Разработка урока_Исследование интерфейсов периферийных устройств

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10. Разработка урока_Исследование интерфейсов периферийных устройств.doc

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«тюменский индустриальный университет»

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ОТДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого лабораторного занятия на тему

«Исследование интерфейсов периферийных устройств»

МДК 02.02. Установка и конфигурирование периферийных устройств

для специальности

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

 

 

 

 

подготовил

Преподаватель: Шибеко М. Н.

 

 

 

 

 

Тюмень, 2019

Содержание

Стр.

Пояснительная записка. 5

План открытого занятия. 8

Технологическая карта занятия. 10

Самоанализ занятия. 12

Список рекомендуемой литературы. 14

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Представленная методическая разработка составлена на основании последних рекомендации членов научного сообщества в области педагогики.

Методическая разработка представляет собой учебно-методический комплекс открытого занятия по МДК 02.02. Установка и конфигурирование периферийных устройств для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы. Документ содержит: пояснительную записку, план занятия, технологическую карты, самоанализ, список литературы, приложения.

В соответствии с Рабочей программой в результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен уметь:

- составлять программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем;

- производить тестирование и отладку микропроцессорных систем (далее - МПС);

- выбирать микроконтроллер/микропроцессор для конкретной системы управления;

- осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств;

- подготавливать компьютерную систему к работе;

- проводить инсталляцию и настройку компьютерных систем;

- выявлять причины неисправностей и сбоев, принимать меры по их устранению.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- базовую функциональную схему МПС;

- программное обеспечение микропроцессорных систем;

- структуру типовой системы управления (контроллер) и организацию микроконтроллерных систем;

- методы тестирования и способы отладки МПС;

- информационное взаимодействие различных устройств через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет);

- состояние производства и использование МПС;

- способы конфигурирования и установки персональных компьютеров, программную поддержку их работы;

- классификацию, общие принципы построения и физические основы работы периферийных устройств;

- способы подключения стандартных и нестандартных программных утилит;

- причины неисправностей и возможных сбоев.

Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.

ПК 2.2. Производить тестирование, определение параметров и отладку микропроцессорных систем.

ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.

ПК 2.4. Выявлять причины неисправности периферийного оборудования.

Методической целью занятия является: активизация познавательной деятельности студентов в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.

Выбранная методика проведения урока позволяет мотивировать обучающихся к более качественному овладению профессиональными и общими компетенциями, развивать самостоятельность в мышлении, умении увязывать теоретические  знания с практическими навыками.

Место проведения занятия :аудитория 40.

Регламент занятия:   45 минут.

Группа: 3КС-289.

 


 

 

 

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

Код и наименование специальности:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы        ________________________________

Индекс и наименование учебной дисциплины (МДК, практики):

МДК 02.02. Установка и конфигурирование периферийных устройств ________________

№ занятия по КТП:

11

Тема занятия:

Лабораторная работа Исследование интерфейсов периферийных устройств

ФИО преподавателя:

Мальцев Константин Валерьевич

Группа:

3КС-289

Дата:

10.10.2010

Методическая цель занятия:

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом__________________________________________ 

Дидактическая цель занятия:

Формирование умений и навыков

Тип занятия:

Занятие по формированию умений и навыков

Вид занятия:

Лабораторная работа

Содержательные задачи занятия:

1) образовательные:

- сформировать навыки установки и конфигурирования персональных компьютеров и подключения периферийных устройств;

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

- подвести обучающихся к пониманию сущности изучаемого материала.

_____________________________________________________________________________

2) развивающие:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами

3) воспитательные:

- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;

- способствовать профессиональному самоопределению обучающихся;

- воспитание самостоятельности;

- воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда.________________________________________________________________________

Межпредметные связи:

МДК.03.01. Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов; МДК.01.02 Проектирование цифровых устройств.___________________________________

           Педагогическая технология (если демонстрируется):

Организация учебной деятельности с элементами проблемного обучения_______________

Материально-техническое оснащение:

Проектор, компьютер, принтер, экран

Наглядные пособия и аудио-визуальные средства:

Презентация

Информационно-образовательные ресурсы, дидактические материалы:

Раздаточный материал-задания, карточки

 


 

 

 

 

 

 


Технологическая карта занятия

№ и наименование этапа

Время, мин

Характеристика деятельности

Методы

обучения

Материально-техническое и информационное обеспечение

преподавателя

студентов

1.Организационный момент.

3

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих  организует внимание студентов.

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу.

Объяснительно-иллюстративный метод

 

2.Мотивация, целеполагание.

