Раздел: Планета Земля. Океаны |
||||||||||||||||||||||||||
Тема: Философская сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
Школа: КГУ «Средняя школа Бакырчик» |
ФИО учителя: Шаяхметова А.Ш. |
||||||||||||||||||||||||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||
Цели обучения: |
||||||||||||||||||||||||||
10.2.4 создавать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию; 10.3.1 понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста; 10.3.4 владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение; 10.3.5 анализировать содержание художественных произведений, определяя детали, в раскрытии основной мысли; 10.4.4 писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей. |
||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: |
Все учащиеся смогут: |
|||||||||||||||||||||||||
понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста; владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение; объяснять смысл афоризмов; |
||||||||||||||||||||||||||
Большинство учащихся смогут: |
||||||||||||||||||||||||||
анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли: кластер «ценность»; написать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей: текст-рассуждение на тему “Встреча с Лисом”. |
||||||||||||||||||||||||||
Некоторые учащиеся смогут: создать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию. |
||||||||||||||||||||||||||
Языковая цель |
Развитие устной и письменной речи учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова и фразы: |
Ценности, сердце, истина, приручил, |
|||||||||||||||||||||||||
Полезные фразы для письма: |
Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил. |
|||||||||||||||||||||||||
Вопросы для обсуждения:
|
О чем говорили персонажи произведения? Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом? Разделяете ли вы взгляды Лиса? |
|||||||||||||||||||||||||
Письменные подсказки: |
Афоризмы из произведения |
|||||||||||||||||||||||||
Предыдущее обучение: |
Антуан де Сент-Экзюпери. Литературный хронограф. |
|||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Воспитание патриотизма, любви и бережного отношения к Родине, трудолюбия, взаимопомощи и дружеских отношений в коллективе на примере изучаемого произведения. Воспитание интереса к урокам русского языка и литературы, |
|||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: мировая литература, самопознание |
|||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Использование интерактивной доски, интернет-ресурсов, фрагмента из кинофильма «Маленький принц». |
|||||||||||||||||||||||||
Этапы урока (и время)
|
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||
Начало урока
|
Орг.момент. Эпиграф к уроку
Зорко одно лишь сердце.
Приветствие-ледокол «Приветствие разных народов мира». Образовывают два круга: внешний и внутренний. Внешний движется по часовой стрелке, внутренний не движется. Двигаясь, ученики приветствуют друг друга по-японски (руки к груди и поклон), по-французски (обнимаясь друг с другом), по-английски (приподнимая шляпу), по-немецки (крепкое рукопожатие), как африканское племя туарегов (прыгая при встрече) и как папуасы (приподнимая бровь). Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка и литературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. Деление на группы, определяющее тему урока: Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое афоризм? Примерный ответ учащихся: краткое изречение. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил. У каждого человека свои звёзды. Учитель: Назовите свою команду ключевым словом из вашего афоризма. Ответ: «Сердце», «Истина», «Звёзды». Как
вы понимаете фразу «У каждого человека свои звёзды»? Кластер со словом «Ценности»: Учитель: Ребята, какие у вас возникают ассоциации со словом «ценности»?
|
Русский язык и литература. Учебник. ./ Ж.Х. Салханова, Ж.К. Киынова, А.Е.Бектурова. – Алматы: Мектеп, 2019. – 232 с. – С.97-103.
Русский язык и литература. Хрестоматия. Часть 2./ Ж.Х. Салханова, Ж.К. Киынова, А.Е.Бектурова. – Алматы: Мектеп, 2019. – 216 с. – С.5-46. |
||||||||||||||||||||||||
Середина урока
Ознакомительное аудирование
|
Лекция учителя. Слово о писателе Пилот, мыслитель, поэт… Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоко лирических, философских произведений, оставил неповторимый след в литературе 20 века. Это был человек необычайно яркой разносторонней одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и…. техникой. Его жизнь была полна драматических событий: чего только не случалось с ним во время полётов! Не раз попадал в авиакатастрофы, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О нем слагали «героические легенды». Его называли рыцарем неба. Но полнее всего он раскрывался в своем творчестве. У Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература. «Для меня летать и писать – одно и то же» - вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Его произведения воспевают мужество и смелость: “Южный почтовый”, “Планета людей”, “Военный летчик”, “Послание к заложнику”, “Маленький принц”. Эти книги – его жизнь. Это философские повести о роли и месте человека в жизни. Философские – значит мудрые. Герои его книг – мужественные люди, люди долга и повышенного чувства ответственности, это сильные духом люди труда. «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля», - говорил Экзюпери. Он мечтал о спасении всего человечества, был готов спасти каждого на этой Земле, жил ради нее. В начале 40-х гг. Экзюпери вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой «Маленький принц». О чём сказка? В своих произведениях Экзюпери часто вспоминает о детстве. Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности. «Детство - это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны». И это он вынес из своего жизненного опыта. Именно в детстве, считает С-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе. Писатель всегда ценил дружбу, она была для него мерилом искренности, он считал ее самым драгоценным, что есть на планете.
