Разработка урока русского языка во 2 классе "Слово и его значение"
Оценка 4.7

Разработка урока русского языка во 2 классе "Слово и его значение"

Оценка 4.7
docx
07.10.2024
Разработка урока русского языка во 2 классе "Слово и его значение"
Конспект урока русского языка во 2 классе _Слово и его значение_.docx

Предмет: Русский язык 2 класс

Тема: Слово

Урок № 40 «Слово и его значение»

Тип урока: освоение новых знаний

Цель урока: способствовать созданию условий для формирования понятия "лексическое значение слова"

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с новым разделом курса - лексикой;
  • ввести понятие "лексическое значение слова"

2. Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать самооценку и коммуникативные навыки

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся познакомятся с понятиями "лексика", "лексическое значение слова", научатся правильно определять значение слова, опознавать слова по его лексическому значению.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс. 2 часть»; толковые и орфографические словари; ассоциативные карточки; карточки для фронтальной работы; карточка с берёзовым листком для физкультминутки

                                                        Этапы урока

I. Организационный момент. Организация эмоциональной и психологической подготовки к уроку. Чтение стихотворения «Скучать некогда» [2, с.208]

- Не будем и мы скучать на уроке! Запишите дату в тетрадях.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

·        Чистописание. Запишите строчные и заглавные буквы.

о  с  л  в  о  О  С  Л  В  О  о  с  л  в  о

- Какое слово вы можете составить из этих букв? (Слово)

- Как сказать, если слов много? (Слова)

- Назовите это слово ласково (Словечко). Запишите эти слова.

III. Целемотивационный этап.

·        На доске две записи:  калямба                    берёза

                                         млавкая                  осина

                                     накить                     рябина

- Как вы думаете, в каком столбике записаны слова? (Обсуждение)

Вывод: слова состоят из звуков и имеют значение.

Послушайте стихотворение А. Ерошина «Игра в словечки».

Не только дети  любят прятки,

Играть умеют и слова:

Заря — упрятана в ЗАРЯдке,

А в риСОВАльщике — Сова.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Разговор пойдёт о слове. Тема урока - «Слово и его значение».

- Чему мы научимся на этом уроке? (Объяснять значение слов, находить значение слов в словаре)

- Прочитайте вопрос учебника (с.3).

IV. Изучение новой темы.

- Прочитайте стихотворение А. Усачёва «Стая и стадо».

Чем отличается стадо от стаи?

Стадо пасётся. А стая летает.

Стая гусей улетает на юг.

А стадо гусей ковыляет на луг.

В этом отличие стаи от стада.

Это запомнить как следует надо!

·        Работа над понятием «лексическое значение слова».

- Определите значение слов стадо и стая. Как вы думаете, в какой книге мы найдём правильный ответ на вопрос? (В Толковом словаре)

- Придумайте сочетания этих слов с названиями различных животных.

С.3, упражнение 1 – устно.

·        Работа со словарями – нахождение толкования слов.

Стая – группа животных одного вида, держащихся вместе: стая воробьёв, стая волков. Стадо -  группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот: оленьи стада. (По Ожегову)

·        Работа со словарными словами.

- А почему стая гусей улетает на юг?

- Правильно, наступила осень. А по каким признакам в природе вы определили, что наступила осень?

- Да, самый первый признак, что листья на деревьях стали золотыми, красными.

- А какие деревья в первую очередь становятся золотыми? (Берёза, осина.)

- Какое дерево пылает, как костёр? (Рябина.)

- Эти слова являются «упрямыми», потому что в них есть трудные для написания места, которые произносятся не так, как пишутся. В словах берёза и рябина  мы слышим гласный звук «и», а пишем букву «я»; в слове осина мы слышим гласный звук «а», а пишем букву «о». (Демонстрируются на карточках напечатанные слова.)

- В каком словаре мы можем найти эти слова? (В орфографическом.)

- Для чего нужен этот словарь?

- Правильное написание этих слов вы можете запомнить и с помощью ассоциаций, которые мы сейчас вместе придумаем. (Мнемонические приёмы)

У берёзы белый ствол!

Рябина рябая, её любит курочка Ряба!

 - Найдём в толковом словаре лексическое значение слова дрожь.

ОСИНА

Дрожь бежит по листьям летом,

Осенью горит прекрасным цветом!

Слова с ассоциациями записываются в мнемонические словари, которые ведут учащиеся.

·        Работа с учебником. С.4, упражнение 2. Спишите только слова. В словах

берёза, вчера подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Чтение правила (с.4).

Двигательная физкультминутка  со словом берёза.

Мы вокруг берёзы

весело пойдём.

Руки вверх поднимем,

Покружимся слегка,

И подбросим листья

Вверх, под облака.

·        Работа над понятиями одно и несколько значений слов.

С.5, упражнение 4 – устно. Чтение правила  (с.5).

С.5, упражнение 5, с использованием словарей.

V. Проверка понимания изученного.

·        Дети играли в слова. Были даны слова,  надо было объяснить их

значение. Посмотрите, что ответили дети. (На доске – записи.)

Подберёзовик – гриб, который растёт под б..рёзой.

Подосиновик – человек, который сидит под ..синой.

Осень – время года, когда птицы улетают на юг.

Роза – это сестра б.рёзы.

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

- Выскажете своё мнение:  почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов). А где можно уточнить значение слов? (Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.) Запишите только правильные ответы.

·        Послушайте. Сколько значений у слова иголки? Запишите сочетания

слов со словом иголки (иголки у ежа, еловые и сосновые иголки, швейные иголки) [2, с.101].

Физкультминутка для снятия зрительного напряжения.

Показываю картинку с берёзовым листочком.

- Закройте глазки. Мысленно закрасьте листик в зелёный цвет, затем перекрасьте в жёлтый цвет, затем – в красный. Представьте, что листик упал на другие листья, и вы видите сказочный жёлто-красный ковёр на земле. Как прекрасна природа осенью! Откройте глазки.  

VI. Закрепление изученного.

- Предлагаю вам игру «Опиши предмет»:  перед вами книга. Опишите её по плану: какой она формы? Из чего сделана? Для чего нужна? (Дополнительный вопрос: почему нужно беречь учебники?) Аналогично работаем со словом мяч.

- Проанализируйте свою работу. Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.

VII. Информация о домашнем задании [2, с.102]. Мнемонический словарь: слово вчера.

VIII. Подведение итогов урока.

Вернёмся к началу урока. Чему вы должны были научиться на уроке? (Объяснять значение слов, находить значение слов в словаре). Если вам непонятно лексическое значение слова, что делать? Сколько может быть значений у слов? Что показалось особенно интересным?

IX. Рефлексия «Дерево успеха» [2, с.216].

 

Список литературы

1. Министерство образования Республики Беларусь. Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 2-4 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.

2. Даниленко, И.А. Русский язык: план-конспект уроков: 2 класс / И.А. Даниленко, Н.А. Жилич. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2018. – 223 с.

 

 

 


 

Предмет : Русский язык 2 класс

Предмет : Русский язык 2 класс

Как сказать, если слов много? (Слова) -

Как сказать, если слов много? (Слова) -

Работа со словарями – нахождение толкования слов

Работа со словарями – нахождение толкования слов

Двигательная физкультминутка со словом берёза

Двигательная физкультминутка со словом берёза

VI . Закрепление изученного. -

VI . Закрепление изученного. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2024