Парадная одежда героя: голландская рубашка и бархатный…
Любимое занятие Обломова
Фамилия автора произведения
Одно из слов в названии 9 главы
Название деревни, где родился Обломов
Имя Обломова
Имя Штольца
Имя возлюбленной Обломова, которая пыталась его изменить
Город, где происходит действие произведения
Жанр произведения
Имя жены Обломова, создавшей для него уют и покой
Верный слуга Обломова
Во время одной из встреч в паке Обломов предложил Ольге
Ж И Л Е Т
Л Е Ж А Т Ь
Г О Н Ч А Р О В
С О Н
О Б Л О М О В К А
И Л Ь Я
А Н Д Р Е Й
О Л Ь Г А
П Е Т Е Р Б У Р Г
Р О М А Н
А Г А Ф Ь Я
З А Х А Р
В Ы Й Т И З А М У Ж
Цели урока:
выявить роль женских образов в раскрытии характера Обломова, а также идейного замысла романа.
раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной;
проследить развитие темы любви в романе;
«Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».
Иннокентий Фёдорович Анненский
Как вы понимаете это выражение?
Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью.
Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства:
«Вы правы, подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь
и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».
«Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи с станом…Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
Основные черты характера Ольги
Духовная красота и благородство («Там мало-помалу открывалась перед ним глубокая бездна ее души...», часть 4 глава VIII).
Целеустремленность и активность («У ней есть какое-то упорство, которое не только пересиливает все грозы судьбы, но даже лень и апатию Обломова. Если у ней явится какое-нибудь намерение, так дело и закипит...», часть 2 глава XI).
Способность к развитию («...она не отстанет. Я устану, а она нет. Это такой огонь, такая жизнь, что даже подчас достается мне...», часть 4 глава IV).
Искренность чувств («...никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!..», часть 2 глава IV).
Стремление к самосовершенствованию «А я? Ты видишь, какая я? Я не состарюсь, не устану жить никогда...», часть 3 глава XI).
Цитаты о расставании Ольги и Обломова
«...я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер. Я не предвидела этой ошибки, а все ждала, надеялась… и вот!..» (часть 3 глава XI)
«Разве это жизнь? Я зачахну, умру...» (часть 3 глава XI)
«...я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!..» (часть 3 глава XI)
Роль Ольги в сюжете
Влияние на Обломова
“…с голой шеей и локтями.Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”.
Агафья Матвеевна: вдова; трудолюбива, неподлая от природы, честна и добросовестна, ограниченна, “помешана” на хозяйстве, несамостоятельна, очень домашняя.
Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной
Агафья Пшеницына (в девичестве Мухоярова) – вдова 30 лет с двумя детьми. Живет с братом и детьми в квартире на Выборгской стороне, где и поселяется в дальнейшем Обломов.
Описание внешности Агафьи в книге:
«Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей...» (часть 3 глава IV)
«Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами...» (часть 3 глава II)
«Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица...» (часть 3 глава II)
Образ Агафьи Пшеницыной
Характерные черты
Естественность и простота («Какая она… простая, – подумал Обломов...», часть 3 глава III).
Хозяйственность и практичность (Агафья работает по дому сама, Обломов неоднократно замечает ее оголенные локти, так как рукава мешают ей работать).
Материнская забота (Агафья растит сама двоих детей и заботится о них).
Самоотверженность в любви (Она любит Обломова таким, какой он есть, восхищается им).
Ограниченность кругозора (Агафья умеет писать, но ее кругозор весьма ограничен. Брат прямо говорит о ее глупости.)
Роль Агафьи в сюжете
Значение для героя:
Создание привычной обстановки. Агафья Матвеевна создает вокруг Обломова на Выборгской стороне новую Обломовку.
Возвращение к обломовскому образу жизни. С Агафьей Обломов возвращается к прежнему мечтательно-пассивному образу жизни. Агафья восхищается им.
Обеспечение физического комфорта. Агафья лелеет Обломова, окружает его заботой и любовью, и он чувствует себя с ней, как в детстве, в родной Обломовке.
Принятие Обломова таким, какой он есть. Агафья не пытается его изменить, как того хотела Ольга. Для Пшеницыной Обломов уже идеален.
Сравнение женских образов
Ольга
Ольга олицетворяет стремление к развитию, активность и духовность.
Ее образ символизирует будущее, перемены.
Агафья:
Агафья же олицетворяет практичность, простоту и принятие.
Образ Агафьи – это воплощение традиционного уклада жизни. Она символизирует традиции.
Авторская позиция
Уважение к духовным качествам Ольги. В Ольге автор показал образ будущего, он восхищается ей.
Сочувствие к простоте и искренности Агафьи. С Агафьей главный герой находит свою Обломовку, но для него это фатально (скорая смерть от инсульта говорит об этом). Но автор не винит в этом Агафью. Ее простота и традиционность показаны в положительном ключе.
Понимание влияния женского характера на судьбу героя. Ольга ненадолго изменила Обломова, но он предпочел привычную ему жизнь, не подверженную изменениям. Агафья вернула ему ту жизнь, которой он жил в детстве.
Обломовщина — это (по Н. Добролюбову), образ типичной русской жизни, которая заключается в бездействии, жизни без цели, застое, рутине, апатии и лени русского человека.
Н. Добролюбов убежден, что «обломовщина» была порождена обществом и укладом жизни героя, который не отличается от основной массы людей высшего общества XIX.
Добролюбов находит, что в образе Обломова Гончаров выразил кризис системы крепостничества. Через образ апатичного и ленивого героя автор показывает, к чему может привести крепостничество — к гибели и падению всей нравственной системы страны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.