Муниципальное автономное образовательное учреждение
« Вадская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
По теме «Время выбирать..»
Авторы: Борисова Елена Александровна, педагог-психолог
Антонова Марина Владимировна, социальный педагог
С. Вад
Пояснительная записка.
«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.»
Апшерони А.
Профессиональная ориентация – это обоснованный комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы подготовить молодое поколение к выбору той или иной профессии. При этом непременно учитываются не только такие объективные факторы, как социально-экономическая обстановка на рынке труда, но и особенности личности каждого школьника.
Данная работа направлена на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач, тренинговых упражнений.
Профессиональная ориентация представляет собой целую систему мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности.
Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:
1. Просвещение.
Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
2.Консультирование.
Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
3. Психологическая поддержка.
Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.
Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на
выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда. Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Формирование устойчивых интересов происходит ориентировочно в 8-11 классах. Таким образом, полноценную профессиональную ориентацию школьников можно проводить с 13-летнего возраста. В 14-15 лет интерес к профессиям конкретизируется и становится гораздо осознаннее. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами, записываются на обучающие курсы, просматривают вузовские программы. Выбор направления, как правило, основывается на склонностях школьника и особенностях его характера. Профессиональное самоопределение учащихся в 8-9 классах помогает найти ответы на вопросы «Что мне нужно?», «Что это за работа?», «Что если я выберу не тот вуз?». Результат грамотно проводимой профориентации в этом возрасте – подготовленность к выбору вида деятельности в будущем, умение составлять план получения желаемой профессии.
Профессиональная ориентация учащихся – это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.
Целью профориентационной работы в школе является:
-расширить информированность учащихся о мире профессий и способствовать их профессиональному самоопределению
– формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Задачи:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. На данном этапе работы с учениками проводится анкетирование. Используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
- поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
Планируемый результат:
-достаточная осведомленность о профессиях и путях ее получения
-уверенность школьника в социальной значимости труда
-изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда
-повысить мотивацию учащихся к труду
-обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для проведения опроса среди учащихся о их профессиональных предпочтениях.
Этапы профориентационной работы.
1.Проведение диагностической работы по методике дифференциально-диагностического опросника Е.А.Климова.
Данный опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Краткое описание типов
профессий.
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать
за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с
профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа»
являются:
•животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой
области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или
животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик,
фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод,
овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач
карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память,
наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные
факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно
длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью,
должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных
условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по
физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой
технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины,
механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника»
являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды
деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют,
конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их
изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы,
регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках,
управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности
технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают
их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять
вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные
сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или
статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая
система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая
система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка,
делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер,
статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник,
копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом)
материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая
система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник,
композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир,
реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по
росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое
воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек»
являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор,
военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми
людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать
намерения и настроение других людей, способность разбираться во
взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать
их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать,
учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
2. Использование ресурсов интерактивной образовательной платформы «ПроеКТОриЯ»
Организация просмотра всероссийских открытых уроков для учащихся выпускных 9-х классов.Цель просмотра: ориентирование учащимися в карьерных развитиях и осознанном выборе своей профессиональной траектории. Открытые уроки подобраны в соответствие с основными типами профессий, предложенными Е.А.Климовым (дифференциально-диагностический опросник).
«Человек-природа»
https://proektoria.online/catalog/media/lessons/zdravstvuy-derevo
(«Здравствуй, дерево!» Отрасли: экология, природные ресурсы)
«Человек-техника»
https://proektoria.online/catalog/media/lessons/kto-u-rulya
(«Кто у руля?»Отрасли: транспорт, автомобилестроение, машиностроение)
«Человек-знаковая система»
https://youtu.be/jKl5UnQIBl8
(«Нереальная реальность» Отрасли: инфокоммуникационные технологии)
«Человек-художественный образ»
https://proektoria.online/catalog/media/lessons/za-kadrom
(«За кадром» Отрасли: культура, искусство)
«Человек-человек»
https://youtu.be/P-Xgcno2R9U
(«Спасти жизнь человека» Отрасли: медицина, ЗОЖ, здоровье)
3.Профориентационная экскурсия в Вадский филиал ГАПОУ «Перевозский строительный колледж».
