Разработка внеклассного мероприятия. Тема: «Время выбирать..»
Оценка 4.7

Разработка внеклассного мероприятия. Тема: «Время выбирать..»

Оценка 4.7
docx
16.04.2021
Разработка внеклассного мероприятия. Тема: «Время выбирать..»
методическая разработка, Борисова Е. А., Антонова М. В., МАОУ Вадская СОШ.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

« Вадская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

По теме «Время выбирать..»

 

 

Авторы: Борисова Елена Александровна, педагог-психолог

                                Антонова Марина Владимировна, социальный педагог

 

https://sun9-36.userapi.com/impf/c848536/v848536168/1b10db/1f6syAwYAhM.jpg?size=462x600&quality=96&sign=164d6c6122c45d786a708a977391b765&type=album

 

С. Вад

 

Пояснительная записка.

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.»

Апшерони А.

    Профессиональная ориентация – это обоснованный комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы подготовить молодое поколение к выбору той или иной профессии. При этом непременно учитываются не только такие объективные факторы, как социально-экономическая обстановка на рынке труда, но и особенности личности каждого школьника.

   Данная работа  направлена на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач, тренинговых упражнений.

   Профессиональная ориентация представляет собой целую систему  мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности.

      

        Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:                                                       

 

1. Просвещение.

Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).

2.Консультирование.

Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.

3. Психологическая поддержка.

Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.

 

   Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на

выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда. Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Формирование устойчивых интересов происходит ориентировочно в 8-11 классах. Таким образом, полноценную профессиональную ориентацию школьников можно проводить с 13-летнего возраста. В 14-15 лет интерес к профессиям конкретизируется и становится гораздо осознаннее. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами, записываются на обучающие курсы, просматривают вузовские программы. Выбор направления, как правило, основывается на склонностях школьника и особенностях его характера. Профессиональное самоопределение учащихся в 8-9 классах помогает найти ответы на вопросы «Что мне нужно?», «Что это за работа?», «Что если я выберу не тот вуз?». Результат грамотно проводимой профориентации в этом возрасте – подготовленность к выбору вида деятельности в будущем, умение составлять план получения желаемой профессии.

  Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.

Целью профориентационной работы в школе  является:

-расширить информированность учащихся о мире профессий и способствовать их профессиональному самоопределению

 формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Задачи:

 - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. На данном этапе работы с учениками проводится анкетирование. Используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО)  Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.

- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

- поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.

 

 

Планируемый результат:

-достаточная осведомленность о профессиях и путях ее получения

-уверенность школьника в социальной значимости труда

-изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда

-повысить мотивацию учащихся к труду

-обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для проведения опроса среди учащихся о их профессиональных предпочтениях.

 

Этапы профориентационной работы.

1.Проведение диагностической работы по методике дифференциально-диагностического опросника  Е.А.Климова.

Данный опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. 

Краткое описание типов профессий.
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». 
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются: 
•животные, условия их роста, жизни; 
• растения, условия их произрастания. 

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: 
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); 
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); 
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). 
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; 
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п. 
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника». 
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы); 
• материалы, виды энергии. 
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: 
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их). 
Психологические требования профессий «человек-техника»: 
• хорошая координация движений; 
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; 
• развитое техническое и творческое мышление и воображение; 
• умение переключать и концентрировать внимание; 
• наблюдательность. 
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются: 
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор). 
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»: 
• хорошая оперативная и механическая память; 
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; 
• хорошее распределение и переключение внимания; 
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; 
• усидчивость, терпение; 
• логическое мышление. 
IV. «Человек-художественный образ». 
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения. 
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник). 
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»: 
• художественные способности; развитое зрительное восприятие; 
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; 
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей. 
V. «Человек-человек». 
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
• люди. 
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня); 
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). 
Психологические требования профессий «человек-человек»: 
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; 
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; 
• доброжелательность, отзывчивость; 
• выдержка; 
• умение сдерживать эмоции; 
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; 
• способность владеть речью, мимикой, жестами; 
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; 
• умение убеждать людей; 
• аккуратность, пунктуальность, собранность; 
• знание психологии людей. 

 

2. Использование ресурсов интерактивной образовательной платформы «ПроеКТОриЯ»

Организация просмотра всероссийских открытых уроков для учащихся выпускных 9-х классов.Цель просмотра: ориентирование учащимися в карьерных развитиях и осознанном выборе своей профессиональной траектории. Открытые уроки подобраны в соответствие  с основными типами профессий, предложенными  Е.А.Климовым (дифференциально-диагностический опросник).

«Человек-природа»

https://proektoria.online/catalog/media/lessons/zdravstvuy-derevo

(«Здравствуй, дерево!» Отрасли: экология, природные ресурсы)

«Человек-техника»

https://proektoria.online/catalog/media/lessons/kto-u-rulya

(«Кто у руля?»Отрасли: транспорт, автомобилестроение, машиностроение)

«Человек-знаковая система»

https://youtu.be/jKl5UnQIBl8

(«Нереальная реальность»  Отрасли: инфокоммуникационные технологии)

«Человек-художественный образ»

https://proektoria.online/catalog/media/lessons/za-kadrom

(«За кадром» Отрасли: культура, искусство)

«Человек-человек»

https://youtu.be/P-Xgcno2R9U

(«Спасти жизнь человека» Отрасли: медицина, ЗОЖ, здоровье)

 

3.Профориентационная экскурсия в Вадский филиал ГАПОУ «Перевозский строительный колледж».

Цель: создание представлений у учащихся об обучении и подготовки рабочих специальностей Колледжа.