3

Сообщает тему учебного занятия, ставит перед студентами цели и задачи учебного занятия.

В целях мотивации задает вопросы студентам:

 

Слушают преподавателя, уясняют сущность поставленной цели занятия

Объяснительно-иллюстративный метод

Компьютер, проектор, презентация

3.Анализ содержания учебного материала. Актуализация опорных знаний

10

Задает вопросы, обобщает ответы студентов.

Беседует со студентами на пройденные темы, анализирует материал тем

Слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы.

репродуктивный метод

Компьютер, проектор, презентация

4.Выделение главного в учебном материале

3

Предлагает студентам выделить самое основное в изученных темах и применить сформулированное заключения к практическим задачам.

Слушают преподавателя, проводят анализ тем, формулируют выводы и заключения, находят способы применения сделанных выводов к поставленным задачам

Репродуктивный метод,

частично исследовательский метод

Компьютер, проектор, презентация

5.Обобщение и систематизация

20

Обозначает практическую проблему, которую предлагает решить студентам в рамках лабораторной работы.

Предлагает студентам лабораторную работу. Консультирует, контролирует работу студентов; Анализирует, корректирует ошибки студентов при выполнении ими заданий;

Сообщает студентам правильные ответы, комментирует основные ошибки

Выполняют задания согласно дифференцированному подходу

Репродуктивный метод, частично исследовательский метод Самоконтроль, взаимный контроль

Комплект с заданиями разного уровня сложности, черновики

5.Подведение итогов обучения, постановка домашнего задания

3 мин.

Подведение итогов проблемной ситуации. Контрольные вопросы по изученной теме.

Слушают преподавателя.

Беседа (устное изложение).

Тетради.

6.Рефлексия

3

Обобщает и оценивает работу групп, подводит итоги.

Слушают преподавателя, оценивают собственную работу на занятии.

Рефлексивный метод

Карточки для рефлексии с заданием «Продолжи фразу»

итого

45

 

 

 

 

 

 


Самоанализ занятия

 

Открытое занятие является показательным и предусматривает демонстрацию коллегам своего инновационного опыта, реализацию методической идеи, применение методических приемов, методов обучения.

Методическая цель занятия: активизация познавательной деятельности студентов в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.

Дидактическая цель занятия: формирование умений и навыков.

Тема открытого занятия: «Исследование интерфейсов периферийных устройств», в ходе общей тематики курса является важной, актуальной и позволяет продемонстрировать организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия. Данное занятие в определенной степени отражает решение методической проблемы, которая обозначена в индивидуальном плане преподавателя и реализуется в ходе педагогической деятельности.

Материал, представленный в данном занятии, рассматривается так же обучающимися на таких дисциплинах и междисциплинарных курсах как: МДК.03.01. Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов; МДК.01.02 Проектирование цифровых устройств.

Материально-техническое обеспечение подобрано таким образом, что его применение дает оптимальный эффект для проведения занятия и достижения поставленных целей.

Используются:

- Материально-техническое оснащение: проектор, компьютер, принтер, экран.

- Наглядные пособия и аудио-визуальные средства: презентация

В рамках открытого занятия ставились следующие содержательные  задачи занятия:

1) образовательные:

- сформировать навыки установки и конфигурирования персональных компьютеров и подключения периферийных устройств;

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

- подвести обучающихся к пониманию сущности изучаемого материала.

2) развивающие:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами

3) воспитательные:

- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;

- способствовать профессиональному самоопределению обучающихся;

- воспитание самостоятельности;

- воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда.

По результатам проведенного занятия можно сделать следующие общие выводы:

1.     Цель и задачи занятия достигнуты

2.     Студентами дана высока оценка данному занятию.


 

Список рекомендуемой литературы

 

1.        Иванов В.Н., Мартынова И.О. Электроника и микропроцессорная техника. – М.: ОИЦ «Академия», 2016.

2.        Кистрин А.В., Никифоров М.Б. Проектирование цифровых устройств. – М.: ОИЦ «Академия», 2016.

3.        Гололобов В.Н.  С чего начинаются роботы. – М.: «Дрофа», 2017..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение А

Ход занятия

 

Мотивация, целеполагание

 

Всем известна фраза великого полководца Наполеона Бонапарта: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Информационные системы на то и информационные, чтобы именно из них мы получали полезные данные. И эти технологии не существуют сами по себе, их тоже кто-то разрабатывает, контролирует и обслуживает. И этот кто-то техник по  компьютерным системам.