Цель: создание представлений у учащихся об обучении и подготовки рабочих специальностей Колледжа.
Для профессионального самоопределения и знакомство с определенными профессиональными навыками была организована обзорная, ознакомительная экскурсия в Вадский филиал ГАПОУ «Перевозский строительный колледж».
Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.
В ходе экскурсии происходило ознакомление с Вадским филиалом ГАПОУ «Перевозский строительный колледж»в целом; ознакомление с ведущими профессиями филиала; ознакомление с производственной базой.
Мастера и студенты филиала провели профессиональные пробы в мастерской "Сантехника и отопление" и "Холодильная техника и системы кондиционирования" для учащихся МАОУ " Вадская СОШ". Мастера производственного обучения доступно и интересно познакомили школьников с современными средствами обучения, которыми оснащены производственные мастерские и которые применяются для практического обучения будущих профессионалов. Учащиеся задавали вопросы, интересовались работой механизмов и действующих стендов. У школьников была возможность выполнить элементы демонстрационного экзамена по этой компетенции самостоятельно. Мероприятие прошло интересно и увлекательно. Учащиеся открыли для себя много нового и полезного.
4. Мастер- класс от колледжа строительства и предпринимательства (г.Арзамас) для учащихся МАОУ «Вадская СОШ»
Профориентационный мастер- класс, проводимый колледжам позволяет сформировать реальный уровень профессиональных притязаний, т.е. согласование между собой интересов, способностей, самооценки с профессиональными намерениями. Посредством мастер- класса школьникам предоставляется возможность выполнять некоторые виды работ, связанные с профессиональной деятельностью.
Цель профориентационного мастер-класса:
-показать системный подход в организации профориентационной работы в условиях школа-колледж
-повышать качества профессиональной ориентации обучающихся и стимулировать самопознание и профессиональное самоопределение учащихся.
Данный мастер-класс позволяет, также организовать профессиональный диалог по вопросам профориентации учащихся, развивать у учащихся навыки межличностных коммуникаций и коллективного взаимодействия; способствовать профессиональному самоопределению учащихся; воспитанию трудовой деятельности; обобщению полученных знаний и закреплению их в игровой форме.
Студенты ГБПОУ «Арзамасского колледжа строительства и предпринимательства» продемонстрировали мастер-классы востребованных профессий в настоящее время: парикмахерское дело, поварское и кондитерское дело, швея.
Учащиеся МАОУ «Вадская СОШ» пробовали примерить на себя роль парикмахера, бармена и раскрыть возможности и творческие способности в данном деле, проявить фантазию и креативное мышление.
После проведенных мастер- классов учащиеся МАОУ «Вадская СОШ» поделились с организаторами данного мероприятия – студентами Вадского филиала ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» и ГБПОУ «Арзамасского колледжа строительства и предпринимательства», полученными эмоциями, впечатлениями, новыми знаниями.
4.Профориентационные консультации в течении учебного
процесса с учащимися МАОУ «Вадская СОШ» и их родителями (законными
представителями), направленные на: помощь в выборе профессий, осознании
особенностей и интересов личности, склонностей, мотивов выбора, понимании
потребностей и возможностей общества, помощь в поиске пути достижения
оптимального соответствия между личностью и профессией.
И в заключение хотелось бы отметить.
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде
бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям,
и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии
он может добиться многого. Задача же профориентации помочь учащимся хотя бы
тем, что назвать качества, которые человеку потребуются для данной профессии,
какие качества у ученика уже есть, а какие ему придется развивать. Необходимо
помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она
предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и
возможностями.
Список литературы:
1. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
2.Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
3.Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
4.Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб.пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
5. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
6.Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 9-11 классах., г.Барнаул, 2007 г.
7. Интернет ресурсы https://edunews.ru/proforientaciya/materials/dlya-shkolnikov.html
8. https://proektoria.online/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.