Разработка урока "Византийское тысячелетие"

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Византийское тысячелетие.docx

Культура Византии

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе — столице империи, оно оказало влияние на развитие культуры таких стран, как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени под его влиянием оказались и страны Западной Европы.

Эллины— самоназвание греков. Название «греки» эллины получили от завоевавших их римлян.

Античная философия,Византийская культура,Христианская (Теология)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Говоря о помпезности (пышный, роскошный, эффектно-торжественный) и парадности. Давайте проникнем в Большой императорский дворец. Мы ничего не можем сказать  о том, как он выглядел, т.к. он не сохранился, но зато мы можем послушать послов, которые были на приеме у императора.

Сценка «Беседа двух послов об императорском приеме». Участвуют два ученика. На доске проецируется иллюстрации и звучит византийская музыка.

Задание перед сценкой: какое впечатление оказал приема у императора на послов?

Первый посол. Я шел по великолепным залам дворца, а по бокам выстроились гвардейцы. В руке у каждого был золотой щит, на голове золотой Шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира; впереди них я увидел знаменосцев с гордо поднятыми разноцветными знаменами. Как гвардейцы, так и знаменосцы — все как на подбор — гигантского роста и крепкого телосложения. Я был поражен размерами и великолепием многочисленных зал, роскошью одежд и оружия. Наконец, нас остановили перед дверью, закрытой пурпуровой завесой. После томительного ожидания завеса как бы внезапно отдернулась и моему изумленному взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона группировались телохранители в белых туниках с золотыми ожерельями на шеях, а поодаль располагались сенаторы и сановники в пышных одеяниях. Я и моя свита троекратно повергались ниц, ожидая каждый раз, что император вот-вот пригласит нас подняться. Затем, приблизившись, я был вынужден целовать ноги государя и униженно просить его соизволить принять подарки, которые я привез. Тогда подарки были расставлены перед монархом, которому заблаговременно послали их списки и он знал им точную цену; после принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекратил аудиенцию и отпустил нас.

Второй посол. А еще я видел такую диковинку!.. Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем — возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание... При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад.., когда, склонившись перед императором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.  

 

Достижения византийской культуры

Область Культуры

Достижения

Образование

ü  Сохранение античных традиций в области образования;

ü  Изучение произведений античных авторов (Гомера, Эзопа и т.д.)

ü  Большинство школ – государственные и частные, а не церковные.

Наука

ü  Сохранение и развитие античных знаний в области математики, медицины, химии, географии.

ü  Создание всемирной истории византийским ученым – историком Евсевием Кесарийским в 4 в..

ü  Деятельность Льва Математика (9 в.) в области математики, физики, астрономии.  

Искусство

Архитектура

ü  Распространение базилик (в виде креста); o Самый знаменитый храм в Византии храм Св. Софии;

ü  Крестово-купольный тип храма; Строительство по строгим канонам;

Живопись

ü  Основными видами изобразительного искусства в Византии были: мозаика, фреска, икона (Владимирская Богоматерь).

 

«Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!»

Византийская церковная Архитектура

Тип Постройки

Описание

Храм

Базаликальный

Это прямоугольное в плане здание, разделено на три (позже на 5 или 7) продольных отсека - нефа: более высокий центральный неф и два боковых, отделённых от центрального рядом колонн. Высокий центральный неф освещался окнами, расположенными на верхнем ярусе над нижними боковыми нефами.

Храм святого Иоанна Студита

Центрический

Представлял собой центрическое сооружение, увенчанное куполом. Такая форма в виде круга (ротонда) или 8-угольника (октагон) производила впечатление покоя и подходила для церковных таинств. Поэтому она использовалась для построек баптистерий ( крещален ) и капелл.

Храм святого Сергия и Вакха

Крестово - купольный

Для него характерно: в плане присутствует форма равновеликого (греческого) креста, башенка или купол над средокрестием. Пространство крестово -купольного храма увеличивается счет столпов, поддерживающих свод.

Собор Святой Софии

 

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные части мироздания. Четыре его стены символизировали четыре стороны света, под властью единой церкви, купол   уподоблялся небу, алтарь всегда помещался на востоке, ибо там согласно Библии, находится Эдем (Рай), западная же часть храма символизирует Ад.

Словарные слова: притвор, неф, алтарь, апсиды, мозаика, фреска, канон.

 

 

 

Первый посол. Я шел по великолепным залам дворца, а по бокам выстроились гвардейцы. В руке у каждого был золотой щит, на голове золотой Шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира; впереди них я увидел знаменосцев с гордо поднятыми разноцветными знаменами. Как гвардейцы, так и знаменосцы — все как на подбор — гигантского роста и крепкого телосложения. Я был поражен размерами и великолепием многочисленных зал, роскошью одежд и оружия. Наконец, нас остановили перед дверью, закрытой пурпуровой завесой. После томительного ожидания завеса как бы внезапно отдернулась и моему изумленному взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона группировались телохранители в белых туниках с золотыми ожерельями на шеях, а поодаль располагались сенаторы и сановники в пышных одеяниях. Я и моя свита троекратно повергались ниц, ожидая каждый раз, что император вот-вот пригласит нас подняться. Затем, приблизившись, я был вынужден целовать ноги государя и униженно просить его соизволить принять подарки, которые я привез. Тогда подарки были расставлены перед монархом, которому заблаговременно послали их списки, и он знал им точную цену; после принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекратил аудиенцию и отпустил нас.

Второй посол. А еще я видел такую диковинку!.. Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем — возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание... При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад.., когда, склонившись перед императором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.