Разработка урока литературы «Недаром помнит вся Россия… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)"
Оценка 5

Разработка урока литературы «Недаром помнит вся Россия… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
11.12.2021
Разработка урока литературы «Недаром помнит вся Россия… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)"
урок литературы в 5 классе "«Недаром помнит вся Россия… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)"
«Недаром помнит вся Россия… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)урок в 5 классе.docx

Тема урока «Недаром помнит вся Россия… (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

1.Воспитательная: воспитание и уважение к великому прошлому России.

2.Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино» обратив особое внимание на его художественные достоинства;

3.Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, умение производить анализ художественного текста

В жизни каждого народа есть события, которые вызывают гордость, служат уроком, хранятся в памяти. Какие события вы бы отнесли к таковым?

75 лет назад наш народ одержал победу в кровопролитной  ВОВ.  208 лет назад в пределы России вторглась сильнейшая в мире армия Наполеона, началась Отечественная война 1812 года, которая была не менее страшной..два события,  между ними более 200 лет…Что же их объединяет? (Подвиг русского народа, который защищал родную землю, героизм наших предков, они сражались за Отечество)

 «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» -  утверждал М.В.Ломоносов. Как вы понимаете это высказывание?

Я бы назвала наш сегодняшний разговор уроком памяти, памяти о тех, кто защитил Русскую землю в Отечественной  войне 1812г. Эти события  нашли отражение в стихотворении  Бородино М.Ю Лермонтова .  

Тема  нашего урока «Недаром помнит вся Россия…»  

Что вам интересно было бы обсудить?  Что знаете о Бородино?

Историческая  справка

Что значило проиграть бой под Бородино?

Открыть дорогу на Москву – сердце России

Словарная работа.

 Перед прослушиванием стихотворения, я хочу обратить ваше внимание на то , что в нём  много слов иноязычного происхождения,  в основном  военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются .Давайте  выясним, что они обозначают. (групповая работа, обсуждение)

Теперь все слова нам  понятны, внимание на экран, будем смотреть и слушать  озвученный диафильм    стихотворения "Бородино” в исполнении артиста М.Казакова   Просмотр озвученного диафильма стихотворения «Бородино»

 

 - Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?

Стихотворение построено в виде диалога

- Кто участвует в разговоре?Что волнует молодого человека? Почему ! знаки?

- Кто рассказчик? Где он находился в момент сражения?

Докажите это словами из текста.

 

- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?

- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?

- Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?

- Как называет старый солдат участников битвы? Почему так? - С какими чувствами старый воин вспоминает о них?

Зачитайте.

- Какие чувства и желания  владеют русскими солдатами  до сражения? Как автор показывает их?

Сравните поведение русских солдат и французов накануне сражения..что подчеркивает автор?

Почему рассказчик дважды говорит "Я”, а в остальных случаях говорит "мы”.?   Пожалуй, на одного  героя  обращает особое внимание Лермонтов перед сражением, на кого? Почему выделяет  полковника?

 Какими вы увидели участников сражения?

 

Главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат, остается безымянным.

Это простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.

Он там был, он это видел, он это пережил.

Рассказчик дважды говорит "Я”, а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”.

Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

 

 

 

Центральный эпизод стихотворения, его кульминация – описание Бородинского боя  (выразительное чтение)

 

Автор мастерски сумел передать картину боя , его ужас, а помогли ему в этом изобразительно- выразительные средства ..групповая работа ( найти в тексте, объяснить их роль?) вслед за автором!  -совместное обсуждение, заполнение таблицы

 

Каким был этот бой ? Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма по роману Л.Толстого  «Война и мир» известного режиссера  С. Бондарчука, фильм был удостоен премии Оскар (Премия Американской академии кинематографических искусств и наук Получение премии "Оскар" считается высшим достижением в мире кино, воплощением профессионального успеха». (Фрагмент фильма)

Ваши впечатления, удалось ли режиссеру передать атмосферу боя

 

Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками..найдите их .

Такой прием называется рефрен - это строка или строки, которые повторяются в музыке или в поэзии.  Подумайте, почему им начинается и заканчивается рассказ старого солдата? (версии детей)

 

 

Император Наполеон вспоминал позже: “Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

 

“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”, – такую высокую оценку русскому воинству в день 26 августа дал М.И. Кутузов

 

 русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость, великую силу духа, сражаясь за отечество! Чувства: гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.    

- С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения? (написал через 25 лет после сражения)

- Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?

 (Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”)«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

 

- Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных более 200 лет  назад

 

Сегодня на уроке я….

 

Д.З. закончить таблицу «Выразительные средства», учить стих, рисунки, синквейн Отечество

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока «Недаром помнит вся

Тема урока «Недаром помнит вся

Теперь все слова нам понятны, внимание на экран, будем смотреть и слушать озвученный диафильм стихотворения "Бородино” в исполнении артиста

Теперь все слова нам понятны, внимание на экран, будем смотреть и слушать озвученный диафильм стихотворения "Бородино” в исполнении артиста

Автор мастерски сумел передать картину боя , его ужас, а помогли ему в этом изобразительно- выразительные средства

Автор мастерски сумел передать картину боя , его ужас, а помогли ему в этом изобразительно- выразительные средства

Сегодня на уроке я…. Д.З. закончить таблицу «Выразительные средства», учить стих, рисунки, синквейн

Сегодня на уроке я…. Д.З. закончить таблицу «Выразительные средства», учить стих, рисунки, синквейн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021