Для профессионального самоопределения и знакомство с определенными профессиональными навыками  была организована обзорная, ознакомительная экскурсия в Вадский филиал ГАПОУ «Перевозский строительный колледж».

Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.

В ходе экскурсии происходило ознакомление с Вадским филиалом ГАПОУ «Перевозский строительный колледж»в целом; ознакомление с ведущими профессиями филиала; ознакомление с производственной базой.

Мастера и студенты филиала провели профессиональные пробы в мастерской "Сантехника и отопление" и "Холодильная техника и системы кондиционирования" для учащихся МАОУ " Вадская СОШ". Мастера производственного обучения доступно и интересно познакомили школьников с современными средствами обучения, которыми оснащены производственные мастерские и которые применяются для практического обучения будущих профессионалов. Учащиеся задавали вопросы, интересовались работой механизмов и действующих стендов. У школьников была возможность выполнить элементы демонстрационного экзамена по этой компетенции самостоятельно.            Мероприятие прошло интересно и увлекательно. Учащиеся открыли для себя много нового и полезного.

2фото.jpg3фото.jpg

 

4фото.jpg https://sun9-28.userapi.com/impg/0pQ4wjzLYvUHqVdu1zwTOy2xUkM90bkKKZTgoQ/fHUouglLRA4.jpg?size=1160x868&quality=96&sign=950f218faa9901ba1fa4f64908f6c21d&type=album

4. Мастер- класс от колледжа строительства и предпринимательства (г.Арзамас) для учащихся МАОУ «Вадская СОШ»

Профориентационный мастер- класс, проводимый колледжам позволяет сформировать реальный уровень профессиональных притязаний, т.е. согласование между собой интересов, способностей, самооценки с профессиональными намерениями. Посредством мастер- класса школьникам предоставляется возможность выполнять некоторые виды работ, связанные с профессиональной деятельностью.

Цель профориентационного мастер-класса:

-показать системный подход в организации профориентационной работы в условиях школа-колледж

-повышать качества профессиональной ориентации обучающихся и стимулировать самопознание и профессиональное самоопределение учащихся.

Данный мастер-класс позволяет, также организовать профессиональный диалог по вопросам профориентации учащихся,  развивать у учащихся навыки межличностных коммуникаций и коллективного взаимодействия; способствовать профессиональному самоопределению учащихся; воспитанию трудовой деятельности; обобщению полученных знаний и закреплению их в игровой форме.

Студенты ГБПОУ «Арзамасского колледжа строительства и предпринимательства» продемонстрировали мастер-классы востребованных профессий в настоящее время: парикмахерское дело, поварское и кондитерское дело, швея.

Учащиеся МАОУ «Вадская СОШ» пробовали примерить на себя роль парикмахера, бармена и раскрыть возможности и творческие способности в данном деле, проявить фантазию и креативное мышление.

1парикмах.jpg2парик.jpg

После проведенных мастер- классов учащиеся МАОУ «Вадская СОШ» поделились с организаторами данного мероприятия – студентами Вадского филиала ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» и ГБПОУ «Арзамасского колледжа строительства и предпринимательства», полученными эмоциями, впечатлениями, новыми знаниями.

4.Профориентационные консультации в течении учебного процесса с учащимися МАОУ «Вадская СОШ» и их родителями (законными представителями), направленные на: помощь в выборе профессий, осознании особенностей и интересов личности, склонностей, мотивов выбора, понимании потребностей и возможностей общества, помощь в поиске пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией.
И в заключение хотелось бы отметить. Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться многого. Задача же профориентации помочь учащимся хотя бы тем, что назвать качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у ученика уже есть, а какие ему придется развивать. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали  с его личностными качествами и возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.

2.Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.

3.Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.

4.Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб.пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.

5. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.

6.Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 9-11 классах., г.Барнаул, 2007 г.

7. Интернет ресурсы https://edunews.ru/proforientaciya/materials/dlya-shkolnikov.html
8. https://proektoria.online/


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное образовательное учреждение «

Муниципальное автономное образовательное учреждение «

Пояснительная записка. «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями

Пояснительная записка. «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями

Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии

Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии

Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными…

Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными…

Планируемый результат: - достаточная осведомленность о профессиях и путях ее получения -уверенность школьника в социальной значимости труда - изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по…

Планируемый результат: - достаточная осведомленность о профессиях и путях ее получения -уверенность школьника в социальной значимости труда - изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по…

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);…

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);…

Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); •…

Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); •…

IV. «Человек-художественный образ»

IV. «Человек-художественный образ»

Психологические требования профессий «человек-человек»: • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; •…

Психологические требования профессий «человек-человек»: • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; •…

Е.А.Климовым ( дифференциально - диагностический опросник)

Е.А.Климовым ( дифференциально - диагностический опросник)

В ходе экскурсии происходило ознакомление с

В ходе экскурсии происходило ознакомление с

Мастер- класс от колледжа строительства и предпринимательства (г

Мастер- класс от колледжа строительства и предпринимательства (г

Учащиеся МАОУ «Вадская СОШ» пробовали примерить на себя роль парикмахера, бармена и раскрыть возможности и творческие способности в данном деле, проявить фантазию и креативное мышление

Учащиеся МАОУ «Вадская СОШ» пробовали примерить на себя роль парикмахера, бармена и раскрыть возможности и творческие способности в данном деле, проявить фантазию и креативное мышление

Профориентационные консультации в течении учебного процесса с учащимися

Профориентационные консультации в течении учебного процесса с учащимися

Список литературы: 1. Резапкина,

Список литературы: 1. Резапкина,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2021