Профилактика экзаменационного стресса
Экзамен –
это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого
результата. Стресс возникает не только при нагрузке, но и при отсутствии
её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной
напряженностью.
Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность –
это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и
испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать,
собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах. Тревожность - это поток чувств,
сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться. Это
естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации,
тревожность испытывают все люди.
3 фазы реагирования на стресс:
-1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).
-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)
-3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению)
· Невозможность сосредоточиться на чем – то
· Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
· Ухудшение памяти, внимания.
· Слишком часто возникают чувство усталости.
· Очень быстрая речь, быстрая ходьба
· Мысли часто «улетучиваются»
· Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
· Повышенная возбудимость и раздражительность
· Появление агрессивности, конфликтности
· Проявление нетерпеливости, нервозности
· Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)
· Потеря чувства юмора
· Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
· Появление чувства душевного опустошения
· Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
· Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
· Отрицательное отношение к жизни
· Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
· Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
· Стараться высыпаться и правильно питаться
· Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
·
Переключаться
на приятные сегодняшние воспоминания
(новости, комплименты, хорошие дела).
· Не боятся плакать
· Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
· Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
· Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
· Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.
Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг
Лучшему запоминанию способствует – морковь
От напряжения и усталости хорошее средство – лук
Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы)
Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение
От нервозности вас избавит – капуста
Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.
Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.
Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.
Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:
Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите их.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом- активным.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Экзамены – это действительно стрессор. Ощущение
огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает
подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если
ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится,
это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш
ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им задания,
кому-то нужно помочь написать планы и конспекты.
Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Помочь, понять и поддержать – вот главная задача родителей во время экзаменационной поры.
Удачи Вашим детям!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.