Разработка урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)

Оценка 4.9
docx
08.02.2022
Разработка урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)
спп с прид обстоят.docx

Разработка урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)

Цели урока:

образовательная: привести учащихся к пониманию основных особенностей сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.

развивающая: развитие общеучебных интеллектуальных умений (анализа, сравнения, систематизации).

воспитательная: воспитание гуманности.

Тип урока: урок изучения нового материала. (см. Приложение 4)

Методы:

-             общие:

o     частично-поисковый (по М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру),

o     метод эвристических заданий,

-             бинарные:

o     преподавания – объяснительно-побуждающий метод,

o     учения – частично-поисковый метод.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная.

Комплексное методическое обеспечение: таблицы; Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..; карточки с заданиями; магнитофонная запись.

                   I.            Актуализация прежних знаний и способов действий.

Звучит спокойная музыка.

Учитель: Американский писатель и журналист Уильям Хэзлит замечал: «Афоризмы – это жемчужины человеческой мудрости». Гармония мысли и чувства, формы и содержания. Помогают достичь этой гармонии законы языка. Думаю, что сегодня мы прикоснемся к тайне этих законов и попробуем понять их загадки. А помогут нам в этом афоризмы, которые мы сейчас запишем.

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

Г. Торо, американский писатель

Цель воспитания – не допускать, чтобы любовь к себе заглушила любовь к ближнему.

П. Бауст

Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Р. Роллан, французский писатель

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

М. Горький

Там, где появился огонь жадности, вместо дров сгорала человечность.

Бедиль, индийский поэт

Объясните знаки препинания в этих высказываниях и попробуйте определить виды придаточных предложений, которые в них встретились.

(Учащиеся объясняют постановку тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым, постановку запятых во всех предложениях, т.к. данные предложения сложные, сложноподчиненные. Определяют виды придаточных предложений, в 1 примере – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, во 2 примере – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Три последних предложения вызывают у детей трудности в определении вида придаточного предложения, т.к. данный учебный материал является новым. Возникает проблемная ситуация.)

Учитель: Почему три последних изречения вызвали у вас трудности в определении вида придаточных предложений?

(Учащиеся отмечают, что данный вид придаточных они не изучали).

Учитель: Какие вы предлагаете пути решения этой проблемы?

(Учащиеся предлагают задать вопрос от главной части сложноподчиненного предложения к его придаточной части. Этот способ действия им известен по изученным ранее видам сложноподчиненных предложений.)

Учитель: Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы почему? зачем? где? Ребята, как вы думаете, если эти придаточные предложения отвечают на вопрос обстоятельства, как они будут называться? Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему.

(Учащиеся отмечают, что в центре внимания урока будут сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными; после обсуждения формулируется и проблема: «В чем особенности сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными?»)

Учитель: Мы с вами выяснили, что три последних записанных нами афоризма представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Почему им дали такое название?

(Учащиеся говорят о том, что эти предложения отвечают на вопрос обстоятельства, второстепенного члена предложения.)

Учитель: Что знаете вы о второстепенном члене предложения – обстоятельстве и как помогут вам эти знания в решении нашей проблемы?

(Учащиеся предполагают, что ранее полученные знания пригодятся им в освоении новой темы.)

Учитель: Предлагаю вам сравнить таблицу в учебнике стр. 30-31, в которой представлены виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными с таблицей, в которой представлены виды второстепенного члена предложения – обстоятельства.

Что общего и в чем различие в содержании этих таблиц?

(Учащиеся работают парами, после обсуждения приходим  к выводу, что большинство сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными имеют те же виды и отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства в простом предложении, за исключением сложноподчиненных предложений с придаточными следствия, сравнения, уступки).

                 II.            Усвоение новых понятий и способов действий.

Учитель: Каковы отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными? Что вам поможет ответить на этот вопрос?

(Учащиеся предлагают воспользоваться учебником, совместно (парами) проанализировать записанные сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными и сделать выводы).

