Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". 10-й класс
Учитель : Ильясова Асият Ариповна
Цели:
Оборудование: текст притчи Н. Соколовой «Рябинка», карточки-информаторы №№1-6, презентация к уроку (Приложение).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: развитие речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ. Несмотря на сложность задачи, это очень интересная и творческая работа.
– Прочитайте задание ЕГЭ часть С.
– В самом задании при внимательном прочтении можно увидеть структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания.
– Рассмотрим подробную структуру подобного сочинения, она у вас представлена в вертикальном виде (карточка-информатор №1, слайд 2),
Карточка-информатор №1: Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
Структурный компонент текста |
Речевые клише |
Проблема |
Возможен
риторический вопрос… |
Комментарий |
Не
случайно писатель изображает… |
Позиция автора |
Позиция
автора такова… |
Моя позиция – тезис |
Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…) |
Аргумент 1 (н-р, жизненный опыт) |
Действительно
… |
Иллюстрация к аргументу 1 |
Например,
… |
Аргумент 2 (н-р, читательский опыт) |
Мою
позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы. |
Иллюстрация к аргументу 2 |
Например,
… |
Вывод-заключение |
Таким
образом, только от нас самих зависит… |
Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:
Во избежание фактических ошибок
Это скелет нашей творческой работы, на который мы будем нанизывать сформулированные мысли. Обратим внимание на типичные ошибки, допускаемые ребятами при таком виде работы, потому что предупреждён – значит вооружён. Также важно помнить, что нельзя отождествлять автора и рассказчика, хотя можно использовать хитрое выражение автор-рассказчик, а если речь в тексте идёт явно от лица автора, то лучше использовать информацию о нём, данной после текста.
– Автор текста, который мы будем изучать, Наталья Соколова.
Сообщение учащегося
– Прослушайте текст. (карточка-информатор №2, слайд 3)
(1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.
(8) Шла мимо девочка.
(9) Увидела рябинку, поахала.
(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!
(25) Мы народ организованный, должны подавать пример...
(26) Шёл в сумерках влюблённый.
(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой.)
III. Работа по тесту. Обзор-анализ.
– Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний (слайд 4):
а) У каждого человека своя правда.
б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.
в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.
г) Надо беречь красоту.
– Теперь, когда мы определили основные положения этой притчи, попробуем сформулировать основную мысль и проблему текста, пользуйтесь карточкой – информатором №1: где представлена структура сочинения и параллельно ведите записи в тетрадях: защищена ли природная красота мира? От чего зависит сохранение окружающей красоты природы.
(слайд 5: Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.)
– Рябинка – это часть чего?... Значит проблема….
(слайд 5: Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.)
– Какая наука занимается вопросами природы?
Сообщение учащегося об экологии (карточка-информатор №3)
– С чем связана экологическая обстановка на планете?
– Как вы думаете, важно ли сберечь одну рябинку, ведь это не столь катастрофично для окружающих? Для всего мира?
– Сколько нужно времени, чтобы вырастить рябинку, чтобы она начала давать плоды, прослушаем сообщение.
Сообщение учащегося о рябине (карточка-информатор №4, слайд 6)
– Прослушали сообщение о рябине, сделаем вывод по двум текстам, прочитанному и прослушанному, почему важно бережно относится к природе, даже к каким-то «единичным» её проявлениям. (В природе нет «единичных» проявлений, это цельный организм, все части которого важны, сохраним один её элемент – сохраним целостность всего организма.).
– Прокомментируйте проблему, основываясь на выводах (слайд 7).
– Прокомментировать проблему – значит:
– показать степень понимания текста;
– умение видеть его важные аспекты;
– понять замысел автора;
– понять ход авторской мысли.
Говорим об актуальности проблемы: экологическая проблема нравственного характера
Актуальная (почему? – 1-ый путь ответов), потому что даёт возможность понять:
– что значит красота рябинки для окружающих;
– почему рябинка – это не только красота, но и жертва;
– как относиться к окружающей красоте природы.
(почему? – 2-ый путь ответов):
– заставляет задуматься об ответственности за совершённые поступки;
– помогает убедиться в тесной взаимосвязи человека и природы…
– Определите, как автор относится к рябинке, как он её описывает? (предложения 1-3,7 – слайд 8) Как он её называет? Сколько времени и людей понадобилось, чтобы уничтожить красавицу рябинку?
– Позиция автора по отношению к деревцу явно прослеживается или она скрыта за подтекстом, за поступками героев?
– При помощи какого лексического средства выразительности достигается одушевлении деревца? (метафоры и олицетворения).
– А знаете ли вы, что олицетворяла собой рябинка в Древней Руси?
Сообщение учащегося «Легенды о рябине» (карточка-информатор №5)
– Иносказательный смысл притчи и легенд помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема чуткого отношения к окружающему миру природы, поднятая в притче, будет актуальна всегда, пока живо человечество.
– Ребята, сформулируйте свой комментарий-тезис к данной проблеме.
– Запишите свой комментарий, Поможет вам в этом памятка. Не забывайте, собственный комментарий не должен носить формальный характер.(слайд 9)
IV. Самостоятельная работа учащихся. Иллюстрирование комментария.
(слайд 10)
– Что может иллюстрировать аргумент?
– Ребята, выберите по карточке-информатору №6 «Банк аргументов» необходимые иллюстрации из знакомых вам художественных произведений к аргументам 1 и 2., запишите в тетрадь
V. Подведение итогов. Рефлексия.
– К какому выводу, ребята, вы пришли после изучения и анализа данной притчи. Сформулируем концовку нашего сочинения (слайд 11): Таким образом, только от нас самих зависит, какой будет природа, окружающий нас мир. В отношении к окружающей природе нет мелочей, важна каждая деталь, в том числе и «незаконно» выросшая рябинка у дороги.)
– Ребята, необходимый рабочий материал для написания сочинения-рассуждения вы получили, а теперь расскажите, что полезного вы взяли из нашей совместной работы для себя при подготовке к ЕГЭ.
– Мне же хочется закончить наше общение словами Михаила Пришвина: «Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.» (слайд 12)
– Ребята, всё человеческое общество – неотъемлемая часть природы, а значит, если красива и полноценная природа – красивы, духовно полноценны и мы, люди! Помните это!
– Творческих успехов! (слайд 13)
Использованные ресурсы (слайд 14):
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.