Разработка урока "Закрепление знаний о местоимении"

  • docx
  • 31.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала otkrytyy_urok.docx

Урок русского языка, 3  класс

Проведён  06.04.2017г.

 Тема урока: Закрепление знаний о местоимении

 Тип урока. Урок обобщения и систематизации умений.

Цели урока:

- развитие умений определять признаки местоимений,

-форми­рование алгоритма разбора местоимения как части речи и умений проводить его в нужной последовательности.

- совершенствование умений устной и письменной речи: на­хождения        речевых ошибок и их устранение (редактирование). 

     -развитие  интеллектуальных и практических умений детей;

      -развитие  умений работать с текстами;

  •   развитие  умений выражать свои мысли в устной и письменной    форме.
  •   развитие коммуникативных умений и навыков;

          актуализация информации о  проблемах экологии,  воспитание любви к Родине  и бережного отношения к природе.

Задачи:

1.      Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.

2.      Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст)

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока, время

Учитель

 

Ученики

 

Доска и оборудование

1. Организацион-

ный момент. Мотивация деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Формулирование темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Актуализация знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

 

4.

Чистописание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Физкульт-

минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Развитие учебно-языковых и орфографических умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Работа в группах.

Игра

«Четвёртый

лишний»

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 Итог урока

Вывод по проблеме.

 

 

 

Рефлексия. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Домашнее задание

 

 

Ребята, сегодня наш урок я начну с загадки.

-О какой части речи говорится в загадке? Сформулируйте тему урока   Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё…( местоимения). -Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о местоимении.   - Какие цели перед собой поставим? Что нам необходимо вспомнить?   -Что такое местоимение?  - С какой группой  местоимений мы знакомимся?     - Почему местоимения я, ты, вы, мы...называются личными?         - По какому признаку местоимения можно поделить на 2 группы? - Назовите местоимения ед.ч. (мн.ч.)   - По какому признаку можно разделить личные местоимения на 3 группы? - Назовите местоимения 1л. (2л.,3л.)  

- Какие местоимения изменяются по родам?

  -Минутка чистописания поможет нам  закрепить умение определять грамматические признаки местоимения.  ЭКО ЭКО ГИЯ ГИЯ ЛО ЛО - Являются ли данные соединения слогами?   - Образуйте   самостоятельную часть речи, поменяв части слова   местами. Что обозначает это слово? . Слово обозначает науку о нашем общем доме, науку об охране и защите окружающей среды. - Ребята, вы знаете, как важен на парте порядок, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень важен порядок. - Знаете ли вы, что 2017 год объявлен годом экологии А вот для наведения порядка в окружающей среде и его поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Кто они? (Экологи) - 15 апреля – День эколога.  

     -Предлагаю вам составить

Словарь природы:

Обл..ко, ..дуванчик, р..дина,р..стения, р..машка, ..сина.

- Что общего имеют эти слова? (сущ, нариц,неодуш,)

-Прочитайте сущ . с без. гласной «а». («о»)

- Определите род им. сущ.

Какая часть речи нам помогла?

- Спишите  сущ – ные, заменив их.местоимениями и определите их грамматические признаки.

 

- Почему слова « природа» и «Родина» мы объединили одной темой?

- Хочу вам напомнить слова великого русского писателя М. М.

Пришвина:

 « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Человеку  нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

 

Как  вы понимаете смысл этого высказывания? Какие слова самые важные?

     

Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

 

-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе! А ещё важно уметь  видеть в природе прекрасное, уметь наслаждаться ей.

 

Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт , прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Берёзу милую, родную мы считаем  символом России. У берёзы белый стан, изящные

тонкие ветви Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.  Белые березы трогают наши души.  ( вспомним стихи, песни, памятники)

 

 

- Удачно ли я составила тект- описание берёзки?

 

- Какая часть речи поможет избежать этих речевых ошибок?

 

- Поработайте в парах и отредактируйте тексты.

 

-Для чего  мы используем местоимения в нашей речи?

 

 

                                - Как пишутся предлоги с местоимениями?

 

-Озаглавьте текст и спишите его без речевых ошибок.

 

 

 

-Выполним морфологический разбор местоимений.

 

 

 

 

 

      - Объединитесь в четвёрки и достаньте из конвертов 4 берёзовых лииточка . Прочитайте слова на листочках.

- Среди них найдите  четвертое «лишнее» и объясните свой выбор.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они(союз)

Я, Яна, ты, вы(имя существительное)

Он, она, они, оно(множ число)

Мы, я, вы, они(единст число)

Он, она, они, мы(1 лицо)

 

 

 

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

 

- Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок? Почему? (Дети осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
-Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно.
-Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно .
-Я старался, но многое не вышло, я очень устал.)

Мне бы хотелось, чтобы вы чаще потребляли местоимение мы, реже местоимение я.

Я+Я = мы

 

 

Дома вы продолжите закреплять свои знания о местоимении и ещё раз задумаетесь над темой, которую мы сегодня обсуждали   « Экология».

С. 95 Упр.162

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Тема урока -Местоимение

 

 

 

 

 

 

  1. Определение
  2. Роль в речи.
  3. Грамматические признаки.
  4. Порядок морфологического разбора

Работа с таблице

Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то

 

 Число

 

 

 

 

Лицо

 

 

 

3л., ед.ч.

 

 

 

Работа в тетради.

 

 

 

Нет. (в слоге 1 гласная)

 

Экология

 

 Это наука изучающая взаимосвязи в природе. ( наука о жизни)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради

и у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет. Есть повторы имён сущ-ных.

 

Местоимение.

 

       Работа в парах.

Редактирование текста.

 

- Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

- Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

 

Списывание отредактированного текста.

 

 

 

 

 

 

Морфологический разбор местоимений.

(мы, о ней)- у доски.

 

 

 

Работа в группах.

Обоснование своего выбора.(устно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

Тема урока -местоимение

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

Слайд 3

 

 

 

 

Таблица

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд5

Образец:

Экология (она)-3л., ед.ч, ж.р.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11