Урок № 29 8 кл
Тема урока Взаимодействие постоянных магнитов.
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов; добиться понимания реального и объективного существования магнитного поля, пояснить происхождение магнитного поля Земли.
Задачи урока: Образовательные. Усвоить понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; расширить кругозор в области магнитных явлений.
Воспитательные: выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению.
Развивающие. Развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, познавательного интереса (на основе физического эксперимента).
Планируемые результаты: предметные - узнать определение магнита, полюса магнита, магнитного поля, правило взаимодействия магнитов. Проводить наблюдения и выполнять эксперимент по изучению свойств магнита. Объяснять взаимодействие магнитов, поведение компаса в магнитном поле Земли . Использовать полученные знания в повседневной жизни.
метапредметные: ставить учебные цели и задачи;
планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей; оценивать
правильность выполнения учебных и иных задач; вырабатывать и применять условные
знаки, и схемы к оформлению учебных задач; получать информацию в результате
смыслового прочтения текста; работать в группе по решению общих учебных задач;
владеть первичными навыками учебно– исследовательской деятельности. личностные:
помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного
материала; ценность совместной деятельности.
Демонстрации: взаимодействие постоянных магнитов,
спектры магнитных полей, магнитное поле Земли, устройство и действие компаса.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Анализ контрольной работы.
3. Изучение нового материала. Загадка. Попробуйте вытащить скрепку из бутылки, не отрывая ее от стола.
Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните.
Давайте поэкспериментируем и определим свойства постоянного магнита.
Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами.
Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.
Поднесите магнит к предметам, изготовленным из разных материалов, установите, все ли из них притягиваются?
Вывод. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт.
Задание 2 Изучение магнитных взаимодействий.
Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются
Задание 3. Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов.
Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим порошком.
Вывод: линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита N S
внутри магнита N S
Задание 4. Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов.
Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим порошком.
Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:
· одноименными полюсами;
· разноименными полюсами.
Задание 5. Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?
Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).
Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?
Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом.
Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.
Задание 6
Оборудование гвоздь, скрепки, магнит.
Возьмите иголку и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к иголке?
Потрите иголку о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам.
Прилипают ли скрепки?
Вывод: В первом случае иголка не прилипла к скрепкам. Стоило иголке
«пообщаться» с магнитом, как она сама стала магнитом.
Вывод. Железо, сталь, никель,
кобальт и некоторые другие сплавы в присутствии магнитного железняка
приобретают магнитные свойства.
Если
магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и
установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте).
Постоянные магниты – это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.
Полюс – место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие. N – северный; S – южный
Происхождение магнитного поля постоянных магнитов
Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом
поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле.
Оно и притягивает железо к магниту.
Прочитайте текст учебника на стр. 138 (3 абзац) и найдите ответ на вопрос: как французский учёный Ампер объяснил намагниченность железа и стали?
Выводы сделанные на основе 2 задание, говорят о том, что у Земли есть свое магнитное поле. Иначе ориентация магнитов разной формы не убеждала бы нас в этом. Как убедиться в том, что Земля это магнит? Картонку с железными опилками на Земной шар не положишь. Давайте послушает сообщение нашего ученика о магнитном поле Земли. (Сообщение зачитывает ученик)
Ученик: О существовании земного магнетизма человеку стало известно, начиная с 800 г. до нашей эры. Краткое содержание древних легенд: Пастух по имени Магнус обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень назвали камнем Магнуса или просто магнитом. Но известно и другое предание, которое гласит о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал философ и физик Фалес в VI веке до н.э.
Теперь поговорим о магнитном поле Земли: Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.
Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное.
На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.
Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.
4. Закрепление материала
- Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный полюс или только южный? (^Невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов.)
- Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами? (Если разломить магнит на части, то все его части будут магнитами.)
- Какие вещества могут намагничиваться? (Железо, кобальт, никель, сплавы этих элементов.)
Загадка. Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток. (Компас.)
- А будет ли компас действовать на Венере? (Нет, так как у Венеры нет магнитного поля.)
- А в каких точках на Земле компас бесполезен? (На южном и северном магнитных полюсах.)
- Мини тест
А только покоящимися электрическими зарядами Б как неподвижными, так и движущимися эл. зарядами
В только движущимися эл. зарядами
А притягиваются одноим полюсами Б отталкиваются одноим полюсами В не взаимодействуют между собой
А Беспорядочно Б По прямым линиям В По замкнутым кривым, охватывающим проводник
5 Домашнее задание §16
6. Итог урока. Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.