УРОК 14. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ДИАЛЕКТИЗМЫ
1. Словарная работа.
На доске написаны слова:
Диспансер, областей, коклюш, намерение, предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку.
Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке.
– Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое намерение – сделать вам прививку.
– У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, – ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.
– Я не уйду, – уперлась женщина.
Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.
2. Беседа.
– Найдите среди этих слов профессиональные.
– Чем они отличаются от общеупотребительных?
– Сегодня мы познакомимся с еще одним классом необщеупотребительных слов – с диалектными словами.
– Как образовалось слово диалектный?
– Что такое диалект?
– Как вы понимаете значение словосочетания «диалектные слова»?
– По-другому диалектные слова называются диалектизмами.
– Сравните свое толкование этого термина с определением, данным в учебнике (стр. 32).
3. Упражнение 75.
1. Чтение текста упражнения 75.
– О чем этот текст?
– Озаглавьте его.
– На сколько смысловых частей можно разделить текст?
– Озаглавьте каждую часть.
– Представьте, что этот сюжет вы смотрите в кино. Опишите кадры (по одному на каждую часть), которые, по вашему мнению, являются ключевыми.
2. Сжатый пересказ.
3. Рассказ учителя о словаре В. И. Даля.
4. Беседа.
– Как вы думаете, почему В. И. Даль дал такое название своему словарю?
– Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика?
5. Письменная работа.
В столбик учащиеся записывают слова:
глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.
Затем учитель диктует диалектизмы:
кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку.
Задача учащихся – написать диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару.
6. Самостоятельная работа.
– На стр. 33 прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова.
– Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.
– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?
Текст для 1-го варианта
РОГАЧ И ЗАГНЕТКА
Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец спросил:
– Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал.
– Чудак человека, – сказала бабушка, – да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток.
(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)
Текст для 2-го варианта
ЛИТОВКА
Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.
Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:
– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка.
– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.
– Вот чудеса! – удивился Тема.
6. Итог урока.
– Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи?
– Почему их необходимо фиксировать в словарях?
Домашнее задание: упражнение 73.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.