Русский язык 10 класс Тема. Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных
Оценка 4.6

Русский язык 10 класс Тема. Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных

Оценка 4.6
docx
13.02.2021
Русский язык    10 класс Тема. Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных
Урок 20 русс 10 кл.docx

Урок 20                                  Русский язык    10 класс

Тема. Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных

Цели: обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы; закрепить навыки графического обозначения орфограммы, умение работать с ор­фографическим словарем.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Распределительный диктант (два человека у доски). В первый столбик записываются слова с правописанием о после шипящих, во второй - е и ё.

Пшенка, бечевка, холодцом, танцевать, бойцом, зачет, трещот­ка, чопорный, шел, глянцевый, крыжовник, черный, ожог (третьей степени), ранцем, обжора, ситцевый, грушовка, тушенка, шерстка,

шорох, щетка, шов, леденцом, шок, поджег (сарай).

Проверка диктанта — устно или с помощью записи на доске. Повторение правил правописания о, ё после шипящих.

II. Работа над орфограммой «Сомнительные согласные»

1. Слово учителя.

— Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правопи­санием согласных в корне. Какие это орфограммы? (Со­мнительные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов.)

Давайте попробуем разобраться, почему в одних случаях со­гласные в корне произносятся четко, а в каких - нет. (Чтение § 24, с. 83.)

(Делается вывод о том, что согласные, как и гласные, могут находиться в сильной и слабой позициях по глухости/звонкости. В сильной позиции согласный произносится четко и соответствует своей букве, например: вода. В слабых позициях согласный ста­новится сомнительным: он либо оглушается, либо озвончается, создавая тем самым трудности при написании слова. Выбор со­гласного звука зависит от его положения (сильная или слабая по­зиция), а также от традиции письма, например: труд - трудовой, кров — кровля.

По тексту параграфа составляется таблица «Сомнительные согласные».)

Таблица 7

Сомнительные согласные

Сильная позиция по глухости/звонкости

Примеры

Слабая позиция по глухости/звонкости

Примеры

Перед гласным звуком

Стол

На конце слова

Дуб [п]

Перед сонорными согласными л, м, н, р

ступня

Перед шумным звонким согласным (происходит озвончение)

Косьба [з'б]

Перед шумным глухим согласным (происходит оглушение)

Ковш [фш]

Как же правильно установить, какой согласный нужно писать? (Подобрать проверочное слово, в котором согласный звук стоял бы в сильной позиции: перед гласным звуком или сонорными л, м, н, р.)

(В ряде случаев это общее правило не работает. Это касается слов типа абстракция или транскрипция. По правилу нужно было бы проверять их словами абстрагировать и транскрибировать, однако в существительных абстракция и транскрипция пишется глухой согласный.)

2. Закрепление изученного.

Упражнение 123 выполняется на доске.

При выполнении упражнения 124 нужно обязательно указы­вать морфему, в которой обнаружена сомнительная согласная. Дело в том, что сомнительные согласные в словах из упражне­ния сосредоточены не только в корнях (брош-ка, ковриж-ка), но и в приставках {пред-чувствие, под-толкнуть).

Важно понимать, что ее можно проверить. В случае, если сомнительная согласная находится в корне, проверять нужно путем подбора однокоренного слова, если же в приставке, то проверять можно словом с той же приставкой (это необязательно может быть однокоренное слово). Например, орфограмму в слове под-толкнуть можно проверить словом подо-ждать. Такая проверка не распространена в школь­ной практике, но суть ее остается той же, что и при проверке со­мнительной согласной в корне: нужно поставить сомнительную согласную в сильную позицию.

III. Работа над орфограммой «Непроизносимые согласные»

1.Знакомство с орфограммой.

Чтение § 25 (с. 84). Выделяются два блока. Первый — это непроизносимая согласная в корне слова, которую можно про­верить, подобрав слова, где согласный стоял бы перед гласной и, следовательно, слышался бы четко. Второй — непроизносимые согласные в сочетаниях сч, зч, жч и подобных, где непроизно­симый согласный появляется на стыке двух морфем: приставки и корня, корня и суффикса.

