Разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении»
Оценка 4.6

Разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении»

Оценка 4.6
docx
13.02.2021
Разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении»
000bcaa1-851c59ee.docx

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении»

 

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: Слайд 2)

1.Образовательная:

·         углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

·                                                                формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;

·                                                                с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;

·                                                                составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

·                                                                воспитывать языковое чутьё;

·                                                                внимание к происходящим процессам;

3.Развивающая:

·                                                                расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1.                                          

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1 мин.

2.                                          

Проверка домашнего задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении

5 мин.

3.

Подготовительная беседа

Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении

2 мин.

4.

Знакомство с новым материалом

Указать на то, что учащиеся должны запомнить;

дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения

2 мин.

5.

Практическая работа

Научить систематизировать полученные знания

9 мин.

6.

Работа по развитию речи

Развить речевые умения учащихся

4 мин

7.

Самостоятельная работа

Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП

18 мин.

8.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2 мин.

9.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2 мин.

Ход урока

1.Самостоятельная работа, на основе дом.раб.

Докажите, что является союзом, а что союзным словом.

Вчера я наконец узнал, что же он так старательно прятал (что – союзное слово) – Я думал, что это неважно (что – союз).

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

В нашем определении одним из средств связи частей в сложноподчиненном предложении названы указательные слова. Что же это такое?

Мы знаем, что придаточное предложение раскрывает информацию, которая сообщается в главном.

Допустим, мы решили сообщить кому-то информацию с помощью вот таких сложноподчиненных предложений.

Я видел картину, которую ты представить себе не можешь.

Это было в музее, где сейчас выставка.

Для меня очевидно было, что картину рисовал мастер.

Но ведь наши собеседники не знают, что мы хотим использовать сложноподчиненное предложение. Они могут перебить нас на середине высказывания какой-нибудь своей репликой, например: «Правда?» или «Ух ты!»

И будут не виноваты. Ведь как они могли догадаться, что в главном предложении мы сообщили еще не всю информацию?

Я видел картину. Вполне самостоятельное предложение.

Именно поэтому в главной части сложноподчиненного предложения используются указательные слова.

Я видел такую картину, которую ты представить не можешь.

Это было в том музее, где сейчас выставка.

Для меня очевидно было то, что картину рисовал мастер.

Посмотрите на главные части предложений. Теперь они кажутся неполными, незаконченными. Ясно, что где-то поблизости есть дополняющая их придаточная часть. Теперь части сложноподчиненного предложения нельзя спутать с простым предложением!

Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует придаточное.

 

3) КУДА ОТНЕСЕМ ДАННЫЕ СЛОВА?

от, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто, кто-то, что-то и так далее. – местоимения

туда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и так далее. – наречия

4)Все эти указательные слова образуют пары с союзами и союзными словами. (слайд 5)

Является ли необходимым употребление указательных слов? В некоторых предложениях – нет.

Это тот человек, о котором я тебе говорил.

Он совершил такой поступок, о котором я могу только мечтать.

Я всё расскажу тогда, когда придёт для этого время.

 

В роли указательных слов также могут выступать части некоторых союзов.

Составные союзы потому что, так как, оттого что, для того чтобы могут разделяться: одна часть остается в главном предложении и становится указательным словом, а вторая остается в придаточном предложении как союз.

5)Выборочный диктант. Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова. Эту же работу можно проделать и по-другому. Выписать только номера предложений с указательными словами.

1.      Кто ищет, тот всегда найдет.

2.      Горюет Фома, что пустая голова.

3.      Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

4.      И кафтан греет, когда шубы нет.

5.      Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

6.      Где песня льется, там легче живется.

7.      Зеркало не виновато, что рожа кривовата.

8.      Не ведает царь, что делает псарь.

9.      Поселись там, где поют.

ПРИМЕЧАНИЕ: 

 Пока весь класс занят записью пословиц, 2 ученика работают у доски:

1 – фонетический разбор слова поют

2 – синтаксический разбор предложения 

 

6) Задание на закрепление.

Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найди­те и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные пред­ложения запишите.

1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела нико­го видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом мно­гие годы.

·         К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое зна­чение и составьте с антонимом предложение.

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения ука­зательные слова.

Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.

Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.

1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

 

7) Домашнее задание: подготовить любое интересное сообщение (тема: география, математика, русский язык, биология и т.д) с использованием спп. 2)найти 10 пословиц с указательными словами.


 

Разработка урока русского языка в 9 классе

Разработка урока русского языка в 9 классе

Работа по развитию речи Развить речевые умения учащихся 4 мин 7

Работа по развитию речи Развить речевые умения учащихся 4 мин 7

Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения

Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения ука­зательные слова

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения ука­зательные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021