Разработка урока в 8 классе на тему "Взаимодействие постоянных магнитов"
Оценка 4.8

Разработка урока в 8 классе на тему "Взаимодействие постоянных магнитов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
23.04.2023
Разработка урока в 8 классе на тему "Взаимодействие постоянных магнитов"
МоикН.Н..docx

Урок № 29                                                           8 кл                                                                    

Тема урока  Взаимодействие постоянных магнитов.

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов; добиться понимания реального и объективного существования магнитного поля, пояснить происхождение магнитного поля Земли.

Задачи урока: Образовательные. Усвоить понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; расширить кругозор в области магнитных явлений.

Воспитательные: выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению.

Развивающие. Развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, познавательного интереса (на основе физического эксперимента).

Планируемые результаты: предметные - узнать определение магнита, полюса магнита, магнитного поля, правило взаимодействия магнитов. Проводить наблюдения и выполнять эксперимент по изучению свойств магнита. Объяснять взаимодействие магнитов, поведение компаса в магнитном поле Земли . Использовать полученные знания в повседневной жизни.

метапредметные: ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей; оценивать правильность выполнения учебных и иных задач; вырабатывать и применять условные знаки, и схемы к оформлению учебных задач; получать информацию в результате смыслового прочтения текста; работать в группе по решению общих учебных задач; владеть первичными навыками учебно– исследовательской деятельности. личностные: помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; ценность совместной деятельности.
Демонстрации: взаимодействие постоянных магнитов, спектры магнитных полей, магнитное поле Земли, устройство и действие компаса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Анализ контрольной работы.

3. Изучение нового материала. Загадка. Попробуйте вытащить скрепку из бутылки, не отрывая ее от стола.

 Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните.

Давайте поэкспериментируем и определим свойства постоянного магнита.

Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами. 

Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.

Поднесите магнит к предметам, изготовленным из разных материалов,  установите, все ли из них  притягиваются?

Вывод. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт.

Задание 2 Изучение магнитных взаимодействий.  

Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются

Задание 3.  Наблюдение картины магнитного поля постоянных  магнитов.  

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим  порошком.

Вывод: линии магнитного поля магнита — замкнутые линии.        Вне магнита                 N                    S

                                 внутри магнита           N                    S

Задание 4.  Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов.  

Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим  порошком.

Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:

·         одноименными полюсами;

·         разноименными полюсами.

  Задание 5. Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?  

Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом.

Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.

Задание 6
Оборудование гвоздь, скрепки, магнит. 
Возьмите иголку и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к иголке? 
Потрите иголку о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки? 
Вывод: В первом случае иголка не прилипла к скрепкам. Стоило иголке «пообщаться» с магнитом, как она сама стала магнитом. 

Вывод. Железо, сталь, никель, кобальт и некоторые другие сплавы в присутствии магнитного железняка приобретают магнитные свойства.
    Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте).

Постоянные магниты – это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.

Полюс – место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие. N – северный;   S – южный

Происхождение магнитного поля постоянных магнитов 
Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту.

Прочитайте текст учебника на стр. 138 (3 абзац) и найдите ответ на вопрос: как французский учёный Ампер объяснил намагниченность железа и стали?

Выводы сделанные на основе 2 задание, говорят о том, что у Земли есть свое магнитное поле. Иначе ориентация магнитов разной формы не убеждала бы нас в этом. Как убедиться в том, что Земля это магнит? Картонку с железными опилками на Земной шар не положишь. Давайте послушает сообщение нашего ученика о магнитном поле Земли. (Сообщение зачитывает ученик) 

Ученик: О существовании земного магнетизма человеку стало известно, начиная с 800 г. до нашей эры. Краткое содержание древних легенд: Пастух по имени Магнус обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень назвали камнем Магнуса или просто магнитом. Но известно и другое предание, которое гласит о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал философ и физик Фалес в VI веке до н.э.

Теперь поговорим о магнитном поле Земли: Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.

Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное.

На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.

  Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.

4. Закрепление материала

- Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный полюс или только южный? (^Невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов.) 

- Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами? (Если разломить магнит на части, то все его части будут магнитами.)

- Какие вещества могут намагничиваться? (Железо, кобальт, никель, сплавы этих элементов.)

Загадка.   Когда с тобою этот друг,

                Ты можешь без дорог

                 Шагать на север и на юг,

                 На запад и восток. (Компас.)

- А будет ли компас действовать на Венере? (Нет, так как у Венеры нет магнитного поля.)

- А в каких точках на Земле компас бесполезен? (На южном и северном магнитных полюсах.)

- Мини тест

  1. Магнитное поле порождается…

А  только покоящимися электрическими зарядами        Б  как неподвижными, так и движущимися эл. зарядами

В  только движущимися эл. зарядами

  1. Как взаимодействуют магниты …

А притягиваются одноим полюсами    Б отталкиваются одноим полюсами    В  не взаимодействуют между собой

  1. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока

А Беспорядочно              Б По прямым линиям                   В По замкнутым кривым, охватывающим проводник

5 Домашнее задание §16

6. Итог урока. Рефлексия

                             


 

Урок № 29 8 кл

Урок № 29 8 кл

Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами ( показать на опыте )

Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами ( показать на опыте )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2023