Предмет: Русский язык 2 класс
Тема: Слово
Урок № 40 «Слово и его значение»
Тип урока: освоение новых знаний
Цель урока: способствовать созданию условий для формирования понятия "лексическое значение слова"
Задачи урока:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Планируемый результат: в ходе урока учащиеся познакомятся с понятиями "лексика", "лексическое значение слова", научатся правильно определять значение слова, опознавать слова по его лексическому значению.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс. 2 часть»; толковые и орфографические словари; ассоциативные карточки; карточки для фронтальной работы; карточка с берёзовым листком для физкультминутки
Этапы урока
I. Организационный момент. Организация эмоциональной и психологической подготовки к уроку. Чтение стихотворения «Скучать некогда» [2, с.208]
- Не будем и мы скучать на уроке! Запишите дату в тетрадях.
II. Актуализация знаний и умений учащихся.
· Чистописание. Запишите строчные и заглавные буквы.
о с л в о О С Л В О о с л в о
- Какое слово вы можете составить из этих букв? (Слово)
- Как сказать, если слов много? (Слова)
- Назовите это слово ласково (Словечко). Запишите эти слова.
III. Целемотивационный этап.
· На доске две записи: калямба берёза
млавкая осина
накить рябина
- Как вы думаете, в каком столбике записаны слова? (Обсуждение)
Вывод: слова состоят из звуков и имеют значение.
Послушайте стихотворение А. Ерошина «Игра в словечки».
Не только дети любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря — упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике — Сова.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Разговор пойдёт о слове. Тема урока - «Слово и его значение».
- Чему мы научимся на этом уроке? (Объяснять значение слов, находить значение слов в словаре)
- Прочитайте вопрос учебника (с.3).
IV. Изучение новой темы.
- Прочитайте стихотворение А. Усачёва «Стая и стадо».
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасётся. А стая летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!
· Работа над понятием «лексическое значение слова».
- Определите значение слов стадо и стая. Как вы думаете, в какой книге мы найдём правильный ответ на вопрос? (В Толковом словаре)
- Придумайте сочетания этих слов с названиями различных животных.
С.3, упражнение 1 – устно.
· Работа со словарями – нахождение толкования слов.
Стая – группа животных одного вида, держащихся вместе: стая воробьёв, стая волков. Стадо - группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот: оленьи стада. (По Ожегову)
· Работа со словарными словами.
- А почему стая гусей улетает на юг?
- Правильно, наступила осень. А по каким признакам в природе вы определили, что наступила осень?
- Да, самый первый признак, что листья на деревьях стали золотыми, красными.
- А какие деревья в первую очередь становятся золотыми? (Берёза, осина.)
- Какое дерево пылает, как костёр? (Рябина.)
- Эти слова являются «упрямыми», потому что в них есть трудные для написания места, которые произносятся не так, как пишутся. В словах берёза и рябина мы слышим гласный звук «и», а пишем букву «я»; в слове осина мы слышим гласный звук «а», а пишем букву «о». (Демонстрируются на карточках напечатанные слова.)
- В каком словаре мы можем найти эти слова? (В орфографическом.)
- Для чего нужен этот словарь?
- Правильное написание этих слов вы можете запомнить и с помощью ассоциаций, которые мы сейчас вместе придумаем. (Мнемонические приёмы)
У берёзы белый ствол!
Рябина рябая, её любит курочка Ряба!
- Найдём в толковом словаре лексическое значение слова дрожь.
ОСИНА
Дрожь бежит по листьям летом,
Осенью горит прекрасным цветом!
Слова с ассоциациями записываются в мнемонические словари, которые ведут учащиеся.
· Работа с учебником. С.4, упражнение 2. Спишите только слова. В словах
берёза, вчера подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
Чтение правила (с.4).
Двигательная физкультминутка со словом берёза.
Мы вокруг берёзы
весело пойдём.
Руки вверх поднимем,
Покружимся слегка,
И подбросим листья
Вверх, под облака.
· Работа над понятиями одно и несколько значений слов.
С.5, упражнение 4 – устно. Чтение правила (с.5).
С.5, упражнение 5, с использованием словарей.
V. Проверка понимания изученного.
· Дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их
значение. Посмотрите, что ответили дети. (На доске – записи.)
Подберёзовик – гриб, который растёт под б..рёзой.
Подосиновик – человек, который сидит под ..синой.
Осень – время года, когда птицы улетают на юг.
Роза – это сестра б.рёзы.
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов. Вставьте пропущенные буквы.
- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов). А где можно уточнить значение слов? (Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.) Запишите только правильные ответы.
· Послушайте. Сколько значений у слова иголки? Запишите сочетания
слов со словом иголки (иголки у ежа, еловые и сосновые иголки, швейные иголки) [2, с.101].
Физкультминутка для снятия зрительного напряжения.
Показываю картинку с берёзовым листочком.
- Закройте глазки. Мысленно закрасьте листик в зелёный цвет, затем перекрасьте в жёлтый цвет, затем – в красный. Представьте, что листик упал на другие листья, и вы видите сказочный жёлто-красный ковёр на земле. Как прекрасна природа осенью! Откройте глазки.
VI. Закрепление изученного.
- Предлагаю вам игру «Опиши предмет»: перед вами книга. Опишите её по плану: какой она формы? Из чего сделана? Для чего нужна? (Дополнительный вопрос: почему нужно беречь учебники?) Аналогично работаем со словом мяч.
- Проанализируйте свою работу. Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.
VII. Информация о домашнем задании [2, с.102]. Мнемонический словарь: слово вчера.
VIII. Подведение итогов урока.
Вернёмся к началу урока. Чему вы должны были научиться на уроке? (Объяснять значение слов, находить значение слов в словаре). Если вам непонятно лексическое значение слова, что делать? Сколько может быть значений у слов? Что показалось особенно интересным?
IX. Рефлексия «Дерево успеха» [2, с.216].
Список литературы
1. Министерство образования Республики Беларусь. Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 2-4 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.
2. Даниленко, И.А. Русский язык: план-конспект уроков: 2 класс / И.А. Даниленко, Н.А. Жилич. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2018. – 223 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.