Если Вам известно, что такое сервер, драйвер и килобайт, то у Вас уже есть навыки для овладения данной профессией. Многих парней интересует компьютерное оборудование, в котором большинство людей толком не разбирается. А если Вы разбираетесь и готовы посвятить жизнь компьютерным технологиям, то сомневаться не стоит. Вас ждёт интересная и увлекательная работа по разработке компьютерных систем, решению технических задач, модификации отдельных модулей системы и т.д. Также никто не запрещает проектирование и создание собственных систем.

Дидактическая цель занятия:

Формирование умений и навыков

Содержательные задачи занятия:

1) образовательные:

- сформировать навыки установки и конфигурирования персональных компьютеров и подключения периферийных устройств;

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

- подвести обучающихся к пониманию сущности изучаемого материала.

_____________________________________________________________________________

2) развивающие:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами

3) воспитательные:

- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;

- способствовать профессиональному самоопределению обучающихся;

- воспитание самостоятельности;

- воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда.

 

 

Анализ содержания учебного материала. Актуализация опорных знаний

 

Интерфейсы представляют собой совокупность линий и шин, сигналов, электронных схем и алгоритмов (протоколов), предназначенную для осуществления обмена информацией  между устройствами.

По применению интерфейсов, их различают на внешние и внутренние.

Классификация интерфейсов:

1.      По способу передачи информации (параллельный, последовательный);

2.      По принципу обмена информацией ( синхронный и асинхронный);

3.      По технике передачи информации (одностороняя и двухсторонняя).

Шины ввода-вывода взаимодействуют с ПУ с помощью внешних интерфейсов (интерфейсов периферийных устройств).

В отличие от системных шин, шины внешних интерфейсов имеют большую длину и позволяют подключать к системному блоку компьютера ПУ, находящиеся на расстоянии до нескольких метров.

К этим интерфейсам относятся: последовательные интерфейсы RS – 232, USB, и др., параллельные интерфейсы Centronics (стандарт IEEE1284), SCSI, ATA и др.

 

Выделение главного в учебном материале

1.      Технология подключения мониторов;

2.      Разъемы для подключения мониторорв;

3.      Технология подключения МФУ;

4.      Технология подключения сканера

 


 

Обобщение и систематизация

 

Постановка проблемы: Вы являетесь техником по обслуживанию сетевого оборудования и офисной техники. Руководство поставило перед Вами задачу сконфигурировать рабочее место бухгалтера. Оргтехника и персональный компьютере находятся перед Вами. Каковы Ваши действия?

После выполнения Вами Вашей работы, необходимо сделать вывод о проведенной работе.

Лабораторная работа «Исследование интерфейсов периферийных устройств»

Цель: Определить понятие интерфейс; изучить виды интерфейсов и их характеристики; научиться подключать периферийные устройства с помощью различных интерфейсов.

Оборудование: ПК, компьютер, принтер, сканер.

 

Ход работы

 Перед выполнением лабораторной работы проводится инструктаж по технике безопасности.

Практические задания:

1.     Подключение монитора с использованием интерфейса D-SUB (VGA)

2.     Использование разъема DVI

3.     Подключение разъема HDMI

4.     Подключение МФУ

5.     Подключение сканера

6.     Подключение клавиатуры и мыши

 

Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод.

 


 

Приложение Б

Домашнее задание

 

Уровень 1 Сформировать отчет о проделанной работе.

 

Уровень 2. Сформировать отчет о проделанной работе. Провести обзор стандартов периферийных интерфейсов


 

Приложение В

Слайды презентации

 

 

 

  

 


 

Приложение Г

Карточка для оценки занятия

Целью занятия было:

 

 

 

 

 

Заниятие мне…. (выберите нужное)

Понравилось.

 

Не понравилось

 

Я чувствовал(а) себя во время занятия ….

Комфортно

 

Не совсем комфортно

 

Свой  вариант:

 

 

 

 

На занятии я научился (ась)

 

 

 

 

Вам пригодятся знания и навыки, полученные на занятии в будущей профессиональной деятельности?

Да

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

Раздаточный материал

http://900igr.net/up/datas/236736/016.jpg

https://new2.intuit.ru/EDI/15_10_17_5/1508019676-18691/tutorial/630/objects/1/files/01-01.jpg


Технические характеристики интерфейсов принтеров

https://www.pcweek.ua/images/images_np/np116791383627.jpg


Виды интерфейсов

https://i1.wp.com/advteach.files.wordpress.com/2012/02/3.png


Скачано с www.znanio.ru