Работа по содержанию произведения. Работа в группах. Группам даются отрывки, по содержанию которых будет проводится текстовая работа: Задание группе 1: прочитайте текст, разыграйте по ролям диалог принца и лётчика. «На пятый день, опять-таки благодаря барашку, я узнал секрет Маленького принца. Он спросил неожиданно, без предисловий, точно пришел к этому выводу после долгих молчаливых раздумий: - Если барашек есть кусты, он и цветы ест? - Он есть все, что попадется. - Даже такие цветы, у которых шипы? - Да, и те, у которых шипы. - Тогда зачем шипы? Этого я не знал. Я был очень занят: в моторе заел один болт, и я старался его отвернуть. Мне было не по себе, положение становилось серьезным, воды почти не осталось, и я начал бояться, что моя вынужденная посадка плохо кончится. - Зачем нужны шипы? Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц никогда не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум: - Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости. - Вот как! Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито: - Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают - если у них шипы, их все боятся... Я не ответил. В ту минуту я говорил себе: "Если этот болт и сейчас не поддастся, я так стукну по нему молотком, что он разлетится вдребезги". Маленький принц снова перебил мои мысли: - А ты думаешь, что цветы... - Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом. Он посмотрел на меня в изумлении: - Серьезным делом?! Он все смотрел на меня: перепачканный смазочным маслом, с молотком в руках, я наклонился над непонятным предметом, который казался ему таким уродливым. - Ты говоришь, как взрослые! - сказал он. Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил: - Все ты путаешь... ничего не понимаешь! Да, он не на шутку рассердился. Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы. - Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: "Я человек серьезный! Я человек серьезный!" - совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб. - Что? - Гриб! Вопрос: Какой вывод можно сделать из диалога лётчика и принца?
Задание группе 2: Напишите текст-рассуждение на тему “Встреча с Лисом”, ответив на следующие вопросы: О чем говорили персонажи произведения? Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом? Разделяете ли вы взгляды Лиса? Обоснуйте свой ответ. Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел. - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней... - Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый! - Я - Лис, - сказал Лис. - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно... - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
…Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста... приручи меня! - Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
… Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. - Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил... - Да, конечно, - сказал Лис. - Но ты будешь плакать! - Да, конечно. - Прощай... - сказал он. - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. - Потому что я отдавал ей всю душу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. - Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Задание группе 3. Стратегия «Алгоритм Цицерона». Прочитатайте тексты и составьте вопросы по их содержани, используя алгоритм Цицерона:
Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?" И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков", - и тогда они восклицают: "Какая красота!"
Маленький принц зевнул. Жаль, что тут не поглядишь на заход солнца, когда хочется! И, по правде говоря, ему стало скучновато. - Мне пора, - сказал он королю. - Больше мне здесь нечего делать. - Останься! - сказал король: он был очень горд тем, что у него нашелся подданный, и не хотел с ним расставаться. - Останься, я назначу тебя министром. - Министром чего? - Ну... юстиции. - Но ведь здесь некого судить! - Как знать, - возразил король. - Я еще не осмотрел всего моего королевства. Я очень стар, для кареты у меня нет места, а ходить пешком так утомительно... Маленький принц наклонился и еще раз заглянул на другую сторону планеты. - Но я уже смотрел! - воскликнул он. - Там тоже никого нет. - Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
|
Учебник.
Хрестоматия. Часть 2.
|
||||||||||||||||||||||||
Конец урока
|
Учитель: В
фрагменте фильма звучит вопрос для учащихся: «А как это приручить?» |
|
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Д/з: |
Напишите эссе по темам 1. Судить себя куда труднее, чем других. 2. Одни только дети знают, что ищут. 3. Вода бывает нужна и сердцу. 4. Зорко одно лишь сердце. 5. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
|
|
||||||||||||||||||||||||
Заключительное слово учителя |
Когда уходите на пять минут Не забывайте оставлять тепло в ладонях В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят.
Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться, Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться. |
|
||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.