное аудирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция учителя. Слово о писателе

Пилот, мыслитель, поэт… Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944).

Французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоко лирических, философских произведений, оставил неповторимый след в литературе 20 века.

Это был человек необычайно яркой разносторонней одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и…. техникой.

Его жизнь была полна драматических событий: чего только не случалось с ним во время полётов! Не раз попадал в авиакатастрофы, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О нем слагали «героические легенды». Его называли рыцарем неба.

 Но полнее всего он раскрывался в своем творчестве. У Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература.

«Для меня летать и писать – одно и то же» - вот его ответ на вопрос, что для него важнее.

Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Его произведения воспевают мужество и смелость: “Южный почтовый”, “Планета людей”, “Военный летчик”, “Послание к заложнику”, “Маленький принц”.

Эти книги – его жизнь. Это философские повести о роли и месте человека в жизни. Философские – значит мудрые. Герои его книг – мужественные люди, люди долга и повышенного чувства ответственности, это сильные духом люди труда.

«Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля», - говорил Экзюпери. Он мечтал о спасении всего человечества, был готов спасти каждого на этой Земле, жил ради нее.

В начале  40-х гг. Экзюпери вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой «Маленький принц». О чём сказка? В своих произведениях Экзюпери часто вспоминает о детстве.

Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности. «Детство - это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны». И это он вынес из своего жизненного опыта.  Именно в детстве, считает С-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе.

Писатель всегда ценил дружбу, она была для него мерилом искренности, он считал ее самым драгоценным, что есть на планете.

 

Работа по содержанию произведения.

Работа в группах. Группам даются отрывки, по содержанию которых будет проводится текстовая работа:

Задание группе 1:

прочитайте текст, разыграйте по ролям диалог принца и лётчика.

«На пятый  день,  опять-таки  благодаря  барашку,  я  узнал   секрет Маленького принца.  Он спросил неожиданно, без предисловий, точно пришел

к этому выводу после долгих молчаливых раздумий:

     - Если барашек есть кусты, он и цветы ест?

     - Он есть все, что попадется.

     - Даже такие цветы, у которых шипы?

     - Да, и те, у которых шипы.

     - Тогда зачем шипы?

     Этого я не знал.  Я был очень занят:  в моторе заел один болт, и  я старался  его отвернуть.  Мне  было  не  по себе,  положение становилось

серьезным,  воды  почти  не  осталось,  и  я  начал  бояться,  что   моя вынужденная посадка плохо кончится.

     - Зачем нужны шипы?

     Задав какой-нибудь  вопрос,  Маленький принц никогда не отступался, пока не получал ответа.  Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я

ответил наобум:

     - Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.

     - Вот как!

     Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:

     - Не  верю я тебе!  Цветы слабые.  И простодушные.  И они стараются

придать себе храбрости. Они думают - если у них шипы, их все боятся...

     Я не ответил.  В ту минуту я говорил себе: "Если этот болт и сейчас не  поддастся,  я  так  стукну  по  нему  молотком,  что  он  разлетится вдребезги". Маленький принц снова перебил мои мысли:

     - А ты думаешь, что цветы...

     - Да нет же! Ничего я  не думаю! Я ответил тебе первое,  что пришло

в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.

     Он посмотрел на меня в изумлении:

     - Серьезным делом?!

     Он  все  смотрел  на  меня:   перепачканный  смазочным  маслом,   с молотком  в  руках,  я  наклонился  над  непонятным  предметом,  который казался ему таким уродливым.

     - Ты говоришь, как взрослые! - сказал он.

     Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:

     - Все ты путаешь... ничего не понимаешь!

     Да,  он  не  на  шутку  рассердился.  Он  тряхнул  головой, и ветер растрепал его золотые волосы.

     - Я  знаю одну планету,  там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка.  Ни разу не поглядел  на звезду.  Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним:  он складывает цифры.  И с утра до ночи твердит  одно:  "Я человек  серьезный!  Я  человек  серьезный!"  -  совсем как ты.  И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.

     - Что?

     - Гриб!

Вопрос: Какой вывод можно сделать из диалога лётчика и принца?

 

Критерии

Дескрипторы

Обучающиеся

Чтение диалога по ролям

достигли цели, если смог передать содержание диалога от имени героев и  продемонстрировать артистичность

 

Задание группе 2:

Напишите текст-рассуждение на тему “Встреча с Лисом”, ответив на следующие вопросы:

О чем говорили персонажи произведения?

Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом?

Разделяете ли вы взгляды Лиса?

Обоснуйте свой ответ.

     Вот тут-то и появился Лис.

     - Здравствуй, - сказал он.

     - Здравствуй,  - вежливо  ответил Маленький  принц и  оглянулся, но

никого не увидел.

     - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней...

     - Кто ты?  - спросил Маленький принц.  - Какой ты красивый!

     - Я - Лис, - сказал Лис.

     -  Поиграй  со  мной,  -  попросил  Маленький  принц.   -  Мне  так

грустно...

     - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис.  - Я не приручен.

    

     …Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.  Потом сказал:

     - Пожалуйста... приручи меня!

     - Я  бы  рад,  -  отвечал  Маленький  принц,  -  но у меня так мало

времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

     - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.   -

У людей  уже не  хватает времени  что-либо узнавать.   Они покупают вещи

готовыми в  магазинах.   Но ведь  нет таких  магазинов, где торговали бы

друзьями, и потому люди  больше не имеют друзей.   Если хочешь, чтобы  у

тебя был друг, приручи меня!