 

2. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют задание: нужно определить, есть ли не­произносимая согласная в слове, подобрать проверочное слово.

Аген(?)ство, здра(?)ствуйте, блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский, добросовес(?)ный, заку- лис(?)ный, небес(?)ный, вкус(?)ный, пристрас(?)ный, опас(?)ный, перекрестный, чудес(?)ный, лес(?)ница, звез(?)ный, злос(?)ный, завис(?)ливый, сверс(?)ник, победонос(?)ный, чес(?)ный, диле­тантский, я(?)ственный, лес(?)ный, лес(?)ной, кровенос(?)ный, я(?)ства, ровес(?)ник, интерес(?)ный, древес(?)ный, гиган(?)ский, свис(?)нуть, добросовес(?)ный, ше(?)ствовать, безмол(?)ствовать, сер(?)це, пас(?)бище, блес(?)нуть.

 

Дополнить содержание параграфа необходимо тем, что пра­вописание непроизносимых согласных в ряде случаев зависит от лексического значения слова.

Учащиеся выполняют задание: нужно определить, есть ли не­произносимая согласная в корне; различаются ли слова в парах по своему лексическому значению; составить по одному словосо­четанию (или предложению) с каждым словом и подобрать про­верочные слова, исходя из лексического значения анализируемых слов.

Выслать - выстлать, яства - явственно, почивать - потчевать, костный - косный, гнусный - грустный, шествовать - шефствовать, чествовать - чувствовать, изморозь - изморось, вперемежку - впе­ремешку.

 

   Как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению? {Паронимы.)

IV.   Работа над орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова»

1.Знакомство с орфограммой.

Чтение § 26 (с. 86). Важно обратить внимание, что прави­ла, описанные в параграфе, относятся только к правописанию двойных согласных в корне слова (для других морфем, например в суффиксах прилагательных и причастий, действуют совершенно иные правила).

2. Выполнение упражнений.

   Есть ли в слове удвоенная согласная? Вставьте пропущен­ные согласные там, где это необходимо. В случае затрудне­ний обращайтесь к орфографическому словарю. Ак(?)лиматизация, ил(?)юстрация, дрес(?)ировать, абсцис(?)а,

гал(?)ерея, ак(?)умулятор, ат(?)естат, бал(?)юстрада, бал(?) (вы­пускной), бал(?) (проходной), артил(?)ерия, орфограм(?)а, пал(?)- исадник, хар(?)актер, рас(?)а, ап(?)етит, ап(?)ликация, артил(?)ерия, ал(?)ея, ап(?)егория, сим(?)етрия, ан(?)отация, ак(?)уратный, алл­игатор, ап(?)арат, кас(?)ета, вож(?)и, хок(?)ей, эл(?)иксир, эф(?)- ект, агрес(?)ия, мер(?)идиан, прес(?)а, сум(?)а (слагаемых), фил(?)- иал, колон(?)а, колон(?)ка, оперет(?)а, ал(?)юминий, кол(?)ектив, ват(?)ага, дел(?)икатес, кил(?)ометр, бал(?)он, коммуникация, дис- кус(?)ия, бел(?)етристика, мож(?)евельник, драм(?)а, агрес(?)ор, жуж(?)ание, бры(?)жет, дис(?)ертация, им(?)итация, кол(?)оквиум, хок(?)ей, пер(?)он, экспрес(?)ия, парап(?)ель, кор(?)идор, трол(?)- ейбус, бал(?)он, тер(?)итория, привил(?)егия, диф(?)еренциация, им(?)унитет, сур(?)огат, кристал(?)ьная, клас(?)ицизм.

(Выполнение упражнения 131.)

V.  Итог урока

Домашнее задание

1.    Упражнения 139 и 140 (с. 90).

2. §27-30 (с. 93-104).

3. Повторить принципы русской орфографии (§ 18 на с. 62).


 

4. Скачано с www.znanio.ru

Урок 20

Урок 20

В ряде случаев это общее правило не работает

В ряде случаев это общее правило не работает

Выполнение упражнений. —

Выполнение упражнений. —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021