Учитель: Я предлагаю вам воспользоваться еще и таблицей, в которой на уроках русского языка вы обобщали сведения о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и изъяснительными; думаю, что эта таблица поможет вам выделить отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными. Безусловно, вашими помощниками станут записанные афоризмы, которые представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Какие вопросы вы рассмотрите? Обсудите.

(Учащиеся намечают план действий:

1.           На какие вопросы отвечают?

2.           Что поясняют в главном предложении?

3.           Каковы средства связи?

4.           В каком месте предложения могут находиться?

После обсуждения заслушиваем ответы учащихся, подтвержденные примерами.)

Учитель: Ребята, у каждого вида сложноподчиненных предложений есть свои особенности, но все они помогают человеку передать свои сокровенные чувства, мысли, переживания. Прочитайте, пожалуйста, еще раз те высказывания, которые мы записали в начале урока.

Какой общей темой объединены эти афоризмы? Как понимают авторы этих изречений такое философское определение, как доброта? Какие высказывания вам показались близкими и почему?

(Учащиеся высказывают свои мысли, делятся переживаниями).

Звучит музыка.

Учитель: Во все времена доброта делала человека человеком. Бескорыстное добро, гуманность, как вы заметили, должны быть противопоставлены равнодушию.

Ш. Руставели, грузинский поэт, замечал:

«Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта».

Чувства и переживания человека и законы языка. Красота мысли и правила. Такие разные и такие взаимосвязанные понятия.

Не зная правил, не умея правильно построить предложение, вряд ли сможешь выразить мысль, которая тронет чье-то сердце.

              III.            Применение – формирование умений и навыков (включает закрепление).

Учитель: Я предлагаю вам, ребята, еще раз обратиться к высказываниям великих людей и поучиться их мастерству выражать свою мысль кратко и точно.

Прочитайте, пожалуйста, высказывания, которые предложены вам на карточках.

Счастлив тот, кто в черные дни сохраняет чистоту сердца.

Костер

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам ближнего.

М.Е. Салтыков - Щедрин

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Конфуций

Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

А.П. Чехов

Выпишите те афоризмы, которые представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Обоснуйте свой выбор, попробуйте определить вид придаточного обстоятельственного.

(Устное обсуждение записанных предложений, доказательство своей точки зрения.)

              IV.            Рефлексия.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Какие открытия вы сегодня совершили? В чем причины успеха? Были ли неудачи, почему? Какой мудрости научили вас афоризмы, с которыми вы встретились на уроке?

(Дети отвечают на предложенные учителем вопросы.)

Действительно, афоризмы – это не только источник эстетического удовольствия, но и богатая пища для ума и души.

Думаю, что и домашнее задание даст вам пищу для размышлений.

1.           Сочинить свой афоризм о доброте и милосердии.

2.           Написать сочинение-рассуждение по афоризму В. Гюго: «В этом мире только одна вещь, перед которой следует пасть на колени, - это доброта» или по одному из понравившихся афоризмов, с которыми вы встретились на уроке.

3.           Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».


 

Разработка урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)

Разработка урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)

Звучит спокойная музыка. Учитель:

Звучит спокойная музыка. Учитель:

Определяют виды придаточных предложений, в 1 примере – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, во 2 примере – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Определяют виды придаточных предложений, в 1 примере – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, во 2 примере – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Учитель: Мы с вами выяснили, что три последних записанных нами афоризма представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Учитель: Мы с вами выяснили, что три последних записанных нами афоризма представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Учащиеся предлагают воспользоваться учебником, совместно (парами) проанализировать записанные сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными и сделать выводы)

Учащиеся предлагают воспользоваться учебником, совместно (парами) проанализировать записанные сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными и сделать выводы)

Учащиеся высказывают свои мысли, делятся переживаниями)

Учащиеся высказывают свои мысли, делятся переживаниями)

Счастлив тот, кто в черные дни сохраняет чистоту сердца

Счастлив тот, кто в черные дни сохраняет чистоту сердца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022