 

    … Так Маленький принц приручил Лиса.  И вот настал час прощанья.

     - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

     - Ты сам  виноват, - сказал  Маленький принц.   - Я ведь  не хотел,

чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

     - Да, конечно, - сказал Лис.

     - Но ты будешь плакать!

     - Да, конечно.

     - Прощай... - сказал он.

     - Прощай,  - сказал Лис.  - Вот мой секрет,  он очень прост:  зорко

одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

     - Самого главного глазами  не увидишь, - повторил  Маленький принц,

чтобы лучше запомнить.

     - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

     - Потому  что я отдавал ей всю душу...  - повторил Маленький принц,

чтобы лучше запомнить.

     - Люди  забыли  эту истину,  - сказал Лис,  - но ты не забывай:  ты

навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

     -  Я  в  ответе  за  мою  розу... - повторил Маленький принц, чтобы

лучше запомнить.

Критерии

Дескрипторы

Обучающиеся:

Написание рассуждения по прочитанному отрывку

достигли цели, если смогли написать текст-рассуждение, соблюдая все требования к предъявляемому тексту

Ответы на вопросы

Достигли цели, если правильно ответили на заданные вопросы

Задание группе 3. Стратегия «Алгоритм Цицерона».

Прочитатайте тексты и  составьте вопросы по их содержани, используя алгоритм  Цицерона:


 

Взрослые  очень  любят  цифры.   Когда рассказываешь  им,  что  у  тебя  появился  новый  друг,  они никогда не спросят о самом главном. Никогда они  не скажут: "А какой у него  голос? В какие игры  он любит играть?   Ловит ли он  бабочек?" Они  спрашивают:

"Сколько ему лет?  Сколько у  него братьев?  Сколько он весит?   Сколько зарабатывает его отец?" И  после этого воображают, что  узнали человека. Когда говоришь взрослым:  "Я видел красивый  дом из розового  кирпича, в окнах  у  него  герань,  а  на  крыше  голуби",  -  они  никак  не могут представить себе этот дом.  Им надо сказать: "Я  видел дом за сто  тысяч франков", - и тогда они восклицают: "Какая красота!"


***

Маленький  принц  зевнул.   Жаль,  что  тут  не  поглядишь на заход

солнца, когда хочется! И, по правде говоря, ему стало скучновато.

     - Мне пора, - сказал он королю.  - Больше мне здесь нечего делать.

     - Останься!  -  сказал король:  он  был очень горд тем,  что у него

нашелся подданный, и не хотел с ним расставаться. - Останься, я  назначу

тебя министром.

     - Министром чего?

     - Ну... юстиции.

     - Но ведь здесь некого судить!

     - Как знать, -  возразил король.  -  Я еще не осмотрел  всего моего

королевства.   Я  очень  стар,  для  кареты  у  меня нет места, а ходить

пешком так утомительно...

     Маленький принц  наклонился и  еще раз  заглянул на  другую сторону

планеты.

     - Но я уже смотрел!  - воскликнул он.  - Там тоже никого нет.

     - Тогда  суди сам  себя, -  сказал король.   - Это  самое  трудное.

Себя судить куда трудней, чем других.  Если ты сумеешь правильно  судить себя, значит, ты поистине мудр.

Критерии

Дескрипторы

Обучающиеся

Составление вопросов по «Алгоритму Цицерона»

достигли цели, если с помощью вопросов передали содержание прочитанного текста

 

 

Учебник.

 

Хрестоматия. Часть 2.

 

 

 

Конец урока

 

 

 

Учитель: В фрагменте фильма звучит вопрос для учащихся: «А как это приручить?»
Письменно ответьте на вопрос маленького принца
2-3 предложениями.

 

Рефлексия.

 

       

 

Д/з:

Напишите эссе по темам

1.      Судить себя куда труднее, чем других.

2.      Одни только дети знают, что ищут.

3.      Вода бывает нужна и сердцу.

4.      Зорко одно лишь сердце.

5.      Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

 

 

Заключительное слово учителя

Когда уходите на пять минут

Не забывайте оставлять тепло в ладонях

В ладонях тех, которые вас ждут,

В ладонях тех, которые вас помнят.

 

Когда уходите на пять минут,

Не опоздайте вовремя вернуться,

Чтобы ладони тех, которые вас ждут,

За это время не успели разомкнуться.

 

 

 


 

Раздел: Планета Земля. Океаны

Раздел: Планета Земля. Океаны

ИКТ Использование интерактивной доски, интернет-ресурсов, фрагмента из кинофильма «Маленький принц»

ИКТ Использование интерактивной доски, интернет-ресурсов, фрагмента из кинофильма «Маленький принц»

Критерии Дескрипторы

Критерии Дескрипторы

С-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе

С-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе

Ты говоришь, как взрослые! - сказал он

Ты говоришь, как взрослые! - сказал он

Потом сказал: - Пожалуйста

Потом сказал: - Пожалуйста

Ответы на вопросы Достигли цели, если правильно ответили на заданные вопросы

Ответы на вопросы Достигли цели, если правильно ответили на заданные вопросы

Середина урока

Середина урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020